«Развитие дополнительного образования детей в школе»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие дополнительного образования детей в школе»
Автор: Поздеева Анастасия Валерьевна


Развитие дополнительного образования детей в школе
Учебно-методический разработка
педагога
дополнительного образования.
Автор-составитель:
Педагог-организатор
МБУДО РЦДТ Гудвин
Село Усть-Цильма
А.В.Поздеева.
С.Усть-Цильма 2016.
Содержание.
Содержание.2
Введение.3
Основные этапы создания УМК.4
Структура учебно-методического комплекса.5
Примерный перечень методической литературы для создания и систематизации учебно-методического комплекса.6
Образовательная программа основной документ создания УМК.7
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования.9
Структура и примерное содержание учебно-методического комплекса образовательной программы.11
Наиболее типичные проблемы в процессе создания УМК.12
Выводы. 13
Список используемой литературы.15
Приложения.16
Введение.
Создание учебно-методического комплекса в учреждениях дополнительного образования детей - дело достаточно новое, поэтому мы не найдем в педагогической литературе точного определения УМК.
В системе дополнительного образования:
Учебно-методический комплекс- это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.
Учебно-методический комплекс предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса.
МК должен учитывать все достижения современной педагогической науки и призван обеспечить повышение эффективности работы учащихся и педагогов за счет предоставления и реализации широкого спектра возможностей (информационных, обучающих, развивающих, воспитательных, координирующих, систематизирующих, стимулирующих и др.).
Комплекс разрабатывается отдельным педагогом или коллективом педагогов в зависимости от специфики структурного подразделения (сектор, студия, клуб) и вида образовательной программы.
Учебно-методический комплекс следует рассматривать как систему, части которой находятся во взаимосвязи.
Ключевым документом, на основе которого разрабатывается УМК, является образовательная программа
Всю совокупность остальных компонентов УМК можно разбить на три составляющих:
учебные и методические пособия для педагога и учащихся;
систему средств обучения, в том числе включающую средства новых информационных технологий обучения:
систему средств научной организации труда педагога и учащихся.
Краткая характеристика основных компонентов.
Современное обучение немыслимо без использования раздаточного материала, дидактических, информационных и справочных материалов, тематических методических пособий, конспектов занятий, научной, специальной и методической литературы, задач и заданий, решаемых по образцу, задач и заданий творческого характера, и т. п. Все это может быть записано как на современных носителях информации (магнитные и лазерные диски, видеопленки, и т. п.), так и на традиционных (печатные материалы).Это составляет
Первый модуль УМК -модуль учебных и методических пособий.
Второй модуль -систему средств обучения - составляют пособия, ориентированные на поддержку освоения содержания программного материала.
Средства, предназначенные для поддержки изучения теоретического материала, условно можно разбить на традиционные и современные.
К традиционным относят печатные пособия - таблицы, плакаты, картины, фотографии, а также раздаточный материал - дидактические карточки, кинофильмы.
К современным относят видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства. Использование этих средств обогащает учебный процесс следующими возможностями:
обеспечением разнообразных путей доступа к библиотеке движущихся и неподвижных изображений со звуковым сопровождением или без него;
выбором в любой последовательности из базы данных необходимой на данном этапе аудиовизуальной информации;
контаминацией (смешение, перестановка информации), включающей текстовую, графическую, подвижные диаграммы, мультипликации со звуковым сопровождением и без него.
Использование систем мультимедиа предполагает принципиально новый уровень организации образовательного процесса в среде, обеспечивающей применение новых информационных технологий. Однако в УМК пока сохраняются традиционные средства подачи учебной информации.
Третий модуль - систему средств научной организации труда педагога и учащихся можно представить в виде материалов по трем направлениям:
материалы по индивидуальному сопровождению развития учащихся (методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей);
материалы по работе с детским коллективом (методики педагогической диагностики коллектива, игровые методики, сценарии коллективных мероприятий и дел);
картотеки отдельных фактов педагогического опыта и картотеки, содержащей подробную разработку действий педагога и учащихся. Создание такой картотеки - дело трудоемкое, требующее просмотра и изучения различных информационных источников, новейших научных данных. Однако эта работа окупается тем, что позволяет педагогу постоянно совершенствовать качество проводимых занятий, делать их более содержательными и результативными.
Основные этапы создания УМК.
Проектирование и создание учебно-методического комплекса дело трудоемкое, творческое, длительное.
На начальном этапе разработки УМК педагог анализирует конкретные задачи обучения, воспитания и развития учащихся, характер и объем информации, подлежащей усвоению, исходный уровень подготовки обучающихся. Важно также проанализировать содержание учебного материала, разделить его на логические порции (информационные компоненты) и обосновать логику разработки для каждого компонента соответствующей методики.
На втором этапе ( этап становления) педагог приступает к разработке и созданию методических рекомендаций, подборке материалов по индивидуальному сопровождению развития учащихся, разработке анкет, опросников, памяток для учащихся и родителей, разработке сценариев массовых мероприятий и дел, игровых методик.
На третьем этапе совершенствования и развития УМК педагог создает учебные и методические пособия, пакет материалов, обеспечивающих индивидуальную поддержку учащемуся в освоении образовательной программы, его социальном и профессиональном самоопределении. Возможно создание аудиовизуального комплекса.
Целесообразно рассматривать УМК как гибкое, отвечающее времени образование, в котором функциональная роль каждого из составляющих его компонентов может меняться под воздействием многих факторов.
Каждый педагог вправе подойти к составлению УМК творчески, разработать его содержание по своему усмотрению, в соответствии с уровнем подготовки учащихся и их образовательных потребностей.
В целом работа педагога по проектированию и созданию учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать опыт, накапливаемый им как специалистом, но и способствует проявлению творческой активности и профессионального росту. Несомненно, создание учебно-методического комплекса требует значительных временных затрат со стороны педагога, но его использование повлечет за собой осознанное профессиональное развитие, получение большого удовлетворения от работы.
Структура учебно-методического комплекса.
Нормативно-правовой блок
Нормативные документы международного, федерального, регионального уровня, регламентирующие образовательную деятельность (Конвенция о правах ребенка, Конституция, Закон об образовании и др.).
Локальные акты
Нормативные документы международного, федерального, регионального уровня по профилю работы отдела (примеры см.выше).
Образовательная программа отдела.
Положение об отделе
Образовательные (учебные) программы, реализуемые в отделе.
Научно-методический блок
Литература (учебники, справочные пособия) по педагогике и психологии.
Научно-методическая литература (а) по организации методической работы, б) по содержанию образовательного процесса отдела).
Материалы периодической печати по профилю работы отдела.
Блок методико-прикладных средств
Учебно-методические пособия
Различные виды каталогов методической литературы и методических материалов.
Конспекты открытых занятий педагогов (оформленных в соответствие с методическими требованиями)
Образцы вариантов развивающих заданий творческого характера (оформленных в соответствие с методическими требованиями).
Аннотированные творческие и научно-исследовательские работы воспитанников.
Подборка средств обучения
Плакаты, таблицы, карты, слайды, видеофильмы, CD и другие подобные средства обучения, использующиеся для реализации большого количества образовательных программ отдела.
Различные виды каталогов средств обучения.
Система НОТ (научная организация работы с детским коллективом) или
материалы, направленные на обеспечение психолого-педагогического сопровождения ребенка
Методические материалы по проведению психолого-педагогической диагностики.
Психолого-педагогические игры, направленные на сплочение группы.
Методические материалы по организации воспитательной деятельности.
Картотека решения педагогических задач
Методические материалы, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. (В зависимости от специфики работы отдела и возраста обучающихся это могут быть комплексы физкультурных пауз, упражнения и схемы пособий для снятия зрительного утомления, игры на снятие психоэмоционального напряжения).
Методические материалы на развитие психических процессов (в зависимости от содержания образовательной деятельности отдела это могут быть игры, направленные на развитие внимания, памяти, воображения и т.п.).
Блок контроля результативности и качества обучения
Методики диагностики результативности усвоения содержания программы (вводный, текущий, итоговый контроль).
Методические материалы по организации и видам контроля.
Примеры контрольных вопросов, заданий (оформленных в соответствие с методическими требованиями).
Экзаменационные билеты (в зависимости от специфики работы отдела).
Методики педагогического контроля( качества обучения ребенка на занятии)
Схемы анализа занятий.
Карты наблюдений за деятельностью педагога (возможно использовать разные виды карт для наблюдений за деятельностью начинающих и опытных педагогов).
Памятки анализа занятия (для педагога).
Схема рейтинговых оценок деятельности педагогов и т.п.
Методическая литература для создания
и систематизации учебно-методического комплекса.
Нормативно-правовой блок
- Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16.
- Дополнительное образование 2003, № 1с.54.
- Сивоволов. Д. Формирование профессионального интереса у курсантов высших
военных учебных заведений.
Научно-методический блок
Формируется в соответствие со спецификой и содержанием работы отдела.
Блок методико-прикладных средств
Гущина. Т. Как не нарушить требования и не стать формалистом; Ярославский
внешкольник 2004, № 2.
- Добрецова, Н. Инц. И. Учебно-методический комплекс – неотъемлемая часть
профессиональной деятельности педагога. С-Пб ГДТЮ, РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
Егоршин, С. Пряничников. А. Методологические оценки качества и эффективности образования; Школьные технологии 2002.- № 2
- Поляков.С. Психопедагогика воспитания. М., Новая школа, 1996.
Корчуганова. И. Психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми.
ЛОИРО, СПб, 2004.
- Ермаков, Г. Петров. Элективные учебные курсы для профильного обучения. Народное образование 2004. № 2
-.Сиротюк. А. Природосообразность обучения: дифференцированный или
холистический подходы. Народное образование 2005. № 1
-.Журин С., .Калинкина. М Развивающее обучение: основные методы работы в группах. Дополнительное образование 2004. № 4
Блок контроля результативности и качества обучения
- Привезенцев. В. Контроль – важнейшая функция управления образованием.
Официальные документы в образовании. 2005. № 32
-.Сивоволов. Д Формирование профессионального интереса у курсантов высших военных
учебных заведений. Дополнительное образование 2003. № 1
Гущина.Т. Как не нарушить требования и не стать формалистом.Ярославский
внешкольник 2004. № 2.-
- .Кодолов. С. Система контроля и оценки результатов деятельности участников образовательного процесса. Дополнительное образование 2005. № 8
- Ямилева С. Карта интеллектуально-творческого потенциала личности. Мониторинг образовательных результатов. Дополнительное образование 2004.№ 6
Шепелева Л.. Тест как инструмент контроля и диагностики. Дети, техника, творчество.
2006 г. № 1 (35),
Образовательная программа основной документ создания УМК.
Образовательная программа - ключевой документ, на основе которого создается УМК.
Программа- это многофункциональный документ совместной деятельности педагога, обучающихся и их родителей, инструмент целевого развития способности осваивать социокультурные ценности.
Программа - это; нормативный документ, утверждаемый педагогическим (методическим) советом образовательного учреждения определяющий цели, ценности образования, его содержание, педагогические технологии и методики реализации и определение результатов деятельности, значимых для ребенка, родителей и педагога, общества.
Описание индивидуального образовательного маршрута социального (профессионального) самоопределения обучающегося, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, овладения определенными ключевыми компетентностями, гарантированных образовательной программой.
Совокупность разнообразных действий, отвечающих образовательным потребностям детей и родителей, общества в гармоническом развитии и социальном самоопределении обучающихся.
Цели программ дополнительного образования детей направлены на:
Развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей.
Развитие индивидуальности, культуры личности, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности.
Коррекцию психофизического и умственного развития детей.
Профилактику асоциального поведения детей и подростков.
Классификация программ по направлениям;
Художественная.
Эколого-биологическая.
Естественнонаучная.
Научно-техническая.
Спортивно-техническая.
Физкультуры о-спортивная.
Военно-патриотическая.
Туристско-краеведческая.
Культурологическая,
Социально-педагогическая и др.
Классификация программ по уровню освоения:
Общекультурные.
Углубленные.
Профессионально-ориентированные.
Классификация программ по виду:
Примерная (типовая) (программы Министерства просвещения РФ рекомендованные внешкольным учреждениям).
Модифицированная (адаптированная, скорректированная) (содержание данной программы основано на примерной (типовой) программе, с внесением изменения в отбор тем. порядок их изучения, изменения в распределении часов, в отборе материала по темам).
Экспериментальная (предполагает отработку новых педагогических технологий, методик; содержит этапы и способы отслеживания; имеет научного руководителя; рассматривается экспертным советом).
Авторская (полностью написана педагогом или коллективом педагогов), ее содержание, это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании отличающихся новизной и актуальностью.
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования.
(Утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.03)
Содержание образовательных программ должно соответствовать:
достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
направлениям дополнительных образовательных программ (научно-техническому, спортивно-техническому, художественному, физкультурно-спортивному. туристско-краеведческому, эколого-биологическому. военно-патриотическому, социально-педагогическому, социально-экономическому, естественнонаучному и др.);
современным образовательным технологиям, которые отражены з принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.);
методах контроля и управления образовательным процессом (анализа результатов деятельности детей);
средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Содержание образовательных программ должно быть направлено на:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям,
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
интеллектуальное и духовное развитие ребенка;
укрепление психического и физического здоровья;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.
Основные задачи решаемые при реализации содержания образовательных программ:
расширение и углубление осваиваемых в основном образовании образовательных областей.
компенсацию отсутствующих в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности.
обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды - ситуацию успеха - и развивающего общения.
содействие выбору индивидуального образовательного маршрута, уровня и темпа его освоения.
включение учащихся в практическую, созидательную, преобразующую деятельность.
содействие становлению ребенка как гуманной, образованной, культурной, созидающей, ответственной и компетентной личности.
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:
Титульный лист.
Пояснительную записку.
Учебно-тематический план.
Содержание изучаемого курса.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Список литературы.
1. Титульный лист включает:
Наименование образовательного учреждения;
Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; название Дополнительной образовательной программы;
Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
Срок реализации дополнительной образовательной программы;
Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
Название города, населенного пункта;
Год разработки дополнительной образовательной программы.
2. Пояснительная записка раскрывает:
Направленность дополнительной образовательной программы;
Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
Цель и задачи дополнительной образовательной программы;
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
Формы и режим занятий;
Ожидаемые результаты и способы их проверки;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3.Учебно-тематический план включает:
Перечень разделов, тем;
Количество часов до каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
Содержание программы раскрывается через краткое описание тем
(теория и практика).
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
Форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т. д.);
Приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактического материала, техническое оснащения занятий;
Форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
Структура и примерное содержание
учебно-методического комплекса образовательной программы.
Нормативно-правовой блок
Программа
Нормативные документы по профилю и содержанию программы.
Инструкции по охране труда и технике безопасности.
Блок методико-прикладных средств
Учебно-методические пособия
Методическая литература, которую педагог использует при подготовке к занятиям (по возможности систематизированная в соответствии с тематическим планом с помощью каталогов, закладок и т.п.).
Тематические подборки методических материалов из опыта работы, материалов периодической печати.
Конспекты занятий в строгом соответствии с тематическим планом, оформленные в соответствие с методическими требованиями. Конспекты могут быть представлены в форме технологических карт, картотеки и в любой другой удобной для педагога форме.
Подборка заданий творческого и репродуктивного характера для учащихся, оформленных в соответствие с методическими требованиями, с указанием темы, в процессе изучения которой применяются задания.
Подборка средств обучения
Плакаты,таблицы. фотографии. раздаточный материал.
Аудио, видеокассеты, CD и т.п.
Все средства обучения необходимо соотносить с темами плана и оформлять в соответствии с методическими требованиями: аннотация с указанием реализуемой программы, темы, методикой использования.
Система НОТ (научная организация работы с детским коллективом) или система психолого-педагогического сопровождения
материалы по обобщению опыта конструктивного педагогического взаимодействия и изучению личности ребенка.
Подборка или картотека психолого-педагогических игр на знакомство, взаимодействие и т.п., которые можно использовать на вводных занятиях, в процессе занятий для создания ритуалов приветствия-прощания, установление партнерского взаимодействия и др.
Методики психолого-педагогической диагностики (простейшие тесты, опросники на выявление интересов, преобладающего эмоционального состояния, креативности и т.п.).
Памятки для детей и родителей.
Картотека или подборка игровых методик проведения занятий.
Блок контроля результативности
Методики диагностики результативности усвоения содержания программы.
Методики вводного контроля.
Методики и формы фиксации результатов текущего контроля (по каждой теме).
Методики и формы фиксации результатов итогового контроля.
Контроль за качеством усвоения образовательной программы может осуществляться в форме тестов, диагностических заданий, опросников на выбор правильного ответа, соотнесение фактов.
Наиболее типичные проблемы в процессе создания УМК.
Проблема
Пути решения
1. Недостаточно четкое представление педагога о том, что такое УМК.
Объяснить педагогу, что в состав УМК входят все методические пособия и материалы, которые используются им для реализации программы.
Предоставить и прокомментировать наиболее близкое Вам определение.
2. Недостаточно четкое соотнесение педагогом используемых материалов с тематическим планом.
Рекомендовать систематизировать и создавать методические материалы и средства обучения в соответствии с темами плана.
Оказать помощь педагогу в систематизации материалов методико-прикладного блока УМК.
3. Использование в течение всего процесса обучения одинаковых форм занятий.
Создавать тематические подборки, картотеки различных форм занятий и интерактивных методов и приемов обучения.(Например, см. журнал Дополнительное образование № 4.- 2004. Ст. С. Журина, М. Калинкиной Развивающее обучение: основные элементы и методы работы в группах. Ярославский внешкольник 2004.-.№ 2. статья. Гущиной Как не нарушить требования и не стать формалистом. и другие).
4. Использование результатов психолого-педагогических опросов и тестирования не имеет развития.
Внести в план работы обучающие мероприятия, тематические методические выставки по организации психолого-педагогического сопровождения. Пояснить, на каких этапах обучения могут использоваться коммуникативные игры, а также проводиться изучение интересов, творческих способностей ребенка.
Составить тематическую подборку по организации психолого-педагогического сопровождения.
5.Отсутствие четкого представления о видах и формах контроля.
Смешение понятий Форма контроля и Форма предъявления результата.
Оказание консультативной помощи педагогу. Планирование обучающих мероприятий по организации и проведению контроля за качеством усвоения содержания программы (литературу см. выше в таблице Примерный перечень методической литературы, блок контроля).
Справочно: Виды контроля: вводный, текущий,(промежуточный), итоговый.
Формы контроля: тест, опросник, опрос, диагностические задания, экзамен
(в соответствие со спецификой программы).
Форма предъявления результата: творческая работа (обязательно наличие критериев оценки творческой работы, см. журнал Дополнительное образование 2004.- № 6 с.26), выставка, концерт и т.п.
6. Сложность в методическом оформлении материалов УМК.
Оказание практической помощи педагогу в составлении аннотаций и методических описаний материалов УМК.
Для работы можно использовать журнал Внешкольник2005. Каргиной Методическое обеспечение процесса обучения в
системе дополнительного образования детей.
Выводы.
Неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога по реализации и развитию образовательного процесса является учебно-методический комплекс (УМК).
Учебно-методический комплекс - это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.
УМК включает:
образовательную программу (основной документ);
учебные методические пособия для педагога и учащихся (дидактический, информационный, справочный материал на различных носителях, разработки занятий, специальную литературу и т.д.);
материалы по индивидуальному сопровождению развития учащихся (методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей );
материалы по работе с детским коллективом (методики диагностики сфор-мированности коллектива, сценарии коллективных мероприятий и дел, игровые методики).
Кому-то из педагогов может представляться, что разработка учебно-методического комплекса лишняя работа. Это верно лишь в том случае, если к этой работе отнестись формально и рассматривать ее как самоцель. Если же посмотреть на УМК как органическую часть всей системы работы педагога, то усилия, затраченные на создание учебно-методического комплекса, вполне себя оправдывают, а время окупится сторицей.
В заключение хочется перечислить ряд объективных факторов, определяющих достоинства учебно-методического комплекса, плюсами УМК, .позволяющими педагогу дополнительного образования более результативно решать многие вопросы организации своей деятельности.
Первый плюс - УМК позволяет идти в ногу со временем.
Использование УМК придает целостность процессу образования, позволяет педагогу поднять на более высокий уровень организацию педагогического процесса, подготовку и проведение занятий. По сути, такая деятельность, основанная на использовании широких возможностей системы дополнительного образования для реализации профильного обучения школьников, подготовки ребят к исследовательской деятельности, социальному проектированию, освоению информационных технологий, позволяет педагогу шагать в ногу со временем, активно участвовать в реализации идей модернизации российского образования.
Второй плюс- УМК является важным средством более совершенной организации педагогического труда.
Действительно, УМК как органическая часть деятельности педагога позволяет ему осуществлять свою деятельность в системе, чувствуя слагаемые этой деятельности и направляя их в органически единый процесс развития личности ребенка. При этом. УМК обладает большими позитивными возможностями и резервами, обеспечивающими сокращение затрат ресурсов и времени обучающихся и педагога при высоком качестве образовательных результатов.
Третий плюс - УМК позволяет педагогу принципиальным образом повысить свою компетентность.
Мышление педагога, работающего над созданием УМК, перестает быть потребительским и исполнительским, поскольку свою педагогическую деятельность ему приходится рассматривать не с точки зрения Что?, а с точки зрения Как?. Мобилизуя имеющиеся знания и опыт на решение тех или иных педагогических задач, осуществляя в ходе работы над УМК анализ и самоанализ педагогической деятельности, педагог принципиальным образом повышает свою профессиональную компетентность.
Четвертый плюс - УМК способствует творческой самореализации педагога.
В целом работа педагога по проектированию и созданию учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать опыт, накапливаемый им как специалистом, но и способствует проявлению творческой активности и осознанному профессиональному развитию. Это выход на новый уровень профессионализма, который проявляется в развитии творческих сторон труда педагога, совершенствовании педагогического мастерства, его творческом самовыражении.
Пятый плюс - создание благоприятных условий для самореализации учащихся на занятиях, стимулирование индивидуального выбора.
Включение в УМК системы разноуровневых заданий, учитывающих наличие у обучающихся разных темпераментов, типов мышления, видов памяти, позволяет идти в обучении от возможностей и потребностей ребенка, содействуя тем самым интеллектуальному и личностному развитию каждого учащегося. Таким образом. УМК открывает перед педагогом возможности предоставления учащемуся реального выбора индивидуального образовательного маршрута, способствующего его самоопределению и самореализации.
Шестой плюс - обеспечение интенсивности освоения детьми различных видов деятельности.
Внедрение в образовательный процесс УМК является условием многогранной деятельности учащихся в избранном ими направлении. Приглашая ребенка включиться в ту или иную деятельность (коммуникативную, игровую, познавательную, учебно-исследовательскую и др.), педагог дополнительного образования обеспечивает ему условия реализации собственных интересов и развития его индивидуальных способностей. Подбор педагогом вариативных материалов по уровням и темпам их освоения позволяет всем участникам образовательного процесса заниматься выбранным делом в удовольствие и с максимальной пользой для себя.
Седьмой плюс - использование УМК способствует эмоциональности и мажорности процесса обучения.
Включение в УМК методик, которые обеспечивают приоритет активных методов обучения, ставку на самостоятельность и самодеятельность детей, ориентацию на позитивные эмоциональные переживания и успех, позволяет создать в процессе занятий благоприятный психологический климат, эмоциональный комфорт, содействует мажорности процесса обучения. Диагностические методики как неотъемлемый компонент УМК и осуществляемые на их основе диагностическое отслеживание и педагогическая поддержка благоприятствуют выбору и корректировке индивидуального образовательного маршрута учащегося, помогают в понимании им сильных сторон своей личности, становлению и развитию позитивной Я-концепции.
Список используемой литературы.
Горский В. УМК как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей./ Дополнительное образование 2004,.- № 1.- с.29
Добрецова Н., Инц И. УМК. УМК? УМК! СПб, 2004.- с. 20
Ермаков Д.,Петрова Г. Элективные учебные курсы для профильного обучения. / Народное образование 2004.- № 2 с. 114
Селевко Г., Селевко А.. Методологические оценки качества эффективности образования./ Школьные технологии 2002.- № 5с.70.
Сивоволов. Д.Формирование профессионального интереса у курсантов высших военных учебных заведений.\ Дополнительное образование 2003.- № 1 с.53.
Приложения.
14