Правила общения с неслышащим ребёнком в семье
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Правила общения с неслышащим ребёнком в семье
Автор: Михайлова Татьяна Иосифовна
Статья по теме «Правила общения с неслышащим ребёнком в семье».Родные и близкие неслышащего ребёнка знайте:Во-первых, умственные возможности развития здорового неслышащего ребёнка ни в чём не уступают возможностям слышащего;Во-вторых, вера в успех, умение воспитать эту веру в ребёнке, упорная и настойчивая работа по обучению и развитию речи сделает не слышащего ребёнка счастливым, поможет ему не ощущать свой физический дефект, или хотя бы, не тяготиться им;В-третьих, глухой ребёнок – прежде всего ребёнок, а потом глухой.Будьте терпеливы при общении с ребёнком. В преодолении глухоты многое зависит от вас самих, вашей воли и упорства.Правила общения с ребёнком:Прежде чем говорить, сосредоточьте внимание ребёнка на своём лице.Лицо ваше должно быть хорошо освещено и находиться на одном уровне с лицом ребёнка (для этого нужно сесть напротив него либо нагнуться). Голова ваша должна быть неподвижна.Произносить слова следует естественно, не преувеличивая мимику лица и артикуляцию. Говорить нужно в слегка замедленном темпе, но, не разделяя для этого слова на слоги, а лишь более протяжно произнося гласные, чуть-чуть протягивая слог, например: вадааа…Следить за тем, чтобы ребёнок отражённо (самостоятельно) повторял за вами, начиная с простого шевеления губами отдельных видимых звуков до повторения знакомых слов с той или иной степенью внятности (в зависимости от его подготовки). Однако не допускайте, чтобы он произносил звуки неправильно. Отражённое повторение не только облегчает ребёнку чтение с губ, но одновременно будет хорошим упражнением для развития органов речи.Обращаясь к ребёнку, употребляйте короткие предложения. Избегайте говорить отдельными словами. При этом говорите слитно не только слоги в словах, но и сами слова в предложении (не делайте пауз между двумя тесно связанными по смыслу словами: Дай чашку! Принеси книгу!).Если ребёнок не знает, как сказать то, или иное слово, подскажите ему, заставьте повторить сказанное правильно. Добивайтесь правильного произношения ребёнком слов, фраз. Ни один дефект произношения не оставляйте неисправленным.Сначала дайте образец правильного произношения слова. Если ребёнок снова сделает ошибку, начните со слога, затем включайте его в слово, а слово в предложение.Поддерживайте стремление ребёнка к общению со слышащими. 10. Знайте состояние слуха вашего ребёнка:а) какое ухо слышит лучше;б) на каком расстоянии от лучше слышащего уха ребёнок воспринимает речь нормальной громкости с индивидуальным слуховым аппаратом.11. Требуйте от ребёнка постоянного ношения индивидуального слухового аппарата.12. Следите за состоянием индивидуальных слуховых аппаратов.13. Держите постоянную связь с учителем, ведущим слуховую работу, с учителем класса и воспитателем.14. Знайте состояние произношения вашего ребёнка.15. Обращайтесь к ребёнку словесной речью и не принимайте от него никаких мимических сообщений, всячески побуждая его к высказываниям разговорного типа.16.Чаще сами обращайтесь к ребёнку с вопросами, сообщениями, побуждайте его к тому же.17. Используйте любую возможность для разговора на различные темы.18. Не сердитесь на ребёнка, если он неправильно произносит слова. Доброжелательно, спокойно помогите ему.19. Новое слово не вводите с губ, а сказав незнакомое слово, тут же дайте возможность прочитать его с руки или с таблички, а затем повторите устно.20. Если ребёнок с первого раза не понял знакомое слово с губ, повторите второй раз, но не более. При повторении не усиливайте артикуляции. Скажите только громче, что сделает вашу артикуляцию более выразительной. А ещё лучше, напомните ребёнку слово, написав его или сказав дактильно, затем устно.21. Усвоенные ребёнком слова, не следует сопровождать дактилированием. Прибегать к знакам нужно лишь при затруднении ребёнка понять с губ.22. Используйте ситуацию и интерес ребёнка к предмету, к его названию для того, чтобы лишний раз употребить слово устно.23. Откажитесь от желания устно рассказать ребёнку что-либо новое, занимательное. Для этого используйте действия с предметами, игрушками, доступные картинки в сочетании со знакомыми словами, а по мере развития речи – написанный текст. Лишь после того, как ребёнок прочтёт текст, поймёт его, можно повторить рассказ устно. Но главным образом развивайте навык чтения с губ, используя слова и фразы разговорной речи. Если вы добьётесь того, что ребёнок научится считывать с губ обиходные выражения в общении с окружающими, значит, вы сделали большой шаг в формировании его устной речи!