"РАЗИВАЕМ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "МАТЕМАТИКА"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "РАЗИВАЕМ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "МАТЕМАТИКА"
Автор: Васильева Елена Дмитриевна

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙПОТРЕБСОЮЗФИЛИАЛЧАСТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ«СТАВРОПОЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ»В ГОРОДЕ БУДЁННОВСКЕМЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАДна тему«РАЗВИВАЕМ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВна занятиях по дисциплинеМАТЕМАТИКА» Выполнила методист по организации учебного процесса очного отделения, преподаватель математики ВАСИЛЬЕВА Е.Д. 2016-2017 учебный годПлан:Введение.1. Ключевые образовательные компетенции: понятие, виды.2. Основные компетенции, которые формируются у студентов в процессе изучения дисциплины «Математика».Заключение.Цель:
  • Сформулировать обучающимся и обозначить им значение и важность формирования ключевых образовательных компетенций в аудиторной и внеаудиторной работе в процессе обучения по специальностям.
  • Дать понятие ключевых образовательных компетенций.
  • Охарактеризовать виды ключевых образовательных компетенций, необходимых обучающимся в процессе обучения и в будущей профессиональной деятельности.
  • МАТЕМАТИКА. РАЗВИВАЕМ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ. ВВЕДЕНИЕ Общество не является чем-то постоянным и неизменным, оно представляет собой единый организм, способный к преобразованию и находящийся в постоянном процессе преобразования. Каждое изменение в обществе есть продукт совместного труда его членов, который складывается частично из результата сотрудничества современников, а частично из результатов труда предшественников. Всегда существует связь между предыдущими и сегодняшними изменениями, если в недавнем прошлом такие изменения происходили очень медленно, то сегодня скорость и количество их увеличиваются. С развитием науки и техники растет число областей, в которых возможны эти изменения. Скорость проведения, внедрения изменений часто используют для характеристики уровня развития общества. Для учреждений образования внедрение инноваций также является основным путем повышения эффективности, поскольку «образование не статичное явление, оно находится в движении, изменении и поэтому может быть рассмотрено как процесс. Изменяются цели, содержание, средства, результаты образования, а также условия (материальные, социальные, психологические и др.), обеспечивающие его функционирование. Система образования, существующая ранее, имела ряд неоспоримых достижений, что признано во всем мире, и поэтому новая Россия, создавая свою систему образования, объективно не может отказаться от положительного наследства. Создавая новую систему образования, необходимо определить, что из прошлого опыта должно иметь место в новой образовательной системе. В связи с переходом к рыночным отношениям, образовательные услуги получают конкретное стоимостное выражение. Негативным следствием этого обстоятельства является снижение рейтинга образования в общественном мнении, отчетливо просматривается прагматический подход к образованию, недооценка общекультурной подготовки, узкая предметная ориентированность, недооценка личностного подхода в реализации учебно-воспитательных задач школы и СПО. Педагогический коллектив филиала ЧПОУ «Ставропольский кооперативный техникум» в городе Будённовске принимает во внимание изменяющиеся условия в образовании и обеспечивает его функционирование с учётом современных требований. Я как преподаватель дисциплины «Математика, в своей педагогической деятельности акцент делаю на формирование у студентов основных образовательных компетенций. 1.Ключевые образовательные компетенции. Иерархия компетенций: ключевые – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; общепредметные – относятся к общему кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенций, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных дисциплин для каждой ступени обучения.Определяя ключевые образовательные компетенций в нашем учебном заведении, педагогический коллектив опирался на перечень ключевых образовательных компетенций, которые определяются на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности обучающегося, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе. Виды компетенций:ценностно-смысловая; общекультурная; учебно-познавательная; информационная; коммуникативная; социально-трудовая; профессиональная; личностного самосовершенствования.2.Основные компетенции, которые должны быть сформированы у студентов в процессе изучения дисциплины «Математика»:1. Ценностно-смысловая компетенция.2. Учебно-познавательная компетенция.3. Информационная компетенция.4. Коммуникативная компетенция.5. Компетенция личного самосовершенствования. Математика является одним из основных средств познания. Ее изучение способствует формированию у студентов логического мышления, развитию их умственных способностей, прививает умение точно и логически мыслить, аргументировать свои утверждения, развивает абстрактное мышление, творческое воображение. Основной задачей обучения математике является математическое обеспечение специальной подготовки, т. е. вооружение студентов математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения специальных дисциплин, разработки курсовых и дипломных проектов, для профессиональной деятельности и продолжения образования. Математика является одним из опорных предметов студента: она обеспечивает изучение других дисциплин, занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессио-нальной подготовки студентов. При обучении математике формируются умения и навыки умственного труда, планирования своей работы, поиска рациональных путей ее выполнения, критической оценки результатов. Изучение дисциплины «Математика» является составной частью в системе подготовки специалистов. В процессе обучения студентов были созданы образцы решения задач по различным темам дисциплины «Математика». Созданы опорные конспекты по различным темам, методические указания и контрольные задания для студентов (заочников) ОУ СПО; практические занятия для специальностей 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учёт, 40.02.01. Право и организация социального обеспечения. В процессе обучения проводится целенаправленная работа по оказанию помощи студентам в изучении учебного материала и формированию знаний, умений, навыков и развитию ключевых компетенций студентов с учетом принятых норм оценки. В чём смысл ценностно-смысловой компетенции. Студенты понимают значение и роль математики в развитии научно-технического прогресса. Используются междисциплинарные связи в процессе обучения студентов для сознательного овладения ими основными теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками. Так, при изучении теоретических знаний я как преподаватель информирую студентов о практическом применении этих знаний в будущей профессиональной деятельности. Значимость изучения математики для студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учёт» более понятна, А важна ли математика для юриста. А многие даже над этим не задумывались. Возникает вопрос. Но так ли несовместимы математика и юриспруденция? Мы привыкли полагать, что ум гуманитариев насыщен образами. Лучшие адвокаты добиваются своих блестящих побед в судебных процессах, опираясь во многом на эмоциональное возбуждение аудитории и суда. И здесь во всех приведенных и многочисленных не приведенных примерах с неизбежностью помимо эмоциональности необходимы холодный ум, точность, расчет, взвешенность, системность, то есть все то, что характеризует математическую рефлексию (переосмысление). Это неотъемлемая часть юридического мышления, представленная в нем в необходимой пропорции. Не говорится о том, что математика необходима юристу как исключительно специальное знание, как способность к высшему математическому оперированию, к математическому творчеству, акцент делается на развитие философско-математических алгоритмов мышления, на знакомстве с природой математики, говорится о принципах математического рассуждения, ее интеллектуальных методах постижения закономерностей бытия. Можно сделать вывод, что математическое знание- необходимая составляющая общекультурной концепции правоведов. Ценность этой составляющей в выработке склонности, способности к математическому обоснованию, подтверждению, проверке интуитивно улавливаемой юристом пропорции справедливости, равновесия, гармонии социальных отношений. Иными словами, математика необходима для выработки дисциплинированного, строго последовательного, обоснованного, объективного мышления юриста. В юриспруденции, как и в математике, применяются одни и те же методы рассуждений, цель которых — выявить истину. Любой правовед, как и математик, должен уметь рассуждать логически, уметь применять на практике индуктивный и дедуктивный методы (вспомните Шерлока Холмса). Поэтому, занимаясь математикой, будущий правовед формирует свое профессиональное мышление. Наконец, применение математических методов расширяет возможности каждого специалиста. В юридической практике важную роль играет статистика, умение правильно обработать информацию, сделать достоверный вывод или прогноз на основании имеющегося статистического материала. Ценность специалиста существенно возрастает, если он умеет делать все это. Осознанное применение математических знаний, умений и вычислительных навыков при изучении общеобразовательных и специальных дисциплин способствует формированию у студентов ценностно-смысловой компетенции. Рассмотрим различные виды компетенций, формируемых у студентов 1 и 2 курсов на занятиях по дисциплине «Математика» Учебно-познавательная компетенция. Развитие компетенций студентов осуществляется в сфере самостоятельной познавательной деятельности: умения работать с учебником, таблицами, опорными конспектами, алгоритмами, основными понятиями и определениями. В процессе обучения студенты учатся планировать свою работу, решать проблемные ситуации (в каждой математической задаче – проблема, которую необходимо решить), составлять самостоятельно алгоритмы. При изучении разделов геометрии развиваются компетенции: владения измерительными навыками, использование знаний, умений и навыков при изучении общеобразовательных и специальных дисциплин; использование вероятностных, статистических методов познания вырабатываются при изучении разделов «Основы теории вероятностей и математической статистики». Развитие исследовательских умений и навыков. Данная компетенция формируется при решении задач на исследование функций с помощью 1-й и 2-й производных. Владение основными интеллектуальными операциями, такими как: анализ, сравнение, обобщение, синтез, выявление причинно-следственных связей; формирование определенного уровня аналитического, логического, комбинаторного и алгоритмического стилей мышления; умения генерировать идеи и определять средства для их решения, являются составными частями учебно-познавательной компетенции студента.Информационная компетенция. Компетенция навыков деятельности студента с информацией формируется при подготовке сообщений, рефератов, индивидуальных проектов по данной дисциплине. Развивается умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию с использованием информационных технологий. Преподавателем по всем разделам дисциплины созданы тематические кроссворды и тесты контроля знаний. Применение компьютерных технологий в образовательном процессе студентами позволяет повысить их познавательную мотивацию и информационную культуру и обеспечить развитие информационной компетенции студента.Коммуникативная компетенция. Данная компетенция формируется в процессе всего обучения. Например, работа в парах: сильный – слабый, равносильные пары, студенты выполняют самостоятельную работу на занятиях одинаковой или разноуровневой степени сложности. Оценка за выполненную работу выставляется в соответствии с нормами оценок или рейтинговой системы оценок. В процессе закрепления изученного материала оказывается консультационная помощь, как сильным студентам, так и слабым, они в свою очередь консультируют своих соседей. Взаимопомощь и культура общения поощряется и приветствуется в процессе обучения. Студенты на уроках не только совершенствуют свои интеллектуальные способности, но и учатся этическим нормам общения. В процессе обучения студенты учатся правильно задать вопрос и грамотно, последовательно объяснить алгоритм решения примеров и задач. Во внеклассной работе по дисциплине «Математика» проводятся КВН, конкурсы. Благодаря этим видам работы развиваются коммуникативные компетенции, этические нормы общения студентов.Компетенция личностного самосовершенствования. Освоение способов интеллектуального самосовершенствования и развития осуществляется при развитии всех видов мышления: логического, оперативного, абстрактного. В процессе обучения математике формируется культура мышления и поведения, а также личностные качества. Такие как: дисциплинированность, аккуратность, ответственность, трудолюбие, умение выбрать правильное решение, концентрация внимания, сообразительность. Во внеклассной работе по дисциплине «Математика» проводятся занятия, на которых обучающиеся под руководством преподавателя решают логические задачи. В результате формируется компетенция личного самосовершенствования.