"Влияние музыкального фольклора на всестороннее развитие дошкольного возраста"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Влияние музыкального фольклора на всестороннее развитие дошкольного возраста"
Автор: Ефремова Наталья Михайловна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 45» городского округа город СтерлитамакРеспублики БашкортостанИндивидуальный план творческого саморазвития музыкального руководителя Ефремовой Натальи МихайловныСтерлитамак 2017г.Индивидуальный план саморазвития музыкального руководителяЕфремовой Натальи Михайловны на 2015-2018 г.Тема: «Влияние музыкального фольклора на всестороннее развитие дошкольного возраста». Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. С моей точки зрения, народный фольклор – источник вечной мудрости и вдохновения. Музыкально-ритмические движения под народную музыку, хороводы и игры с пением развивают коммуникативную и двигательную активность детей дошкольного возраста.Актуальность выбора темы состоит в том, что музыкальные занятия с элементами фольклора позволяют решать художественно-эстетические, развивающие и оздоровительные задачи. К сожалению, у нас оказалась прерванной связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Надо постараться, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа.Цель работы – освоение детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной целостной системы гармоничного и творческого развития личности. С учетом цели были поставлены следующие задачи. Задачи:
  • Знакомить детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;
  • Расширять представлений детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;
  • Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
  • Учитывать принцип комплексно-тематического планирования при подготовке музыкальных занятий; 
  • Гипотеза: Если использовать фольклор в самых разных видах деятельности, то это влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас. Игра на музыкальных инструментах развивает чувство ритма, речь становится слитной, выразительной. Развитие слуховых и моторных способностей способствует становлению положительной интеллектуальной деятельности и полноправного общения со сверстниками.  Предполагаемые результаты практической реализации: 1. Воспитание у детей интереса и любви к русскому народному творчеству.2.Улучшение результативности в музыкальном и речевом развитии. 3. Организация комплексного сопровождения образовательного процесса. 4. Повышение мотивации педагогов для совершенствования музыкально-развивающей среды групп, использование музыкального материала в совместной деятельности с детьми, организации режимных моментов. Основной принцип плана – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни, потешки, играя в народные игры, на русских музыкальных инструментах ребенок эмоционально раскрывается, активно включается в предложенную игровую ситуацию.Этапы реализации программы саморазвития:I Этап. 2015-2016гг. Сбор материала по данной теме. Самоанализ деятельности, собеседование с руководителем МО. Выступление на педагогическом совете, дне проф. мастерства. Планирование. Разработка календарно-тематического планирования по музыкально-фольклорному кружку «Задоринки». Разработка план-конспектов ООД с использованием русских народных попевок, песен, хороводов, игр, инструментов и т. д. Изучение литературы. 1. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и муз, руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990 г. Н.Г. Кононова рассказывает о своей работе, об организации и проведении музыкальных занятий, на которых малыши не только поют и танцуют, но и знакомятся с различными музыкальными инструментами, получают первые навыки игры на них. Автор приводит примерные конспекты (фрагменты) музыкальных занятий во всех группах, делится опытом, как, обучая детей игре на музыкальных инструментах, развивать у них фантазию, творчество, стремление импровизировать книге представлен материал, который может творчески использовать каждый музыкальный руководитель, учитывая возможности и способности своих воспитанников.2. Зацепина М. Б. «Музыкальное воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. В пособие включена программа музыкального воспитания в детском саду и методические рекомендации к ней. В приложении представлены конспекты тематических и интегрированных занятий, музыкально-дидактические игры и другие материалы. Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.
  • Бабинова Н.В. «Тематические фольклорные вечера для дошкольников.» – Издательство Детство-Пресс, 2014г. В книге представлены календарно-тематическое планирование и подробные сценарии тематических фольклорных вечеров для старших дошкольников с нарушениями речевого развития, включающие литературный материал — тексты русских народных сказок, загадок, потешек, игр.
  • 4. Бабинова Н. Мельцина И. «Музыкальные занятия с детьми раннего возраста. Разработано в соответствии с ФГОС». – Издательство Детство-Пресс, 2017г. В книге представлены тематическое планирование, конспекты игровых музыкальных занятий, музыкальных развлечений в летний период, тематических занятий, посвященных календарным праздникам. Занятия включают музыкально-дидактические игры и упражнения, подвижные игры, тексты потешек, логоритмических упражнений. В приложении предлагается нотный репертуар для занятий с детьми раннего возрастанига предназначена для музыкальных руководителей, воспитателей и родителей детей раннего возраста.5. Бударина А., О.А.Маркеева "Знакомство детей с русским народным творчеством". Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошколь-ных образовательных учреждений СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. В книге представлены материалы из опыта работы сотрудников яслей-сада № 22 г. Коврова (зав. яслями-садом Куприной А. С., методиста Будариной Т. А., музыкального руководителя Мар-кеевой О. А., воспитателя Корепановой О. Н.) по воспитанию детей в русских национальных традициях.6. Федорова Г. « На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста" Издательство Детство-Пресс, 2006г. В  представлена интересная методика развития у ребенка навыков общения, образного мышления. Данная методика позволит приобщить ребенка к русской национальной культуре. Ее ценность заключается в уникальном объединении народных традиций и возможности импровизации. 7. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду – Творческий центр Сфера Москва 2006г. В книге предлагаются сценарии досугов для детей дошкольного возраста. В них представлены как широко известные, так и забытые календарные народные праздники. Сценарии включают малые формы детского фольклора, народные песни и танцы, произведения современных поэтов и композиторов, авторские игры. В музыкальном приложении содержатся авторские песни, игры и редко издаваемые произведения. 8. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998. Образовательная программа, представленная в издании, определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие содержит тематический годовой план работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ.9. Якубовская Е.И. (ред.) Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях. Издательство: СПбАППО. Год: 2005, 302с. Пособие включает в себя материалы, необходимые для проведения традиционных народных праздников в образовательном учреждении или в кругу семьи. В него вошли очерки об истории и этнографической основе каждого из праздников, сценарии проведения праздников, сведения о народном костюме, обрядовой пище, музыкальный, игровой и танцевальный материалы с нотными примерами, словами песенок, описаниями движений.10. Бекина, С. И.  Музыка и движение: (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет) : из опыта работы музыкальных руководителей детских садов / С. И. Бекина. - М. : Просвещение, 1983. - 208 с. В сборнике представлены все виды ритмических движений, разучиваемых с детьми на музыкальных занятиях в детском саду. Подбор игр, плясок и упражнений, а также методические указания к их проведению соответствуют требованиям «Программы воспитания в детском саду». Пособие содержит примерное планирование занятий по месяцам в распределение репертуара для праздников, проводимых с детьми подготовительной к школе группы.11. Фольклор - музыка - театр : программы и конспекты занятий для педагогов доп. образования, работающих с дошкольниками : программно-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 212, [2] с. : ил., табл. - (Воспитание и дополнительное образование детей). Предложенные в сборнике программы по изучению фольклора с дошкольниками, по организации театра и театрализованной деятельности, созданию оркестра или по углубленной работе в области ритмопластики, хореографии, бального танца помогут педагогам дополнительного образования лучше организовать работу по своему предмету, определить задачи, выстроить систему, последовательность, методы и средства их решения. Конспекты занятий, которые даются в сборнике в качестве приложения к каждой программе, подскажут возможные варианты построения занятий, их содержание.II Этап. 2016-2017 гг.. Реализация программы дополнительного образования «Задоринки». Перспективная план работы кружка.Сентябрь.Тема № 1. «Брусничный пирог».Тема № 2. «Гармошечкаговорушечка»(посиделки с мамами)Тема № 3. «Ах, капустка моя».Тема № 4.«Всякому делу своя пора».Октябрь. Тема № 5. «Где был Иванушка?»Тема № 6. «Закружись наш хоровод».Тема № 7. «Хлеб - всему голова».Тема № 8. «В гости к осени»(праздник)Ноябрь. Тема № 9 «Сказка к нам пришла»(представление для малышей)Тема № 10 «Кузьминки – об осени поминки»Тема № 11. «Добро делать спешить надобно»Тема № 12.«Матушка родимая»(развлечение с мамами)Тема № 13. «Я на горку шла» Декабрь.Тема № 14. «Здравствуй, зимушка – зима»Тема № 15. «Ходит сон по лавочке»(посиделки с мамами)Тема № 16. «Зимняя карусель»Тема № 17. «Новый год у ворот»Январь. Тема № 18. «На пороге коляда»Тема № 19. «Святки»(развлечение)Тема № 20. «Праздник валенка»Тема № 21. «Самоварики»Февраль. Тема № 22. «Веселые частушки»Тема № 23. «Богатыри»(развлечение с папами)Тема № 24. «Смех и веселье»Тема № 25. «Блины русские»Март.Тема № 26. «Гостьюшка годовая»Тема № 27. «Семья в куче – не страшна и туча»Тема № 28. «Василиса краса»Тема № 29. «Прялица»Апрель.Тема № 30. «Чудеса – кудеса»Тема № 31. «Птицы летите – весну несите»Тема № 32. «Сороки»Тема № 33. «Пасхальное яичко»(сказка для малышей)Май.Тема № 34. «Весну привечаем – игры затеваем»Тема № 35. «Дорога не ешка, дорога потешка»Тема № 36. «Русская песня» III Этап. 2017 - 2018гг. Подведение итогов; мониторинг; разработка методических рекомендаций; доклад на педагогическом совете; презентация картотеки; анкетирование родителей; составление консультаций для воспитателей, родителей; проведение совместных мероприятий и праздников.