Правила общения с неслышащим ребёнком в семье


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Правила общения с неслышащим ребёнком в семье
Автор: Михайлова Татьяна Иосифовна

Статья по теме «Правила общения с неслышащим ребёнком в семье».Родные и близкие неслышащего ребёнка знайте:Во-первых, умственные возможности развития здорового неслышащего ребёнка ни в чём не уступают возможностям слышащего;Во-вторых, вера в успех, умение воспитать эту веру в ребёнке, упорная и настойчивая работа по обучению и развитию речи сделает не слышащего ребёнка счастливым, поможет ему не ощущать свой физический дефект, или хотя бы, не тяготиться им;В-третьих, глухой ребёнок – прежде всего ребёнок, а потом глухой.Будьте терпеливы при общении с ребёнком. В преодолении глухоты многое зависит от вас самих, вашей воли и упорства.Правила общения с ребёнком:
  • Прежде чем говорить, сосредоточьте внимание ребёнка на своём лице.
  • Лицо ваше должно быть хорошо освещено и находиться на одном уровне с лицом ребёнка (для этого нужно сесть напротив него либо нагнуться). Голова ваша должна быть неподвижна.
  • Произносить слова следует естественно, не преувеличивая мимику лица и артикуляцию. Говорить нужно в слегка замедленном темпе, но, не разделяя для этого слова на слоги, а лишь более протяжно произнося гласные, чуть-чуть протягивая слог, например: вадааа…
  • Следить за тем, чтобы ребёнок отражённо (самостоятельно) повторял за вами, начиная с простого шевеления губами отдельных видимых звуков до повторения знакомых слов с той или иной степенью внятности (в зависимости от его подготовки). Однако не допускайте, чтобы он произносил звуки неправильно. Отражённое повторение не только облегчает ребёнку чтение с губ, но одновременно будет хорошим упражнением для развития органов речи.
  • Обращаясь к ребёнку, употребляйте короткие предложения. Избегайте говорить отдельными словами. При этом говорите слитно не только слоги в словах, но и сами слова в предложении (не делайте пауз между двумя тесно связанными по смыслу словами: Дай чашку! Принеси книгу!).
  • Если ребёнок не знает, как сказать то, или иное слово, подскажите ему, заставьте повторить сказанное правильно.
  • Добивайтесь правильного произношения ребёнком слов, фраз. Ни один дефект произношения не оставляйте неисправленным.
  • Сначала дайте образец правильного произношения слова. Если ребёнок снова сделает ошибку, начните со слога, затем включайте его в слово, а слово в предложение.
  • Поддерживайте стремление ребёнка к общению со слышащими.
  • 10. Знайте состояние слуха вашего ребёнка:а) какое ухо слышит лучше;б) на каком расстоянии от лучше слышащего уха ребёнок воспринимает речь нормальной громкости с индивидуальным слуховым аппаратом.11. Требуйте от ребёнка постоянного ношения индивидуального слухового аппарата.12. Следите за состоянием индивидуальных слуховых аппаратов.13. Держите постоянную связь с учителем, ведущим слуховую работу, с учителем класса и воспитателем.14. Знайте состояние произношения вашего ребёнка.15. Обращайтесь к ребёнку словесной речью и не принимайте от него никаких мимических сообщений, всячески побуждая его к высказываниям разговорного типа.16.Чаще сами обращайтесь к ребёнку с вопросами, сообщениями, побуждайте его к тому же.17. Используйте любую возможность для разговора на различные темы.18. Не сердитесь на ребёнка, если он неправильно произносит слова. Доброжелательно, спокойно помогите ему.19. Новое слово не вводите с губ, а сказав незнакомое слово, тут же дайте возможность прочитать его с руки или с таблички, а затем повторите устно.20. Если ребёнок с первого раза не понял знакомое слово с губ, повторите второй раз, но не более. При повторении не усиливайте артикуляции. Скажите только громче, что сделает вашу артикуляцию более выразительной. А ещё лучше, напомните ребёнку слово, написав его или сказав дактильно, затем устно.21. Усвоенные ребёнком слова, не следует сопровождать дактилированием. Прибегать к знакам нужно лишь при затруднении ребёнка понять с губ.22. Используйте ситуацию и интерес ребёнка к предмету, к его названию для того, чтобы лишний раз употребить слово устно.23. Откажитесь от желания устно рассказать ребёнку что-либо новое, занимательное. Для этого используйте действия с предметами, игрушками, доступные картинки в сочетании со знакомыми словами, а по мере развития речи – написанный текст. Лишь после того, как ребёнок прочтёт текст, поймёт его, можно повторить рассказ устно. Но главным образом развивайте навык чтения с губ, используя слова и фразы разговорной речи. Если вы добьётесь того, что ребёнок научится считывать с губ обиходные выражения в общении с окружающими, значит, вы сделали большой шаг в формировании его устной речи!