Программа развития классного коллектива
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа развития классного коллектива
Автор: Панькова Луиза Талгатовна
Программа развития классного коллектива.Каждый учитель, получив класс, оказывается перед множеством вопросов: с чего начать, что должно стать главным в работе с данным классом, как сложатся отношения с ребятами?За 19 лет работы классным руководителем у меня ни один класс не повторился по своему характеру, по особенностям наших взаимоотношений, с каждым свое, неповторимое. Но сложились свои общие принципы, система работы, в которой главным для меня является взаимосвязь классного руководителя, ребят и родителей.Идея создания профильного класса появилась в школе 6 лет назад. Мне было предложено стать классным руководителем. На первом этапе подготовки учащихся седьмых классов тщательно обследовали психологи, используя различные методики. Были опрошены учителя и классные руководители, работающие в этих классах, и получено заключение по каждому учащемуся. Большинство учащихся имели высокую познавательную активность, лидерские качества, творческий потенциал. Огромное значение имела просветительская работа с родителями и детьми. Были проведены родительские собрания и классные часы, где я объясняла, для чего создаётся этот класс, какие требования будут предъявляться к ученикам, какие условия будут созданы. Родителей познакомили с будущими педагогами.Следующий этап подготовительной работы был наиболее сложным для всех участников процесса. Родителям и детям было предложено обдумать поступившую информацию и определиться с выбором.В результате подготовительной работы в сентябре 2009 года появился «новый» 8 «Б» класс. Для этого класса были созданы особые условия: усилены предметы естественно – математического цикла; предложено большое количество элективных курсов; проведена презентация каждого элективного курса перед родителями и детьми; уроки в этом классе вели лучшие педагоги школы, имеющие высшую квалификационную категорию и учителя - исследователи.В первый год моя работа как классного руководителя, была направлена на формирование нового классного коллектива, создание психологического микроклимата как на уроках, так и во внеурочное время. При переходе из одной образовательной среды в другую учащиеся испытывают определенный стресс. Моя задача - сделать данный период в жизни ребенка максимально комфортным. Эту задачу я решала в несколько стадий:изучение состояния коллектива, его интересов, стремлений, моральных и культурных представлений;планирование работы с классным коллективом, определение ближних и средних перспектив;организация коллективных творческих дел для выявления лидеров, общих интересов, установление контактов;выработка и предъявление единых требований;формирование актива класса;оказание помощи инициативным группам, обучение, развитие организаторских способностей;сотрудничество с учителями – предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности учащихся;формирование позитивного и деятельного отношения к учебным предметам.Очень важно помочь ребенку сохранить на этом этапе накопленный позитив, помочь стать успешным. В этом мне помогла разнообразная внеклассная деятельность (занятия в кружках, клубе «Эрудит», в радиопрограмме «Будильник», в школьной газете «Форточка» и др.).Прошло 2 года. Дети закончили девятый класс. Были подведены итоги: сформировался дружный, сплочённый, трудолюбивый коллектив, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом.Учебные достижения: три аттестата с отличием, еще в двух оценки - только отлично, и в девяти - хорошо и отлично. Подгородецких Анастасия и Ожгибесов Олег стали победителями районного конкурса «Ученик года». А Подгородецких Анастасия получила губернаторскую премию. Учащиеся принимали активное участие в жизни школы и города. Многие учащиеся этого класса стали победителями и призерами олимпиад разного уровня. Ежегодно класс становился победителем школьных конкурсов: «Класс года» и «Умники и умницы». Таким образом, в течение двух лет была решена задача предпрофильной подготовки учащихся.В 10 класс эти дети пришли в Новый образовательный центр. У них появились новые возможности. Так как большинство из них собиралось поступать в политехнические ВУЗы, было принято решение продолжать работу дальше и создать класс политехнического профиля. Когда были проанализированы результаты двух лет работы, была создана программа развития класса, отличительной особенностью которой стала единая цель: развитие академических способностей старшеклассников, обеспечивающих успешную самореализацию в обществе. Она позволила осуществлять тесную взаимосвязь между классным руководителем, учащимися и их родителями. Все уроки, внеклассные мероприятия и родительские собрания были построены, опираясь на принципы, отраженные в концепции развития класса, подчинены общей цели. В программе предусматривалось, что обучение в политехническом классе должно привести к следующему результату:формирование личности, обладающей ключевыми компетенциями (исследовательской, мыслительной, информационной, ценностно-смысловой, речевой, общекультурной);личности, способной к профессиональному самоопределению;успешной социализацией и творческой самореализацией выпускников.Программа развития была успешно реализована. В результате ребята успешно окончили школу (теперь уже НОЦ). Из 28 человек 1 золотая медаль, 2 серебряных, 7 учащихся набрали на ЕГЭ выше 225 баллов и стали губернаторскими стипендиатами, 26 поступили в высшие учебные заведения Пермского края.Наступил новый учебный год. Ко мне в 10-ый класс в Новый образовательный центр МБОУ «СОШ №4» пришли новые дети.Итак, 1 сентября 2014года. Первый классный час. Передо мной дети абсолютно другие. Это дети из разных школ города и сёл. В их глазах я увидела страх перед неизвестностью. Что ждёт их в НОЦе, как встретят их учителя, классный руководитель, сверстники, которые учатся в этой школе уже несколько лет. Я поняла самое главное, что работу с этими детьми надо направить на преодоление страха неизвестности перед будущим. Поэтому вновь возникла необходимость создания программы развития классного коллектива.В результате проведённых исследований было выявлено, что большинство учащихся класса имеют низкую познавательную активность, в то же время высокую деятельностную составляющую характера. Отличительной особенностью этих детей также является доброта. Поэтому целью программы стало развитие коммуникативных умений и навыков учащихся. Сейчас эти ребята заканчивают 11 класс. Создан сплочённый коллектив. По итогам 10 класса все были переведены в 11 класс со стабильными результатами по всем предметам. Каждый учащийся создал и защитил Индивидуальную образовательную программу, построив личную образовательную траекторию. Все учащиеся посещают творческие образовательные пространства, элективные курсы, 7 учащихся – бизнес-класс. В течение этих двух лет мы участвовали во всех школьных и многих районных и краевых мероприятиях, а также соревнованиях и конкурсах. Учащиеся моего класса защитили 7 бизнес – проектов в рамках краевого проекта «Бизнес - классы». Получили заслуженные награды: 1 и 4 место в районном конкурсе «Бизнес идея-2015»; призёры краевой игры INCAMPteen; 1 место в соревнованиях среди пожарных дружин района; призеры эстафеты ко Дню защитника Отечества; участники районного фотопробега «Два лица одного города» и т. д.Несмотря на то, что прошло меньше двух лет «слабые», разрозненные, зажатые ребята перестали бояться друг друга, преодолели страх публичного выступления, свободно общаются с учителями и сверстниками, заняли свое место в жизни школы, определились с будущей профессией, стали по - своему успешны. А я, заглядывая им в глаза, вижу радость, счастье и уверенность в завтрашнем дне.Эти результаты воспитания были достигнуты потому, что вся работа опиралась на принципы развития классного коллектива:-безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон;-беспристрастность в оценке поступков учащихся;-терпение и терпимость;-диалогичность и открытость в общении с учащимися;-использование чувства юмора.Разные классы, разные дети, разные способы достижения цели, одинаковые принципы работы. В обоих случаях я добилась результата, которыйпланировала: дети определились с выбором профессии, с учебным заведением, нашли место в жизни, испытали радость успеха.Я считаю, что классный руководитель должен создавать тепло и уют, помогать и поддерживать, радоваться успеху, приветствовать инициативу и правдивость, лечить душу и согревать сердце каждого ребенка.