"Что есть красота?.." (По лирике Н.А.Заболоцкого)


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Что есть красота?.." (По лирике Н.А.Заболоцкого)
Автор: Жемкова Ольга Константиновна

«Что есть красота?..»Урок по лирике Н. Заболоцкого в 11 классе (второй из двух)учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ№8» Жемковой О.К.Цели урока:*приобщить старшеклассников к сложным духовным поискам поэта;*привлечь ребят к рассуждению подлинного и ложного представления о красоте;*продолжать развивать умения учащихся внимательно читать, воспринимать, интерпретировать поэтическое произведение;*способствовать развитию художественного вкуса старшеклассников. Эпиграф к уроку …что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? План урока.
  • От «Столбцов» к «Метаморфозам».
  • «Что есть красота?»
  • *»О красоте человеческих лиц»* все начинается с «Детства»*»Стань музыкою, слово!»*»Ее глаза – как два тумана»* «Чем живет ваша душа?»* «И мечтами и стихотвореньями обожгу тебя…» 3. «О, я недаром в этом мире жил!» Неповторимый голос поэта с нами. Ход урокаЗвучит фрагмент прелюдии И Бетховена «К Элизе»,на ее фоне ученик читает отрывок из стихотворения «Метаморфозы»Как мир меняется! И как я сам меняюсь!Лишь именем одним я называюсь,На самом деле то, что именуют мной,—Не я один. Нас много. Я — живой-Вы узнали , стихотворение из ранней лирике поэта, ребята?-О каких метаморфозах говорит поэт?( О изменениях в мире, быстротечности бытия, об умении удивляться – замечательном качестве-показателе, что душа человеческая жива).Второй урок мы погружаемся с вами в мир поэзии Заболоцкого, сложный, многогранный, трудный (как и все настоящее!), но интересный.-Как вы ответили на вопрос домашнего задания: «Каким предстал перед нами поэт в раннем творчестве (поэтическом цикле «Столбцы)?-А поздний Заболоцкий вас не разочаровал, удивил? Он другой! Он и сам этого не скрывал: «…как я сам меняюсь». Говорит с читателем искренне, правдиво, без прикрас. Всегда остается настоящим. Ничто внешнее, броское, бьющееся в глаза, не задевает поэта. Только глубокие человеческие ценности волнуют его.Поэт мучится вечными «гамлетовскими» вопросами, ответы на которые ищут каждая эпоха, целые поколения, не только философы, но и каждый человек.И на один из них мы будем искать ответ вместе с поэтом. Что такое красота?Работа с эпиграфом (построчно).-Как же отвечает поэт на эти вопросы в своих стихах?«О красоте человеческих лиц»«Некрасивая девочка»Чтение и сопоставительный анализ.Ключевые слова- удивление, просветление, прозрение.Портрет –излюбленный жанр поэта. Обратимся к портрету самого поэта. -Если бы вам пришлось его внешний облик в словах, какие бы главные слова вы подобрали?Жена поэта ответила так: «Просветленность». Просто и кратко и кратко, как любая истина…В поисках красоты истинной, не внешней, поэт возвращается к важной для каждого человека поре.«Детство»Поиски красоты и гармонии в природе, в музыке, живописи продолжаются в стихах.«Бетховен»«Признание» (Зацелована, околдована. Слушаем романс) «Портрет»«В этой роще березовой» (фрагмент из кинофильма «Доживем до понедельника»). Анализ стихотворений. Осуждение.«Уступи мне, скворец, уголок».Поэт хорошо понимал, что голос легко сорвать, а потому его нужно беречь. Николай Заболоцкий не сорвал своего голоса. Напротив, он окреп и звучит сильно и убедительно. Но вот беда- песня оборвалась на самой высокой ноте, берущей за душу…«Завещание» (фрагмент, мелодекламация).Выводы.Так что есть красота? «Это огонь, мерцающий в сосуде», называемый душой. Чтобы этот огонь горел, «душа обязана трудиться». И замечательные стихи Николая Алексеевича Заболоцкого помогут нам душевно взрослеть.