"Дайте, пожалуйста"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Дайте, пожалуйста"
Автор: Ругаль Елена Геннадиевна
«Дайте, пожалуйста...»Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка поступившего в детский сад этот круг расширяется - добавляетсяобщение со сверстниками, воспитателем и другими работниками дошкольногоучреждения. Каковы же пути и средства воспитания у детей культуры общения?В детском саду маленькому ребенку прививают навыки, которые связаны свыполнением режима (всё делать вовремя, в нужном темпе, согласованно сдругими детьми); с самообслуживанием и гигиеническими требованиями(самостоятельно умываться, есть, раздеваться и др.). Он должен усвоитьнеобходимый порядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации,иначе у него не выработается положительный стереотип поведения.Усваивая необходимые навыки работы постепенно, в естественных ситуациях, знакомиться с правилами, связанными с соблюдением чистоты и опрятности, поведения за столом, с правилами общения со сверстниками.По мере взросления ребенка, расширяется круг правил, усваивая которые онконкретизирует свои знания. Например, воспитанников детского сада знакомят со следующими правилами: «Как вести себя на улице, в транспорте»; «Соблюдатьправила пешехода»; «Как вести себя во время разговора с взрослыми»; «Правилавежливости» и др. Чтобы руководствоваться этими правилами, ребенкунедостаточно знать их. Например, ему известно, что при встрече принятоздороваться, за услугу благодарить, за нечаянно доставленное неудобствоизвиниться, но, очутившись в одной из подобных ситуаций, ребенок «забывает»об этом. Однако если его товарищ уклониться от подобных правил, он остроподмечает это, искренне критикует его, но не замечает, что сам поступает также.Важно, чтобы в семье выполнение этих же правил было обязательным. Еслиродители требуют, чтобы ребенок благодарил за услугу, вежливо обращался спросьбой, убирал за собой вещи и игрушки, то это действие, повторяясьежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, постепеннопревращаются в привычные, вытекающие из внутренней необходимостипоступать именно так, а не иначе.Полезно упражнять детей в выполнении правил и в естественных, и вспециально создаваемых ситуациях, использовать для этого различныепоручения, задания игры.Четырёхлетнему ребенку поручили сходить к соседу и попросить что -нибудь, при этом напоминают ему, как обращаться с просьбой, выразитьпризнательность за услугу,- Прежде чем выйти, не забудь спросить разрешение об этом. Поздоровайся совсеми, а потом вежливо скажи Марии Ивановне: «Дайте, пожалуйста...» незабудь о слове «Пожалуйста», затем скажи «спасибо», говори четко и ясно, чтобытебя услышали и поняли.Эти же требования для ребенка постарше не звучат столь прямолинейно, авыражаются форме вопросов: «Прежде чем войти к соседям, что нужно сделать?Как ты обратишься с просьбой? Если Мария Ивановна с кем - нибудьразговаривает, как ты поступишь?» Когда ребенок выполнит поручение можноспросить его: «Расскажи, как ты выполнил мою просьбу. Был ли ты вежлив?Почему ты так думаешь?» Это побуждает его проанализировать собственноеповедение.Только убедившись в том, что ребенок знает и понимает правила, можнотребовать от него соответствующих форм поведения.Чем младше ребенок, тем меньше он способен контролировать свое поведение,помнить и выполнять правила. Поэтому взрослый постоянно напоминает ему обих соблюдении: «Сейчас разденемся, аккуратно сложим свои вещи в шкаф ипойдем умываться», «Ты помнишь, что нужно сделать перед мытьем рук, что быне замочить рукава?»Подсказывая, как надо поступить, он как бы программирует эти действия,предотвращая отрицательные проявления.Дети среднего и старшего возраста не нуждаются в частых напоминаниях, онимногое знают и умеют. Указания рассчитаны на более высокуюсамостоятельность: «Надеюсь, ты был вежлив?», «Проверь, всё ли ты сделал какнадо?», «Посмотри на себя в зеркало, всё ли у тебя в порядке?»Руководствуясь поведением детей, приходится прибегать и к замечаниям. Какделать замечания, чтобы они не вызывали в ребенке внутреннего сопротивления?Здесь важны так же и доброжелательность взрослого, учет индивидуальныхособенностей детей, конкретной ситуации. В одном случае можно мягко, нетребовательно, тоном, не допускающим возражений, сказать: «Так не обращаютсяк старшим». Полагается называть взрослых на «Вы». В другом - сделатьзамечание: «Как ты так мог? Это не похоже на тебя» В третьем - воздержаться отзамечания, но при случае напомнить: «Ты вел себя нехорошо, Мне пришлоськраснеть за тебя» В четвертом - спросить: «Как ты думаешь, ты хорошо себявел?»Любое воздействие - приказ или указание, запрет или просьба, совет илинапоминание, предупреждение или отказ - должно опираться на сознаниеребенка, предусматривать уважение к нему как к развивающейся личности.Маленькие дети не всегда способны вникать в суть объяснений, а обычныетребования иногда не доходят до них. В таких случаях необходимы игровыеприемы. Можно использовать знакомые потешки, смешные сравнения излюбимых художественных произведений. Волшебное воздействие оказывают надетей юмористические стихи Г. Ладонщикова из книги «Про знакомые дела».Кому хочется слышать намёки на неопрятность, невежливость?Я под краном руки мыла, А лицо помыть забыла, Увидал меня Трезор, Закричал: «Какой позор!»Используются педагогами такие произведения как «Мойдодыр»«Федорино горе» К.И Чуковского; «Девочка чумазая», Девочка - рёвушка»;А. Барто «Что такое хорошо и что такое плохо»; В.В. Маяковского; «Неумейка» Я.Акима и многие другие.Хорошо воздействуют на ребенка к месту сказанные шутки, прибаутки,загадки. Дети легко запоминают и часто сами употребляют пословицы: «Когда яем - я глух и нем»; «Кончил дело - гуляй смело»; «Скучен день до вечера, колиделать нечего».Детям среднего и старшего дошкольного возраста полезно раскрыватьнравственный смысл отдельных правил. Они уже способны понять, что правиланеобходимо выполнять, так как в них заложено уважение к труду взрослых.(«Вытер ноги, убрал за собой - значит, уважаешь труд мамы»); к покою,удобству, отдыху окружающих («Нельзя громко говорить или играть в шумныеигры там, где читают, занимаются или отдыхают, - это значит проявлять неуважение к людям и т. д.Взрослые помогают ребенку уяснить, почему воспитанный человек поступает так, а не иначе (« Если ты не умеешь себя вести хорошо, то вызываешьу окружающих осуждение, тебя сочтут невоспитанным, не станут уважать»)Дети старшего дошкольного возраста способны понять, почему, общаясь сокружающими людьми и сверстниками, они должны соблюдать общепринятыенормы поведения. Взрослые разъясняют им, что привлекать вниманиеокружающих неприлично; находясь на улице прыгать, загораживать тротуарвстречному потоку пешеходов нельзя, потому что это доставляет людямнеудобства, является признаком невоспитанности и неуважения к окружающим.Тот, кто не умеет с уважением относиться к другим, никогда не можетрассчитывать на уважение к себе.Дети воспринимают правила поведения осознанно тогда, когда взрослыеконкретно обосновывают их. Можно сказать так: «На садовую скамейкустановиться ногами и сыпать землю не положено». Но можно выразить эту мысльиначе: «На скамейку люди садятся отдохнуть. Надо, чтобы она была чистой, а томожно испачкать одежду». В первом случае требования категоричны, они невызывают у ребенка раздумий. Во втором случае - рассчитаны на ихосознанность. А мотивировка связывается с удобством для других, поэтому иответственность за собственные поступки повышается.Для расширения представлений детей о культуре отношений между людьмирекомендуется использовать ролевые игры, такие как «Магазин». «Поста».«Поликлиника». «Библиотека» и пр., правила и условия, в которых обязываютребят проявлять такт, вежливость, умение обращаться с просьбой. По ходу игрывзрослые напоминают детям, что они должны быть вежливыми,предупредительными, иначе ни врач, ни продавец, ни библиотекарь не будутобслуживать его.Осмыслению нравственной основы правил способствуют этические беседы,которые проводятся со старшими дошкольниками. Ребенку можно задатьвопросы: «Чтобы ты сделал, если бы увидел, что взрослый что-то уронил?»;«Тебя послали к соседям к соседям одолжить соль: как бы ты обратился спросьбой?»; « Ты вошел в коридор детского сада, а там родители твоихтоварищей по группе. Как правильно поздороваться с ними?»Психологической особенностью дошкольника является его стремление кподражанию. И воспитатели, и родители широко используют, формируяположительное поведение ребенка, пример друзей. Сила примера в егонаглядности и конкретности. Особенно действенен пример в сочетании со словомвзрослого: «Дима поступил как гостеприимный хозяин - предложил гостю стул ивежливо предложил ему сесть. Воздействие от такого приема усиливается, еслиещё и подкрепляется оценкой взрослого: «Поступил хорошо»; «Это по-товарищески»; «Можно гордиться поведением Жени» и т.д.Воспитатель рассказывает родителям, что в детском саду обычно отмечаютположительное поведение тех детей, которые всегда ведут себя примерно, но икаждого, кто каким- либо действием, поступком заслужил это: Коля проявилвежливость»; Лена больше не отнимает игрушки у ребят»; « Данил сегодняпоздоровался приветливо и громко, так что слышали все дети». Это вселяет вребенка веру в свои возможности, в то, что он может стать примером длятоварищей.Мнение коллектива как фактора, воздействующего на отдельного ребенка,нельзя недооценивать, но и нельзя им злоупотреблять. Уже малыши испытываютчувство неловкости и стыда за допущенный проступок, особенно если о нёмрассказывают при всех. Это сильный способ воздействия на детей, а в отдельныхслучаях он равен наказанию. Его можно применять лишь в крайних,исключительных случаях, когда другие, более мягкие способы, применяемыеранее, не имели успеха. Если детский поступок часто подвергаетсяобщественному осуждению, то чувствительность ребенка невольно притупляется.Руководя поведением детей, важно подходить к этому творчески, этопроявляется в умении понимать ребенка и находить решения в выборе средстввоздействия. В любом случае взрослый должен предвидеть реакцию наизбираемый им метод воздействия. Детей застенчивых приходится подбадривать, терпеливо напоминать о соблюдении правил: «Не забудь поблагодарить!»;«Поздоровайся так, чтобы тебя все слышали». Такие дети особенно нуждаются впоощрении добрым словом, являющимся стимулом самоутверждения,преодоления робости. Капризные, упрямые лучше реагируют на игровые приёмы, добрую шутку, потешку.Для прочного усвоения правил необходим систематический контроль заповедением ребёнка в игровой, учебной, трудовой деятельности, в повседневнойжизни, в общении со сверстниками и взрослыми. Однако контроль не долженбыть навязчивым, с указаниями типа: «Так не полагается»; « Извинись!»;«Уступи»; «Проверю, как ты будешь себя вести» и т.д.Руководство поведением детей должно сочетаться с предоставлением имразумной самостоятельности. Когда они овладевают правилами культурыповедения, то будут вести себя так, как их учили, и в отсутствии взрослого.