«Агрыз мой – милый север Татарстана»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Агрыз мой – милый север Татарстана»
Автор: Арсланов Адель Айнурович

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз Агрызского муниципального района РеспубликиТатарстанИсследовательская работа по краеведению«Агрыз мой – милый север Татарстана»Автор: Арсланов Адель Айнурович, ученик 6 классаРуководитель: Зиннатова Лилия Илфаровна,учитель татарского языка и литературыСодержание.Введение……………………………………………………….3Общие сведения о городе…………………………………….4Символика Агрыза……………………………………………5История Агрыза……………………………………………....8Железная дорога……………………………………………..11Агрызцы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг………………………………………………………………14Улицы моего города..........................................................18Заключение…………………………………………………...22Список литературы…………………………………………..23ВведениеАгрыз мой – милый север Татарстана, Берёзы загляделись в светлый Иж. Любить тебя, Агрыз, не перестану; Звездою в сердце ты в моем горишь!Ф. Хакимова.Мой город, край родной. Как много эти слова говорят сердцу каждого из нас. И, счастлив человек, сохранивший любовь к родной стороне на протяжении всей своей жизни. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Мы тоже, учащиеся 8 класса, решили прославить наш Агрыз и начали писать исследовательскую работу про наш городок. Познание малой родины начали с изучения ее природы, истории, достойных культурных памятников, духовных ценностей народа, достойных биографий и уважаемых земляков. «Где родился, там и пригодился», – гласит пословица. Пригодиться своей родине может только тот человек, которого учили любить ее с детства и, конечно же, невозможно любить то, чего не знаешь. «Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле», – писал академик Д.С. Лихачев. Основными источниками для написания работы послужили: материалы Музея истории и культурного наследия Агрызского района, городского архива, сведения старожилов.Для написания работы были использованы так же книги, учебные пособия и энциклопедические статьи. Этот город малоизвестен, но те, кому удалось побывать, вспоминают наш городок самыми теплыми чувствами. Давайте поближе познакомимся с ним. Добро пожаловать в наш Агрыз!Общие сведения о городе.Агрыз - городСтрана -РоссияСубъект федерации -ТатарстанМуниципальный район -АгрызскийКоординаты: 56°31′00″ с. ш. 52°59′00″ в. д. (G) (O) (Я)Показать географическую карту 56°31′00″ с. ш. 52°59′00″ в. д. (G) (O) (Я)Первое упоминание -1646Город с1938Площадь8,6 км²Высота центра 90 мНаселение 19 157[1] человек (2010)Часовой поясUTC+4Телефонный код+7 85551Почтовый индекс422230Автомобильный код16, 116Агры́з ( Әгерҗе, Əgerce) — город районного подчинения в , административный центр  .Площадь 8,6 км². Город расположен на крайнем северо-востоке Татарстана, на границе с , у подножия Сарапульской возвышенности, на реке Агрызка (небольшой приток реки Иж, бассейн ), в 304 км к востоку от  и в 36 км к югу от . Железнодорожный узел (направления на Казань, Екатеринбург, Ижевск). Город с 1938 года. Район богат природными ресурсами. Более 20% района покрыто лесами, в основном, это хвойные породы деревьев. Имеются запасы известняка, мергелей, глин, песка, торфа, месторождения нефти. Население.На сегодняшний день в городе проживает 19 тыс. человек. Татары составляют 59,9 %, русские 25%, марийцы 7,3 %, удмурты 6,4 %, остальные – представители других наций.Символика Агрызского районаУтвержден решением Совета Агрызского муниципального района от 01.08.2006 № 7-4.Внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 2624.Описание герба« В зеленом поле на узкой лазоревой (синей, голубой) оконечности, всадник в серебряной шапочке (каляпуше), в рубашке, штанах и сапогах того же металла и в черной безрукавке, едущий на серебряном коне в червленом (красном) уборе, левой рукой держащий узду, правой - показывающий вперед. Справа вверху всадник сопровожден серебряной звездой о 8-ми лучах, косвенные лучи которой короче, а нижний луч длиннее прочих; влево от звезды отходит золотое крыло».Обоснование символики гербаАгрызская земля богата своей историей и традициями. Районный центр - город Агрыз известен с 1646 года. В гербе района отражены его исторические, этнографические и социально-хозяйственные особенности. Главная фигура герба, сидящий на коне всадник в национальных татарских одеждах, символически отражает легенду об основателе этого поселения по имени Агрыз (Эгерже). Устремленная вперед рука всадника, символизирует стремление жителей Агрызского района к светлому будущему, а расположенная вверху щита восьми лучевая звезда ("роза ветров") также символизирует соединение усилий всех народов населяющих район в достижении общих целей. Золотое крыло является символом железнодорожного транспорта (станция Агрыз - крупнейший железнодорожный узел Республики Татарстан).Агрызский район с юга омывают воды Нижнекамского водохранилища, которое представлено в гербе лазурной оконечностью.Особенностью района является его сельскохозяйственная направленность: возделываются зерновые культуры (яровая пшеница, озимая рожь), выращивается картофель, сахарная свёкла; развито мясомолочное производство. Все это символически отражено в гербе зеленым полем щита.Серебро - символ ясности, открытости, примирения, невинности.Золото - символ урожая, богатства, стабильности, уважения и интеллекта.Чёрный цвет - символ вечности, мудрости, скромности.Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, плодородие.Красный цвет - символ мужества, силы и красоты, праздника.Лазурь - символ возвышенных устремлений, чести, славы, преданности, бессмертия.Флаг Агрызского муниципального района.   "Флаг Агрызского района представляет собой прямоугольное зеленое полотнище с отношением ширины к длине 2:3, по нижнему краю которого - голубая полоса шириной 1/6 ширины полотнища; в середине полотнища на голубой полосе фигура всадника из герба района выполненная белыми, серыми, черными и красными цветами; в крыже - серебряная восьми лучевая звезда с золотым крылом распростертому от древка".Флаг разработан на основе герба района.Авторская группа:Идея герба: Камиль Мухаметшин (г. Агрыз).Доработка герба произведена Геральдическим советом при Президенте Республики Татарстан совместно с Союзом геральдистов России в составе:Рамиль Хайрутдинов (Казань), Радик Салихов (Казань), Ильнур Миннуллин (Казань), Константин Мочёнов (Химки), Оксана Афанасьева (Москва), Вячеслав Мишин (Химки).История города.Город как люди. У каждого свое лицо. Агрыз – город железнодорожников, город-труженик. Он просыпается и засыпает под перестук вагонных колес, громыхание тяжеловесных составов. Здесь есть вокзал, локомотивные и вагонные депо, дистанции путей, сигнализации и связи. Через станцию Агрыз круглосуточно в четырех направлениях проходят транзитные поезда. Хотя наш город и небольшой, но имеет славную историю, так как со дня его основания прошло 364 года, а с присвоения статуса города – 74 года. За этот период, когда Агрыз стал городом, в его жизни произошли большие изменения. В далеком прошлом Агрыз, небольшой типично татарский поселок с кривыми и грязными улочками, располагался в живописной местности недалеко от устья речки Агрызки, впадающей в реку Иж. Со всех сторон поселок окружали леса: на левом берегу Ижа подступала тайга, с севера и северо-запада были болота, а на возвышенных местах рос дубовый лес и орешник, часть которых до сих пор сохранилась в окрестностях западной части города. Здесь поселились татары, покинувшие Казань и прилегающие к ней территории, спасаясь от жестокой эксплуатации Ивана IV Грозного. Таким способом и возникло поселение Агрыз. Есть ряд преданий о происхождении названия Агрыз, которые дошли до наших дней, но они слишком противоречивы. Так, одна легенда рассказывает, что переселение татар в эти места возглавил храбрый человек из простых людей по имени Әгерҗе. Он был смелым и умел постоять за народ. Царские чиновники продвигались все дальше на восток, добрались они и до Агрыза, население которого оказало отчаянное сопротивление. Поработители, видимо, жестоко расправились с непокорными. Это сопротивление возглавил Әгерҗе, который в одной из схваток погиб. Народ в честь своего героя назвал свое поселение Әгерҗе, по-русски - Агрыз. Другое сказание говорит о том, что русские купцы, проезжая через Агрыз, увидели, что поселок находится в низкой болотистой местности, на улицах и воскликнули: «А Грязи!» Это восклицание стало, по мнению некоторых людей, названием поселений Әгерҗе – Агрыз. О подобном происхождении названия Агрыз написано в брошюре «По следам отважных» авторов Ш. Садыкова, В. Борзова, изд. 1996, стр. 26… « Старожилы утверждают, что название его произошло от самой местности – первоселенцы, как гласит легенда, прибыли сюда, утопая в болоте. Кто-то удивительно изрек: « О грязь!» Впоследствии «О грязь» с небольшим изменением преобразилось в Агрыз. Более точные данные о происхождении названия Агрыз дает Казанский институт языка, литературы и истории Татарского филиала Академии наук СССР. «Название это является измененным от татарского Әгерҗе. Оно состоит из корня «Агир» и частицы «ча». «Агир», по-видимому, исходит из названия местной реки. Например, река с таким названием имеется в бывшем Тумутукском районе, так же и село Агирово. Частица «ча» в нашем крае встречается в названиях речек и имеет уменьшительное значение. Так, один из притоков реки Зай носит название Зайча, в смысле «малый Зай». В данном случае «Агирча» - значит «Малый Агир», что касается самого смысла «Агир», то его можно сопоставить с «Акар» из словаря географических названий Э.В. Мурзаевых, что значит «русло постоянных потоков минерализованной воды». Очень возможно, что слово это имеет общий смысл «река», что значит по-татарски «агыр», это из глагольных форм от «течь». Нас не должно смущать небольшое несоответствие, т.к. звуки «к» и «г», так же как «ч» и «ж», в татарском языке являются чередующимися. Здесь нужно принимать во внимание и то, что татарское население района Агрыза в языково-диалектном отношении имеет связь с населением бывшего Тумутукского района. Возможно, это население и принесла название Агирча на новое место поселения и преобразовалось в название Әгерҗе – Агрыз. По документальным данным Центрального государственного Архива Древних Актов в Москве деревня Агрызь впервые упоминается в составе владений, принадлежащих князьям Яушевым в Терсинской волости в переписных книгах 1646 года. Тогда в ней насчитывалось всего шесть дворов. Поскольку впервые Агрыз упоминается в переписных книгах 1646 года, есть все основания считать этот год  началом основания поселения Агрыз-Агерже.  Железная дорога.Появление локомотивного депо в Агрызе связано со строительством железной дороги Казань – Екатеринбург и Агрыз – Воткинск. Их строительство началось в 1914 году. Том же году в Агрызе приступили и к строительству паровозного депо. Оно было сдано в эксплуатацию 16 июня 1919 года.В годы Гражданской войны в депо был построен бронепоезд «Свободная Россия». Его команду из 54 человек составляли в основном рабочие депо, машинистом был Т. Старочкин. Бронепоезд был вооружен двумя пушками и 8 пулеметами, он внес большой вклад в разгром врагов молодой Советской республики.Гражданская война нанесла большой урон народному хозяйству. В стране царил голод, остановились заводы и фабрики, встал транспорт. В Агрызе появилось «кладбище» неисправных паровозов и вагонов. Агрызцы вручную, с помощью примитивных инструментов приводили их в порядок. Работали порой сутками, не выходя из депо. Немногочисленные бараки и снятые с колес вагоны служили для них жильем. Все меньше оставалось разбитых паровозов и вагонов. Десятки эшелонов с хлебом увели в столицу агрызские паровозники М. Абдрашитов, М. Музафаров, И. Баранов, М. Захаров, Д. Фонарев, И. Вечканов, М. Вавилов, М. Галыгин, В. Иващенко, А. Казаков, Т. Старочкин и другие.В 1924 году с разрухой было покончено. Начался подъем народного хозяйства, в том числе и железнодорожного транспорта. В Швеции было закуплено на золото 1000 паровозов, часть их поступила и в Агрызское депо. Кроме того, из Германии поступили паровозы для вождения пассажирских поездов.В том же году во Всесоюзном социалистическом соревновании Агрызского депо заняло первое место по Московско-Казанской железной дороге с вручением переходящего Красного знамени. Для изучения опыта агрызцев в депо приезжали представители из различных уголков страны.В годы первой пятилетки в Агрызском депо развернулось соревнование за его досрочное выполнение. Победители были награждены орденами и медалями, среди них был и машинист депо М. Крылов. Митрофану Григорьевичу орден Трудового красного Знамени в Москве вручал сам М. Калинин. В 1933 году машинисты депо И. Сорокин и Н. Баранов за победу в социалистическом соревновании были удостоены звания «Лучший машинист Советского Союза».В 1939 году в депо стали поступать мощные паровозы серий «ФД» и «ИС». По объему выполняемой работы Агрызское депо стало одним из самых крупных на Казанской дороге.Вероломное нападение фашистской Германии на нашу Родину прервало мирный труд и агрызских паровозников. О самоотверженном труде и подвиге наших земляков во время Великой Отечественной войны мы решили написать более подробно и посвятить отдельную главу в нашей работе. Начало XX века для Агрыза стало переломным – рядом началось строительство железной дороги Казань – Екатеринбург и Агрыз – Ижевск – Воткинск. Таким образом, малоизвестный татарский аул получает шанс стать одним из крупных центром средоточия железных дорог разных направлений. 1 июля 1920 года через станцию прошел первый поезд из Москвы до Екатеринбурга. А с сентября по магистрали началось регулярное движение поездов. Изучая историю железной дороги в нашем родном городе, мы сделали вывод, что за эти годы станция Агрыз пережила большие перемены от приема, обработки и отправления поездов вручную до управления технологическими процессами в автоматическом режиме.Одновременно с прокладкой и восстановлением железнодорожного полотна строились станционные объекты, производственные здания. Паровозная тяга стала заменяться на тепловозную. В 1965 году в Агрызе завершается строительство нового здания вокзала. А в 2005 году после реконструкции открыт новый вокзальный комплекс – на базе старого вокзала появился красавец вокзал, оснащенный современными высокотехнологическим оборудованием, отвечающий требованиям международного транспортного рынка.В 1933 году на станции было основано вагонное депо. В настоящее время на базе цеха эксплуатации построен первый в России сетевой пункт технического оборудования по обработке вагонов.Сегодня станция работает в четыре направления: Москва, Дружинино, Пермь и Круглое поле, оставаясь железнодорожным объектом, имеющим стратегическое значение в масштабе России.Сейчас продолжается обновление подвижного состава, проводится капитальный ремонт путей, удлинение путей, строительство новых оптико-волоконных линий связи, строительство новых домов для железнодорожников. У нас тоже в классе большинство родителей работают на железной дороге. Среди них есть машинисты, помощники машинистов, ремонтники–осмотрщики, путейцы, операторы и т.д. У них очень ответственная работа. Мы тоже хотим продолжить работу наших родителей. Надеемся, они будут нами гордиться. Агрызцы в годы Великой Отечественной войны1941-1945 гг.Началась великая битва, смертельная схватка советского народа с фашистами за Родину. Самоотверженный труд в тылу, героизм воинов на фронте явились залогом победы Советского союза. Огромную роль в разгроме врага сыграл железнодорожный транспорт.С первых же дней войны железнодорожники показали исключительные образцы трудового героизма, не щадя своих сил в любых условиях, в любой обстановке доставляли вовремя грузы фронту. Вместе со всеми железнодорожниками страны железнодорожники Агрыза во время войны показали образцы высокой сознательности и трудового героизма, бесперебойно снабжая фронт вооружением с промышленного Урала, из Ижевска и Воткинска, обеспечивая победу Красной Армии. Все звенья железнодорожного транспорта: паровозники, вагонники, путейцы, движенцы – на Агрызском узле работали четко и ритмично. Все было подчинено задаче разгрома врага.С первых дней войны агрызские железнодорожники послали лучших своих сынов и дочерей на священную войну с фашистами. Многие агрызцы на своих паровозах уехали трудиться в прифронтовую зону. Шесть паровозных бригад на своих паровозах были посланы в Эстонию для экстренной вывозки народнохозяйственных грузов с тем, чтобы станки, оборудование не попали к врагу. В эвакуации принимали участие такие машинисты, как Ралдугин Н.И., Куликов К.Г.На узле развернулась соревнования по скорейшей доставке грузов для фронта: оружия, боеприпасов, живой силы и эвакуации в глубь страны оборудования промышленных предприятий западных районов, населения, раненых воинов. Поток грузов с каждым днем нарастал.Узким местом в работе Агрызского железнодорожного узла были однопутное движение, которые ограничивали пропускную способность перевозок. Агрызцы нашли выход из этого трудного положения. Установили живую блокировку на перегонах. На каждом перегоне, где сейчас установлены мачты светофоров, были созданы блокпосты, стояли люди с сигнальными фонарями. В зной и стужу, в дождь и снег, меняя свет ручных фонарей, они тем самым регулировали движение поездов. Если при жезловой системе на перегоне мог находиться один поезд, то при живой блокировке несколько.Агрызцы не только самоотверженно трудились над выполнением производственных заданий, выполняли и перевыполняли нормы, но и с оружием в руках пошли защищать Родину. В первые же дни войны из нашего района ушли на фронт 69 коммунистов, 8 из которых были работниками аппарата райкома учреждений. Среди них Шагидулллин – заведующий райфинотделом, Репин П.И. – директор школы №10(74) и другие.Среди пограничников, встретивших врага первыми, был и наш земляк – молодой лейтенант Нуруллин Ахнаф Шайдуллович, прошедший всю войну, получивший ранение, награжденный за боевые заслуги орденами и медалями, среди которых орден Александра Невского.Четверо наших земляков стали Героями Советского Союза: Асаф Абдрахманов, Борис Шабалин, Гали Шамсутдинов, Заки Султанов. 6 350 агрызцев отдали свои жизни за Победу.Агрызские железнодорожники, вспомнив, как их руками был построен бронепоезд «Свободная Россия №1», решили построить новый бронепоезд, присвоив ему имя героя Гражданской войны Василия Чапаева. В сентябре грозного1941 года железнодорожники приступили к строительству бронепоезда. В паровозном и вагонном депо были созданы специальные строительные бригады, возглавляемые начальником депо Кунцевичем и Павловым А.Н.Боевое задание было выполнено к концу апреля 1942 года. Бронепоезд «Василий Чапаев», состоявший из бронепаровоза, бронеплощадок, бани, был готов. Этот прекрасный подарок железнодорожники Агрыза изготовили к 1 Мая. Необходимо было сформировать экипаж. Много поступило заявлений от рабочих депо с просьбой зачислить их в штат бронепоезда. Отобрали лучших людей депо – дисциплинированных, обладающих чувством ответственности за порученное дело, скромных, готовых выполнить любое задание. В состав паровозной бригады вошли машинист Кустарников П.В., помощник машиниста Жевлаков Г.В., Навшиванов Г., Батаев А.А., Понов В.М. По случаю отправки бронепоезда на фронт состоялся митинг, на котором выступавшие пожелали команде ратных подвигов, беспощадно громить фашистов и возвратиться домой с победой. Воины – агрызцы честно выполнили свой долг.Бронепоезд «Василий Чапаев» отправили сначала в Канаш для доводки и оборудования оружием, а затем в Москву. Из Москвы бронепоезд направили на Сталинградский фронт защищать узловую станцию Верхний Баскунчак в 180 км от Сталинграда. Если проследить боевой путь бронепоезда по карте, то он будет таким: Агрыз – Москва – Баскунчак – Сталинград - Бузан – Астрахань – Элиста – Грозный - Ростов-на-Дону –Харьков – Шепетовка – Краков – Ужгород – Москва. Чувство патриотизма, любовь к Родине двигали делами и поступками агрызцев, на каком бы посту они не были. Мы гордимся нашими земляками и склоняем голову перед ними. Улицы моего города.Улица АгрызскаяАгрыз раньше делился на две части. Первая - старый или как его еще называли нижний город с деревянными постройками, короткими улицами. До революции это был крупный татарский аул с 667 дворами. Агрыз располагался по обе стороны речки Агрызки, глубиною два аршина, шириною по пятнадцать сажень, при мукомольной мельнице. Со слов старожилов название улицы Агрызская произошло от речки Агрызская. До Октябрьской революции улица не имели названия, и получили их только в 30-е годы.Улица К. МарксаОдна из центральных улиц нашего города названа именем основоположника научной идеологии пролетариата, основателя и вождя мирового коммунистического движения Карла МАРКСА.Эта улица - одна из старейших в нашем городе. Появилась она еще в 18 веке и начиналась от места, где сейчас стоит памятник В. М. Азину, и тянулась до южной окраины города. На месте современной части улицы проходила дорога, соединяющая город с соседней Удмуртией.В старой части улицы жили до революции самые богатые жители Агрыза. Например, весь комплекс нашей районной больницы был усадьбой купца, так же как и здание бывшей аптеки №56.Видела улица и побежденных пугачевцев, и азинскую дивизию. Сейчас улица имени Карла Маркса – центральная улица нашего города.На улице К. Маркса находятся основные государственные и административные здания, учреждения. Дворец культуры железнодорожников, районный отдел внутренних дел, районной узел связи и около 45 других организаций и предприятий. На этой улице жили и сейчас живут много замечательных людей, один из которых Валентин Иванович Репин. Человек, который кропотливо трудился, восстанавливая историю нашего города, начиная с истоков его до нынешнего дня.Когда-нибудь и наше время для потомков станет историей. И хочется верить, что годы, в которые мы живем, станут славной страницей в истории нашего города.Улица АзинаВ боях за освобождение Агрыза, попавшего в 1919 году в руки врага, большую роль сыграли бойцы 28-ой «железной» дивизии под командованием талантливого полководца Владимира Мартыновича Азина. В этой борьбе активное участие приняли и сами агрызцы. День и ночь не покидали они мастерское депо, ремонтировали паровозы, пулемёты и пушки. Их руками был построен бронепоезд «Свободная Россия». В дополнительной оперативной сводке 2-й армии за 1 июня 1919 года сообщалось: «…28-ой дивизией занят Агрыз, захвачено 700 пленных, 800 винтовок. С первых дней создания Красной Армии Азин встал во главе красноармейского отряда. Затем дивизия Азина участвовала в освобождении Ижевска, Воткинска, Сарапула и Агрыза. За это комдив был награждён орденом красного Знамени. Его имя навсегда осталось в народной памяти. Светлым именем Азина названы улицы и посёлки, заводы и колхозы, школы и пароходы. Одна из улиц Агрыза, по которой проходил В. М. Азин со своей дивизией, носит имя легендарного героя гражданской войны. В канун 50-летия Советской власти в г. Агрызе состоялось торжественное открытие памятника Владимиру Мартыновичу Азину.Улица ОмётоваОдна из центральных улиц железнодорожного посёлка и города Агрыз носит имя коммуниста, участника гражданской войны Михаила Васильевича Омётова.М. В. Омётов прибыл в г. Агрыз вскоре после демобилизации из старой армии и устроился на работу в депо.Михаил Васильевич был хорошим оратором; выступал перед железнодорожниками.В Агрызе М. В. Ометов вступил в партию. Рабочие его избрали председателем цехового комитета профсоюза и членом военно-ревизионного комитета.Михаил Васильевич был чутким товарищем. Он часто беседовал в депо с рабочими, с красногвардейцами на станции, которые направлялись на фронт.В это время обстановка в Приуралье была очень сложной. Контрреволюционные силы на востоке страны сплотились вокруг адмирала КолчакаПосле разгрома мятежников в Ижевске, Воткинске и Сарапуле гости 2-й армии, в которую входила 28-я Азинская дивизия, продолжали наступать.В декабре 1918 года в Азинскую дивизию прибыло пополнение из Агрыза-190 добровольцев, среди которых был и М.В. Ометов. Он был назначен политруком роты в 243 полк для усиления политической работы.В это время 28-я Дивизия Азина, чтобы избежать окружения и полного уничтожения вынуждена была временно отступать. В одном из боев Омётова ранило в ноги. Враг приближался, спасти раненых не было возможности, и они попали в руки противника. Михаил Васильевич Омётов и его товарищи были зверски замучены колчаковцами.Железнодорожники Агрыза после окончания гражданской войны начали восстанавливать транспорт: отстраивали заново паровозное и вагонное депо, новые дома. Выросли новые улицы.В память коммуниста М.В. Омётова одна из новых улиц железнодорожного посёлка была названа его именем.А 7 ноября в день празднования 58-й годовщины Великого Октября на этой улице в память об Омётове открыта стела. ЗаключениеИзучив имеющуюся литературу по истории города Агрыза и опросив его коренных жителей, посетив Музей истории и культурного наследия Агрызского района, мы узнали множество интересных фактов об исторических событиях, которые произошли в нашем городе. Мы гордо можем сказать, что наши агрызцы внесли свой неоценимый вклад в историю России. Особенно огромную роль в разгроме врага во время Великой Отечественной войны сыграли агрызские железнодорожники. Мы узнали, что во время войны на старое (бывшее) здание нашей школы был эвакуирован госпиталь. Сотни жизней были спасены руками людей в белых халатах. Умершие от ран были похоронены в братской могиле на территории татарского кладбища. И в 2012 году наша школа отмечает 60-летний юбилей. В нашей работе не отображена история школы, поэтому мы с интересом будем продолжать изучение истории нашей школы и также глубже знакомиться с судьбами многих героев-земляков.Мы, подрастающее поколение, должны знать и помнить историю своего родного уголка. Мы твёрдо уверены, куда бы ни забросила нас судьба в дальнейшей жизни, мы будем верны своему городу, будем гордиться тем, что мы родились и выросли в Агрызе. Список литературы.Агрызский край: исторические страницы. – Казань: Издательство «Слово». – 2008. – 415 с. Воспоминания жителей города Ш. Акбашева, А.Ш. Нуруллина Герои Советского Союза – наши земляки. – Казань: Татарское книжное издательство. -1982. Гумер Г. Северная звезда. Журнал «Татарстан», 2004, №1Мой Агрыз – моя песня сердца. Агрызский район: прошлое и настоящее, люди и их дела. Казань. – 2004. – 479 с.Подшивки газет « Агрызские вести»Сайты в интернете: ru.wikipedia.org/wiki/Агрыз, www.mojgorod.ru/r_tatarstan/agryz/index/ www.komandirovka.ru/cities/agriz/ cities http://agryz.tatarstan.ru/