Профессиональная направленность в изучении иностранного языка в системе СПО


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессиональная направленность в изучении иностранного языка в системе СПО
Автор: Юнанова Ольга Эдуардовна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края«Армавирский юридический техникум»(ГБПОУ КК АЮТ)Методический доклад"Профессиональная направленность в изучении иностранного языка в системе СПО"  Подготовила преподавательЮнанова О.Э.Рассмотрен и утвержденна заседании ЦМКобщих гуманитарных дисциплин « » 2017 г. Протокол № Председатель ЦМК 2017-2018 уч. годПрофессиональная направленность в изучении иностранного языка в системе СПО Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Федерации, в том числе в учебных заведениях среднего профессионального образования. Современное общество предъявляет высокие требования к студентам в овладении иностранными языками. Владение иностранным языком в профессиональной сфере необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда.Федеральный образовательный стандарт СПО по дисциплине Иностранный язык (ФГОС) предусматривает профессиональную направленность обучения студентов языку. В рамках данной статьи мы рассмотрим реализацию этого требования на примере специальности документационное обеспечение управления и архивоведение. ФГОС на изучение Иностранного языка выделяет 162 часа аудиторных занятий и требует от обучающихся уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас. Студенты должны знать: лексический и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода иностранных текстов профессиональной направленности [1].Исходя из этих требований, при обучении иностранному языку в учреждении среднего профессионального образования необходима профессиональная направленность содержания учебной дисциплины для активного применения как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Для реализации профессиональной направленности обучения мы активно используем деятельностный подход, в рамках которого осуществляем моделирование реальных ситуаций профессионального общения. Учебные занятия приближаются к условиям профессиональной деятельности будущих специалистов, воссоздаются реальные профессиональные производственные и межличностные ситуации. Таким образом, студенты получают практические навыки решения ряда производственных задач и формируют умения профессионального общения на иностранном языке. Основным фактором успешного обучения профессиональному иностранному языку является мотивация, т. е. положительное отношение студентов к иностранному языку как учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в профессиональной области. Необходимо не только заинтересовать студентов иностранным языком, но и преподнести им его изучение как профессионально значимый предмет. При решении этой задачи важную роль играет интеграция со специальными дисциплинами.В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся со специально отобранной профессионально-ориентированной лексикой для общения, активной грамматикой, техникой перевода профессиональных текстов и специализированными вокабулярами. Рабочая учебная программа помимо разговорных тем содержит следующие разделы: Национальная кухня (Русская кухня. Кухни стран ближнего зарубежья. Британская и американская кухня)Рабочий день и профессиональные обязанности (Рабочий день специалиста. Рабочий день секретаря).Деловое общение (Деловая поездка. Прием делегации)Собеседование при приеме на работу.Деловая переписка.При организации иноязычного общения в рамках данных тем мы опирается на имеющиеся у студентов знания по специальности. В этом случае изучаемый материал интересен студентам, так как он непосредственно связан с их будущей профессией. Студенты овладевают специальной терминологией на иностранном языке, читают и переводят профессиональные тексты, составляют и переводят деловые письма, ищут дополнительный материал в журналах, Интернете, в учебниках по специальным дисциплинам. Для повышения эффективности языковой подготовки на уроках мы применяем игровые и неигровые методы. Неигровые методы заключаются в моделировании, анализе и решении конкретной производственной задачи. К игровым имитационным методам можно отнести стажировку с выполнением должностной роли, имитационный тренинг, разыгрывание ролей, игровое проектирование, а также обучающие, организационно-деятельностные, ролевые, деловые, познавательно-дидактические игры. Одним из видов итогового контроля результатов изучения данных тем является проект в форме электронной презентации на английском языке с использованием программы Power Point.В ходе подготовки презентации студенты проделывают большую работу:– поиск информации: студенты изучают специализированную учебную литературу, профессиональные газеты и журналы, дисковые носители, работают в Интернете, консультируются с преподавателями спецдисциплин. – перевод найденного материала на английский язык с использованием всех имеющихся знаний лексики и грамматики.– подбор наглядного материала, картинок, фотографий, схем.– выполнение электронной презентации, с использований программы Power Point.– защита своей презентации. Студенты демонстрируют уровень профессионального владения английским языком, произношением, интонацией, показывают умения ориентирования в фактическом материале.Студенты, работая над презентациями, приобретают интеллектуальные, организационные, коммуникативные, конструкторско-технологические умения, воспитывают в себе трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, проявляют изобретательность, развивают проектное мышление. Все это способствует формированию общих и профессиональных компетенций будущих специалистов, их профессиональной мобильности, повышает познавательный интерес к выбранной специальности. Реальная профессиональная направленность содержания дисциплины Иностранный язык, сотрудничество преподавателей языка и преподавателей специальных дисциплин, подбор современных методик, использование технических средств обучения способствуют не только качественной подготовке специалиста, но и формированию его как активной личности, готовой к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию.Используемая литература: 1.Федоткина Е.В. Функциональный подход как способ улучшения качества умений устного иноязычного общения. Вестник МГЛУ, М., 20142.Губина Н.М. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения деловому английскому языку в элективном спецкурсе–М., 2014,