Проблемы современного подростка


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблемы современного подростка
Автор: Хорт Наталья Викторовна

Хорт Наталья Викторовнапедагог – психолог ГБПОУ «УМТ»п. Улькан Иркутская областьПроблемы современного подросткаРодители любят своих детей, хотят сделать все, чтобы детям было лучше, но иногда делают все наоборот. В субъективности переживаний затуманиваются контуры типичного. Так и родители, испивая, свою чашу родительского счастья, страдания, гнева и радости, отдают предпочтение своим собственным ценностям, опыту и умозаключениям, не отдавая себе отчета, что их ценности, опыт, умение мыслить, определены широким спектром социальных факторов – типичны.Тип семьи, уровень образования, профессия, социальная общность, к которой они принадлежат, книги, которые читают, телевизионные передачи – все это и многое другое определяет не только ценности, образ жизни и культурные ориентации, но и их родительский опыт. Родители неудовлетворенные своим ребенком или самим собой, думают, что тревожащие их проблемы отражают неповторимость, своеобразие их личного опыта, их индивидуальность. Однако чаще всего за проблемами стоят типичные ситуации, общие для многих родителей. Можно сказать, что в «родительстве» с самой очевидной противоречивостью сочетаются личностные и общественные проблемы.Родители могут отказываться видеть поле жизненных проблем, могут считать, что все и так ясно, что они и так знают, как должно жить и поступать, что они все делают верно, и учиться им незачем.Оказывать помощь родителям, не обращающимся за ней, практически бессмысленно. Однако можно помочь родителям увидеть проблемы, с которыми сталкиваются их дети, показать различные способы разрешения детьми жизненных задач.Проблемы «Отцов и детей» - проблемы традиционные, но даже они по-новому раскрываются в современном контексте жизни людей.Родители прошлого поколения и родители сегодня – это очень разные люди, несмотря на то, что сложности и проблемы типичны:- ребенок непослушен,- дерзок с взрослыми,- не хочет учиться, - хватается то за одно, то за другое, не сумев ничего закончить до конца.Как следует вести себя родителям, чтобы, не нанося ребенку вред, исправить его поведение?В современной жизни грамотное решение подобных проблем связано с пониманием ребенка, его психологического и физического состояния, с доверием к ребенку, к способу выражения его душевного состояния. Не принятые предписания и правила, как это было раньше, а интересы личности ребенка выступают сегодня ориентиром для грамотного поведения родителей.В работах, посвященных образованию родителей, выдвигаются следующие идеи:1.Уважение к личности ребенка с самых первых дней его жизни, недопустимость несправедливого, унижающего достоинства детей отношения. 2.Нравственное воспитание детей в семье с самых первых дней их жизни3.Акцентакцент на воспитании всесторонне развитой личности.4.Важность понимания и учета родителями индивидуальных особенностей и склонностей ребенка.При грамотном построении поведения родителей необходимо учитывать ряд характерных особенностей жизни современных детей:
  • Живут в экологически, психологически и социально небезопасной ситуации;
  • более раскованы, свободны, чем это было раньше;
  • имеют более широкий кругозор, шире информированы о жизни;
  • раньше сталкиваются с проблемой денег, наркотиков, искушений, конкуренции, одиночества;
  • более прагматичны, чаще думают о выгоде, пользе «здесь и сейчас»;
  • их дружеские отношения чаще подвергаются испытаниям.
  • Каждый из названных факторов по-разному отражается на жизни ребенка:1.Большая свобода и раскованность при отсутствии стабильности и гарантированности приводит, напримера) к выраженной психологической неуравновешенности подростков,б) увеличению немотивированной спонтанной агрессии, в) неумению сосредоточиться, быть внимательным.2.Большая информированность о жизни часто связана са) менее глубоким ее постижением,б) порождает уверенность ребенка «Я знаю»Эта позиция носит защитный характер, позволяет ребенку на психологическом уровне почувствовать себя более уверенно. Ребенок закрывается от нависшего над ним мира взрослых. Он учится только обозначать различные предметы и жизненные ситуации, только вспоминать, что он когда – либо видел или слышал, но реже действовать с этими предметами самостоятельно. Как показывает современная статистика, увеличивается число детей, становящихся жертвами болезней взрослого мира:- мать, ведущая себя чрезмерно раскованно и вульгарно воспитает такую же дочь.- отец, нередко неспособный обеспечить свою семью материально, не останавливает сына, входящего в систему вымогательства, приносящего в семью большие деньги. Не обращает внимания, откуда у него деньги на новые вещи, сигареты и т.п.- девушки и юноши все раньше вступают в половые отношения, при том, что противозачаточные средства сегодня доступны, статистика абортов девушек до 16 лет увеличивается, что может объясняться сугубо психологической безграмотностью.- проблемы не обходят и благополучные семьи, где не подготовленные к искушениям дети не умеют противостоять соблазнам.Статистике достоверен факт: если родители часто спокойно и серьезно говорят со своими детьми о способах предотвращения фатальных ошибок, то дети увереннее ведут себя в ситуациях риска. Однако для того, чтобы дети родители могли так говорить, между ними должны существовать доверительные отношения. Чувства, мнения и действия не скрываются от глаз их ребенка и в целостности своей выступают важнейшим фактором развития и воспитания.Рассогласованность действий, чувств, убеждений приводит родителей к ощущению неудовлетворенности своей жизнью. На данный момент (по данным проводившихся социологических исследований) только 10% родителей вполне удовлетворены своей жизнью. И дети это видят, чувствуют (и подсознательно, возможно и не желая этого, живут по «программе» своих родителей!).Поэтому очень важно, чтобы родители, прежде чем учить ребенка нашли «золотую середину» в себе.