"Секреты березки"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Секреты березки"
Автор: Жичкина Людмила Дмитриевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №237» общеразвивающего видагарнаулНОД в средней группе «Секреты березки».Воспитатель: Жичкина Л.Д.Программные задачи:Обогатить и уточнить представления детей о дереве и его строении; факторах, влияющих на рост и развитие деревьев, о временах года;дать характеристику берёзе, закрепить умение узнавать берёзу по внешнему виду;углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы; побуждать устанавливать простейшие причинно-следственные изменения в природе; развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;развивать умение слушать друг друга; обогащать словарный запас детей (красавица, белоствольная, стройная, чечевички, березняк и т. д.)расширять представления детей об образе берёзы в музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке;воспитывать интерес и способность работать в коллективе;подводить детей к созданию выразительного образа в аппликации. НОД:Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости.Дети встают в круг. Здравствуй, небо! (поднимают руки вверх)Здравствуй, солнце! (показывают руками круг)Здравствуй, земля! (руки вниз)Здравствуйте, все мои друзья! (берутся за руки)Воспитатель: Ребята, сегодня нам в группу принесли письмо. Из этого письма я узнала, что поспорили Лесовичок и березка (выставляю картинки Лесовичка и березки на магнитах), знают ли дети что-нибудь о деревьях, о секретах березы? И решили проверить.- Докажем Лесовичку и березке, что мы много знаем и разгадаем все секреты. (ответы детей)- Знаете ли вы строение дерева? - Назовите части дерева. (Корни, ствол, ветки и листья.) (Дети складывают разрезанную картинку на магнитах)- Как вы думаете, дерево живое? ( Ответы детей.) - Почему? ( Оно растет, дышит, питается, у него появляются детки – побеги.)- Что нужно дереву, чтобы оно выросло крепким, сильным? (Свет, тепло, вода, воздух – дети находят и выкладывают знаки.) - Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)Какая часть дерева добывает воду из-под земли? (Корни.) А вы знаете, ребята, корни помогают дереву устоять, не упасть в сильный ураган.- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)-Что еще приносит пользу деревьям? (дети отвечают и находят соответствующую картинку)Ветер переносит семена берёзы.Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений. Игра – физминутка. Давайте сравним дерево с человеком. - У дерева есть ствол. А у человека, что вместо ствола? (Туловище.) Покажите.- У дерева есть корни. А у человека что? (Ноги.) Попрыгайте.- У дерева есть ветки. А у человека что? (Руки.) Давайте помашем руками.- У дерева есть листья. А у человека, что вместо листьев? (Ладошки.) Похлопайте в ладоши. - У дерева есть сережки, а у человека что? (Ответы детей.)Человека от холода защищает одежда, а дерево? (Кора.)Воспитатель: вот видите, как много общего у человека с деревьями. - А теперь давайте рассмотрим нашу березу поближе (выставляет детям картинки с изображением березы). Вот она стоит перед нами во всей красе, посмотрите какой у нее ствол, ветки. Берёза - единственное дерево с белой корой. На Руси всегда любили белоствольную красавицу березу Ее называли деревом счастья, берегиней. Кора у нее тонкая, нежная и дерево могло бы получить солнечные ожоги. Но из-за белого цвета, оно отражает солнечные лучи и ствол берёзы остаётся всегда прохладным. Чёрные полоски на стволе называются чечевички, помогают дереву дышать: в жару чёрные полоски открываются и пропускают воздух к корням. Чёрных полосок больше у основания дерева. Однажды я поехала в лес за грибами. И попала в место, где было много берез. - Как называется это место? (ответы детей березовая роща, березняк)Кругом были одни березки, и все разные. Одни - высокие, другие - пониже, а третьи совсем низкие. У берез крона большая, свисающие ветви. Говорят, что коса есть у березы. Присматривалась я, да правда, ветки у нее как косы заплетенные вниз спускаются. Шла я так, любовалась их красотой. И вдруг я увидела засохшую березку, совсем еще молоденькую. Не было на ней ни листочка, лишь одни голые ветки. - Поможем найти березовые листочки. Игра "Найди листок". Поставить березу без листьев. На полу разбросать разные листья от разных деревьев. Нужно сделать так, чтобы березка оделась листочками. Нужно найти подходящие листья.- Расскажите, какую пользу приносит береза. Игра «Польза березы»На столе лежат картинки (дрова, веник, мебель, почки, свежий воздух, березовый сок). Нужно взять картинку и объяснить какую пользу приносит береза.- В любое время года берёзы хороши. -Посмотрите, какие красивые картины нарисовали художники. Нам нужно расставить картины по временам года. К синему кружку – березы зимой, к зеленому – весной, к красному – летом, к желтому осенью.Дети выполняют.- Молодцы, Лесовичок и березка рады, что вы много знаете о деревьях. На память Лесовичку и березке я предлагаю вам сделать картину из пуговиц «Нежная березка». Ствол нарисован, а пуговицы будут листьями. Дети приклеивают на пластилин зеленые пуговицы к веткам под песню «Во поле березка стояла».