развитие интонационной стороны речи
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: развитие интонационной стороны речи
Автор: Максимова Елена Витальевна
Игра «Какой овощ я загадала?»Цель: развивать умение пользоваться утвердительной ивопросительной интонацией высказывания.Оснащение: по 2 картинки (овощи, фрукты и др., алгоритм описания предмета.Взрослый задает вопросы об овощах, выделяя значительным повышением тона слово, на которое падает логическое ударение.Ребенок отвечает на вопрос, выделяя понижением тона логически выделенное слово.Далее задавать вопросы тренируется ребенок.Например: Это овощ КРУГЛЫЙ? - Да, он круглый.Он ЖЕЛТЫЙ? - Да, он желтый.Он ГОРЬКИЙ? - Нет, он сладкий.Это РЕПА? - Да, это репа.(лук - репа, капуста - огурец, картофель - помидор.)Игры на изменение темпа речи.«Мышка и черепаха».Уточните с детьми, как бегает мышка (быстро) и как передвигается черепаха (медленно). Предложите «пробежать» пальчиками по столу быстро-быстро, как мышка и повторять в такт движению слова «пим, пим, пим». Затем предложите прошлёпать по столу ладошками медленно и грузно, имитируя движение черепахи, проговаривая в соответствии с движениями слова «шлёп, шлёп, шлёп». В дальнейшем один из игроков называет животное, а другие игроки изображают его движение.«Поехали, поехали».Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами». Заканчивают потешку, замедляя темп и падая на пол: «Подустали, притомились, на землю свалились». «Лягушка и лягушата».Взрослый будет «лягушкой», дети – «лягушатами». Скажите детям, что лягушки квакают громко: «КВА-КВА-КВА», а маленькие лягушата – тихо: «Ква-ква-ква». Поговорите друг с другом на «лягушачьем» языке: «КВА-КВА-КВА» - «Ква-ква-ква». Точно так же можно организовать «диалог» собаки и щенят, кошки и котят и т. д.«Игра на пианино».Дети, имитируя игру на пианино, поднимают и опускают кисти рук так, чтобы пальцы касались стола. Одновременно проговаривают слова четверостишия, изменяя силу голоса в соответствии с текстом.Ударяй тихонечко: стук- стук – стук (тихо,И тогда услышишь ты нежный звук (шёпотом,Ударяй сильнее: стук – стук – стук (нарастающая громкость,И тогда услышишь громкий звук (очень громко).3. Изменение высоты голоса добавляет речи певучесть, нежность и гибкость и называется МЕЛОДИКОЙ.Для привлечения внимания детей к мелодике (основному тону голоса) можно использовать такой прием, как «рассказ проблемной истории»:"Вчера я была в магазине. Там купила яблоки, груши, бананы. Это фрукты". После паузы можно спросить у детей: "Почему вы мне ничего не ответили?" Предположительный ответ детей: "Вы нас не спрашивали!" - "Ну, хорошо, слушайте дальше. А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи?" - "Да, конечно!" - "Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?" Скорее всего, дети не дадут правильного ответа, но выскажут предположение, что изменился голос. Эффективным является приём дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз.При работе со старшими дошкольниками можно ввести термины: «голос повышается», «голос понижается» и графическое изображение движений.Игры, упражнения на овладение мелодикой.Упражнение «Маляр» (имитация движений маляра рукой вверх-вниз): понижение и повышение голоса при произнесении гласных звуков, сочетаний из 2-3 гласных звуков, слогов.Задание: произнести слоги и предложения с повышением тона:Ай-ай-ай – рано утром ты вставай.Ой-ой-ой – будем песню петь с тобой.Эй-эй-эй – мы поём, как соловей.Ой-ой-ой – хорошо нам петь с тобой.