по развитию связной речи у детей старшего возраста с ОНР


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: по развитию связной речи у детей старшего возраста с ОНР
Автор: Колосова Марина Ивановна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 200 Волшебный башмачок
Конспекты занятий
по развитию связной речи
у детей дошкольного возраста 6-7 лет
с ОНР (3-й уровень) второго года обучения
с использованием метода интервьюирования.
Подготовила:
Колосова Марина Ивановна
учитель-логопед
МБУ Волшебный башмачок
Г. Тольятти
Тема: Интервью детей на зимней городской площади.
Цель: Развитие диалогической формы речи с включением второго ребенка в речевую деятельность.
Задачи:
Уточнение и расширение словаря по теме Зимние развлечения за счет формирования диалогической формы речи ребенок-ребенок. Совершенствовать умения построения диалога с использованием схем составления связного высказывания. Вырабатывать навыки понимания скрытого смысла слов и выражений. Совершенствование грамматического строя речи: подбор слов-признаков и синонимов к словам, употребление существительных в косвенных падежах, глаголов движения с приставками.
Развитие умения и навыки контроля и самоконтроля при построении развернутых ответов, а также самостоятельное проявление творчества, креативности, опыта. Развитие просодической стороны речи (темп, ритм, пауза, интонация, ударение). Развитие коммуникативных способностей.
Воспитание умения выслушать собеседника, не перебивать, выдерживать паузу. Повышать заинтересованность детей в построении диалога. Воспитание чувства эмпатии к родной природе.
Вырабатывание и закрепление диафрагмального типа дыхания. Устранение избыточного, психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время речи. Устранение аграмматичного использования слов в структуре связной речи.
Оборудование: условные знаки, микрофон, фотоаппарат, кепка водителя, видеокамера, сюжетные картинки, опорные картинки, картинки настроения, снежные комки, указка.
Предварительная работа:
Проводится воспитателями в группе, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, тематические беседы, направленные на уточнение и расширение словаря по теме Зимние развлечения. Чтение сказки К.Д. Ушинского Проказы старухи-зимы.
Ход занятия:
Организационный момент и объявление темы занятия.
Стук в дверь. Почтальон передает письмо.
- Ребята посмотрите, какой красивый конвертик, со снежинками. А почему снежинки, а не листочки зеленые? (Потому что сейчас на улице, в природе зима)
- Хорошо. Сейчас посмотрим, что там внутри: в конверте лежат картинки, где нарисованы дети в зимнем смешанном лесу; картинки зимних месяцев; картинки-эмоции.
- Ребята, взгляните, эта картинка нам уже знакома. Мы с вами путешествуем уже давно и успели побывать во многих местах. Вспомните, в прошлый раз мы отправлялись в зимний смешанный лес. А во что мы были одеты? (Мы были одеты в зимних теплых шапках, в шубах, в валенках, в варежках и т.д.)
- Молодцы! Посмотрим дальше. (Зимние месяцы - декабрь, январь, февраль)
- Здесь еще есть картинки – эмоции, а вы с помощью этих картинок опишите свое отношение к этому времени года.
- Зима – это хорошо, почему? ( Потому что можно кататься на лыжах, коньках и т.д.)
- Зима – это плохо, почему? ( Потому что дует сильный ветер, мороз, холодно, метет метель, животным и птицам холодно и голодно)
- Молодцы. Но это еще не все, здесь еще лежит письмо. Сейчас я зачитаю:
Здравствуйте мальчики и девочки. Пишут вам ваши друзья подготовительной группы детского сада Ручеек. У нас здесь так весело, интересно, даже не хочется возвращаться в детский сад. Вы еще не догадались, о чем мы пишем вам и где мы находимся? Тогда мы вам отправляем загадки, и по ответам вы поймете, куда мы вас приглашаем. В этих загадках есть отгадка .
Два коня у меня, два коня, 3. Все лето стояли,
По воде они возят меня. Зимы ожидали
А вода-то тверда, Дождались поры-
Словно каменная. Помчались с горы.
(Коньки) (Санки)
2. По снегу покатите-
4. На городской площади на снегокате Я подрасту,
Ваня к горке (подъехал) На костре согреете-
на горку (въехал) Я пропаду.
С горки (съехал) (снежный ком)
За горку (заехал)
Вокруг горки (объехал)
Из городской площади (уехал).
-Молодцы, отгадали загадки. Кто догадался, куда приглашают нас ребята?
(На городскую площадь)
- Сегодня мы с вами отправимся на городскую площадь. Мы будем играть роль корреспондентов, и брать интервью у детей, которые отдыхают на городской площади. Водитель, который нас повезет должен быть внимательным на дороге, и его глаза должны хорошо видеть. Поэтому попробуем представить, что мы водители и выполним упражнение для глаз.
2. Зрительная гимнастика
Дети смотрят на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см., и на счет 1-4 приближаем его к кончику носа, затем переводят взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Предварительная беседа по схеме ведения диалога в форме интервью.
- Наши глазки отдохнули, сняли напряжение. Все ли мы подготовили, чтобы поехать к ребятам на площадь и начать брать интервью? Мы должны подготовить наш план работы и дальнейшие наши действия.
- Корреспонденту в построении диалога, помогут условные знаки. Посмотрите на первый условный знак. Что изображено? (Нарисованы волнистые линии, волны.)
- Вы правильно сказали. Попробуйте сказать, что это будет обозначать?(…….)
- Это обозначает ваше волнение перед корреспондентом, и самого корреспондента, ваше поведение при общении. Во время диалога мы не перебиваем собеседника, не перекрикиваем. Вы говорите спокойно, не торопясь, выдерживая паузы. При этом дышим и говорим на равномерном выдохе.
- Взгляните, что изображено на следующем условном знаке? (Нарисовано пожатие рук.)
- С чего начинают корреспонденты свой диалог, т.е. что нужно сказать, когда подходишь к незнакомому человеку и хочешь чем-то поинтересоваться?
(Здравствуйте. Добрый день…)
- Молодцы! О чем нам подскажет следующий условный знак? Что нарисовано? (Лицо ребенка.)
- Эта схема будет обозначать Позвольте представиться. Нужно ли представиться? И как вы это скажите? (Меня зовут Катя, Сабина..)
- Молодцы! А что изображено дальше? Какой следующий вопрос будет задавать корреспондент? (Дальше изображен микрофон….)
- Микрофон будет обозначать Объявление темы диалога. Как корреспондент объявит тему диалога? (Разрешите нам задать вопросы о…, или мы хотим побеседовать о Зимних развлечениях детей на городской площади.)
- Взгляните на пятый условный знак. Что нарисовано? (Изображены зимние развлечения на улице)
- Правильно. Так мы и назовем следующий план Зимние развлечения. Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы знаете, предпочитаете зимние развлечения? - Нам нравиться кататься на коньках, на лыжах, на санках, лепим снежную бабу, играем в хоккей, играть в снежки…)
- О чем подскажет следующий условный знак. Что изображено? (На пятой схеме нарисованы эмоции, настроения.)
- Этот знак обозначает Настроение. Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы испытываете чувства, когда вы принимаете участие в зимних развлечениях? - Я выбираю радость, потому что мне весело скатываться с горки и т.д.)
- Посмотрите на следующий условный знак. Что изображено и что обозначает? (Изображена скорая помощь. Здоровье человека….)
- Этот знак обозначает безопасность. Как спросит корреспондент, когда увидит этот условный знак? (Какие меры предосторожности вы используете во время зимних развлечений?)
- О чем нам подскажет следующий условный знак. Что изображено, и что обозначает? (На седьмой схеме нарисована дверь.)
- Этот условный знак обозначает выход из диалога. Что говорит корреспондент, когда заканчивает интервью?(Вы очень интересно рассказывали…)
- Смотрим на седьмую схему. Что нарисовано? (На восьмой схеме нарисовано сердце)
- Эта схема будет обозначать Благодарность. Как скажет корреспондент, выражая благодарность за полученное интервью? (Спасибо вам за рассказ.)
- Молодцы! Вы знаете дети, которые ждут нас на площади, лепят снеговиков, катаются на лыжах и т.д. Нам тоже с вами нравиться играть в зимние развлечения, поиграем?
4. Динамическая пауза.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы.
Гостью зиму любим мы, любим мы.
5. Распределение ролей.
Дети остаются в кругу. Одного наряжаем водителем, корреспонденту даем микрофон, фотографу - фотоаппарат, видеооператору - камеру.
6. Зимнее интервью детей на городской площади.
- Роли мы с вами распределили, теперь нужно одеться потеплее и отправиться на городскую площадь (проводится упражнение на общую моторику).
- Мы приехали на елку, вокруг много детей. Наш корреспондент начинает вести интервью с детьми. Фотограф фотографирует, видеооператор - снимает. (Дети не используют условные знаки).
7. Итог занятия.
Вот мы с вами побывали в роли корреспондента, фотографа, видеооператора. Чем понравилось вам брать и давать интервью, что нового узнали о зимних развлечениях. Вы все молодцы, но это не все. Я забыла сказать, что в конверте есть еще кое-что для вас. Ребята решили вам преподнести медали - снежные комки: лучшему видеооператору, корреспонденту, водителю, собеседнику, фотографу, самому эрудированному, общительному, и т.д. А я вам хочу подарить вот такой плакат, - зимняя площадь с новогодней елкой. Вместе с Ольгой Николаевной, воспитателем по изобразительной деятельности, нарисуйте вокруг елки зимние развлечения, о которых мы сегодня с вами беседовали, и вы давали интервью. Пока-пока.
Схема составления связного высказывания по лексической теме
Зимние развлечения

Условный знак
План
Варианты речевых обращений
1
Волнение
- Устранять, контролировать свое избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время речи.
2
Приветствие
- Здравствуйте!
- Добрый день! (утро, вечер)!
- И другие варианты.
3
Знакомство
- Разрешите представиться…
- Я корреспондент: имя, отчество.
4
Тема
диалога
- Разрешите Вам задать вопросы о Зимних развле-чениях.
- Мы хотим побеседовать с Вами о Зимних развлече-ниях на городской площади.
- Расскажите нам, пожалуйста, о Зимних развлечениях на городской площади
5
Зимние
развлечения
- В какие зимние развлечения вы предпочитаете играть?
- Чем Вы любите заниматься на улице?
- С кем тебе нравиться играть на городской площади?
6
Эмоции
настроение
- Какие Вы испытываете чувства , когда принимаете участие в зимних развлече-ниях?
- Вы всегда веселые или бываете грустные, расстро-енные в каких-то моментах?
7
Безопасность
- Какие меры предосторож-ности вы используете во время зимних развлечений?
- Как нужно себя вести на городской площади?
- Какое должно быть ваше поведение, где много детей?
8
Выход из диалога
- Вы очень интересно рассказали, как вы играете, проводите время на улице.
- Нам понравилось вести беседу…
9
Благодарность
- Спасибо Вам за интересную беседу…
- мы очень благодарны, что выделили для нас минутку…