"Работа с музыкально-одаренными детьми в детском саду"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Работа с музыкально-одаренными детьми в детском саду"
Автор: Королькова Татьяна Павловна
Работа с музыкально одаренными детьми
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.
Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:
выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.
Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.
Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности:
1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;
2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;
3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.
Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.
Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.
Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов). Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.
Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения.
1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников;
2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;
3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения):
Выраженное стремление к музыкальной деятельности
1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано
2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене
3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества
Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:
1. инициативность - безынициативность;
2. креативность, эвристичность - репродуктивность;
3. образность, эмоциональность - рациональность, понятийность;
4. спонтанность - аккуратизм;
5. воля, упорство- мягкотелость, нерешительность
Характер общения и поведения на музыкальных занятиях
1. заинтересованность
2. инициативность
3. активность
4. творческость
Уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики)
1. Высокий
2. Средний
3. Низкий
Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики)
1. Высокий
2. Средний
3. Низкий
Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Учитывая выше сказанное, без специально организованных процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может обойтись.
Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.
Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:
участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.
Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна – музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.
В нашем ДОУ организована работа с музыкально одаренными детьми в пении и разработана программа по данному направлению.
Цель программы: Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию творческих проявлений.
Задачи:
Расширять диапазоны голосов детей дошкольного возраста и формировать их естественное звучание;
Организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки;
Совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию в пении;
Формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через пение;
Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении.
Структура занятий:
1 . Артикуляционная гимнастика.
Цель: Совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогать правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы;
2. Интонационно – фонетические упражнения.
3. Упражнения на дыхание.
Цель: Укреплять лёгкие и голосовой аппарат дошкольников, формировать правильное дыхание;
4. Основная часть - вокально-хоровая работа.
4.1. Распевание;
4.2. Пальчиковые и подвижные игры;
4.3. Работа над песней:
4.3.1. Знакомство с песней (1 – 2 занятия);
4.3.2. Прослушивание;
4.3.3. Беседа, разъяснение текста;
4.3.4. Повторное исполнение;
4.4. Разучивание песни (3 – 4 занятия):
4.4.1. Работа над звукообразованием;
4.4.2. Работа над звуковедением;
4.4.3. Работа над дыханием;
4.4.4. Работа над ансамблем;
4.4.5. Работа над дикцией;
4.5. Закрепление (1 – 2 занятия).
4.5.1. Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением песни.
Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Перспективный план работы
Период прохождения материала
Программное содержание
Репертуар
Сентябрь - октябрь
- Расширять диапазон детского голоса; - Закреплять у детей умение точно переда-вать ритмический рисунок хлопками и на металлофоне; - Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения (вверх-вниз) и различные интервалы; - Учить детей точно попадать на первый звук мелодии песни; - Учить детей петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией; - Брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами; - Учить слушать и слышать себя и товарищей по пению; - Учить петь хором, небольшими ансамбля-ми, по одному, с музыкальным сопровожде-нием и без него; - Учить петь ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук; - Добиваться выразительного исполнения песен; - Учить детей передавать характер и смысл каждой песни; - Стимулировать сочинение собственных мелодий, марша, колыбельной (без текста); - Совершенствовать умение правильно сидеть и стоять во время пения.
Дыхательные упражнения: Ладошки, Погончики, Насос, Кошка, Обними плечи, Маятник, Повороты головы. Артикуляционные упражнения: Iблок. Подвижные игры: Ёлочка, Синий шар, Каша. Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: КукушкаЕ.Тиличеевой, БубенчикиЕ.Тиличеевой, Качели Е.Тиличеевой. Песни: Кукушка А.Варламова, Если добрый ты Б.Савельева, Мама Н.Тимофеевой, Улыбка В.Шаинского. Творческие задания: Самолёт Т.Бырченко, сочинение марша, колыбельной.
Ноябрь - декабрь
- Уточнять умение детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции; - Упражнять в чистом пропевании этого интервала сверху вниз; - Упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии; - Закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки;
Дыхательные упражне-ния:
Ушки, Маятник головой, Перекаты, Рок-н-ролл, Мячик, Песня волка, Песня ветра, Ниточка. Артикуляционные упражнения:I и II блок. Подвижные игры: Тарелка, Чашка, Утки.
Ноябрь - декабрь
- Учить детей удерживать интонацию на одном звуке; - Продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом; - Удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко; - Правильно выполнять логические ударения; - Продолжать учить детей чисто интониро-вать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вверх вниз на квинту и кварту; - Упражнять в точном интонировании трезвучий (фа-ля-до, ре-фа-ля), удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонический ход на сексту вверх; - Петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая и т.д.); - Побуждать детей импровизировать простейшие мотивы определённого характера, жанра (вальс, марш, полька); - Контролировать певческую установку во время пения.
Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: Барабан Е.Тиличеевой, Как под наши ворота (р.н.п.), Вальс Е.Тиличеевой. Песни: Голубой вагон В.Шаинского, Спляшем Ваня А.Варламова, Гномики К.Костина. Творческие задания: Снежок Т.Бырченко, Вальс, Полька, Марш, Плясовая.
Январь - февраль
- Продолжать учить различать и самостоя-тельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки; - Упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии; - Упражнять в чёткой дикции; - Формировать хорошую артикуляцию; - Уметь показать рукой движение мелодии вверх и вниз, чередование долгих и коротких звуков; - Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; - Чисто интонировать в заданном диапазоне; - Учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием; - Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания; - Добиваться выразительного исполнения песен различного характера;
Дыхательные упражнения: Восход-заход, Стокатто, Удивлялки, Знакомство, Веточка, Кукушонок, Певец. Артикуляционные упражнения: I, II, III блоки. Подвижные игры: Конь, Мамочка, Ворона, Петух. Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: Небо синее Е.Тиличеевой, Бубенчики Е.Тиличеевой, Труба Е. Тиличеевой. Песни: Где водятся волшебники? М.Минкова, Дождь пойдёт по улице В.Шаинского,
Январь - февраль
- Петь с музыкальным сопровождением и без него; - Подводить детей к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение; - Продолжать стимулировать и развивать песенное творчество детей; - Учить детей самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст; - Развивать ладотональный слух, используя интонационно-фонетические упражнения (Приложение №2).
Три весёлых зайчика К.Костина, Бабочка А.Варламова. Творческие задания: Зайка, зайка, где бывал? М.Скребковой.
Март – апрель - май
- Закреплять умение детей различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движением руки, выкладыванием ритмичес-кого рисунка мелодии на фланелеграфе; - Продолжать упражнять в умении удержи-вать интонацию на одном повторяющемся звуке; - Закреплять навык звуковысотной ориенти-ровки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мело-дического оборота выше – ниже; - Учить детей распознавать на слух движения мелодии, определять повторность звуков, наличие скачка в начале; - Упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке (до2, ре2); - Петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом произведения; - Закреплять навык естественного звукообразо-вания, умение петь легко, свободно, без напряжения; - Следить за правильным дыханием; - Удерживать интонацию при переходе от одной тональности в другую; - Продолжать учить детей импровизировать мелодии различного характера на заданный текст и придуманный самостоятельно (по картинке, исходя из словесного образа и т.д.); - Добиваться, чтобы при самостоятельных поисках песенных импровизаций дети использовали свой музыкальный опыт, знание музыкальной речи, сочиняя песню – марш, песню – вальс, песню – польку, грустную и весёлую песни и т.д.;
Дыхательные упражнения: Свечи, Воздушный шарик, Сова, Аист, Шапка, Гармошка, Деревья, Зоосад. Артикуляционные упражнения: I, II, III блок. Подвижные игры: Зайка, Звери, Медвежонок, Грузовик, Бабочка. Интонационно-фонетические упражнения. Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: Смелый пилот Е.Тиличеевой, Скок-поскок р.н.попевка, Вальс Е.Тиличеевой. Песни: Самая счастливая Ю.Чичкова, Дорога добра М.Минкова, Кот Мурлыка Л.Олифировой, Кашалотик Р.Паулса. Творческие задания: Осенью, Весной Г.Зингера, Весёлая песенка, Грустная песенка В Агафонникова.
Для определения направлений и форм работы с детьми используются некоторые виды контроля как одного из способов отслеживания динамики творческого роста воспитанников.
Предварительный контроль проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявление исходного уровня подготовки воспитанников.
Формы контроля:
- собеседование – выявляются интересы и творческий уровень детей;
- прослушивание – выявляются музыкальные данные ребенка: музыкальная память, музыкальный слух, ритм; вокальные данные ребенка – тембр, диапазон, четкость произношения.
Текущий контроль определяет степень усвоения детьми музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности воспитанников к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала.
Форма контроля:
- творческая результативность в течение года, вокальный репертуар, краткая характеристика воспитанников на конец года и рекомендации на следующий год.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее обучение.
Форма контроля:
- отчетный концерт в конце учебного года, который способствует развитию музыкальных способностей детей, демонстрирует творческий рост, является видом поощрения и стимулирования воспитанников.
Самоконтроль воспитанника выражается в самодисциплине, четкой организации выполнения домашнего задания, ответственности перед выступлением.
Используемые формы, методы, приемы организации музыкально-эстетической деятельности позволят создать благоприятные условия для развития эстетического вкуса, эстетической культуры воспитанников, обогатить процесс эстетического воспитания в целом.
Планируемый результат.
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в концертах);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.
Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:
разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью
осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;
организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;
способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;
организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.