«Приобщение старших дошкольников к истокам народной культуры в процессе ознакомления с фольклором»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Приобщение старших дошкольников к истокам народной культуры в процессе ознакомления с фольклором»
Автор: Ситимова Светлана Викторовна
Методическая разработка«Приобщение старших дошкольников к истокам народной культуры в процессе ознакомления с фольклором»Если ребенок родился и рос на родной стороне, среди русских берез, Слышал русские песни, колядки справлял, С светлым праздником Пасхи родных поздравлял. Был воспитан в труде, милосердье, добре, В уважении к старшим, родным и Земле - Эту заповедь предков в душе сбережет Только радость и счастье с собой принесет!Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Требования федерального государственного образовательного стандарта ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.Целостность педагогического процесса в нашем ДОУ осуществляется реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»» /под ред., Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой/, которая предусматривает: воспитание интереса к музыке, эмоциональную отзывчивость, знакомство с музыкальными жанрами, развитие эстетического восприятия, музыкальной культуры, певческого голоса, навыков движения под музыку.В соответствии с планируемыми итоговыми результатами освоения основной общеобразовательной программы ДОУ должны стать следующие интегративные качества воспитанника: имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.В связи с этим одним из направлений моей работы является привлечение внимания к народной педагогике, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность. Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу. “ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор», писал Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора. Малые фольклорные формы - это прекрасный материал, на основе которого у ребенка очень рано начинает обрабатываться понимание текста, приобретается смысловое содержание, развивается речь, музыкально- сенсорные способности, возникает цепь слуховых реакций, накапливается опыт разнообразных движений, в том числе мелкой моторики и все это на ориентировочной и эмоциональной основе.Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней.Для ребенка Родина- это мама, близкие, родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где он играет, его воспитатели, друзья. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Поэтому я решила максимально обогатить впечатления ребенка, его эмоциональное восприятие. Выбранный мною путь развития музыкальных способностей малышей через народный фольклор, направлен на развитие гражданских чувств, формирования творческих способностей соответствующих требованиям современного творчества. «Сороки»Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возрастаИнформационная справка Основная встреча весны на Руси праздновалась в день равноденствия –22 марта, называли его Сороки. С этого дня считали, что новый год входит полностью в свои права. На Сороки ожидался прилёт птиц. Ребята в этот день закликали весну словами:«Жаворонки, прилетите,Красно лето принесите!»В это время пекли из теста вестников весны, пряча во внутрь льняное или конопляное семя. Ребята это печенье крошили и разбрасывали на четыре стороны птицам на корм. В то же время, прекрасно понимая, что до тепла ещё далеко, поговаривали: «Сорок мучеников, сорок утренников, сорок заморозков». Считалось, что если морозные утренники, начиная с этого дня, продолжаются постоянно, то лето будет тёплым. Цель: Познакомить детей с обычаями и традициями празднования народных календарных праздников.Задачи: Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.Развивать фантазию, воображение, творческие способности, вовлекая детей в исполнение песен, закличек, небылиц, хороводов.Воспитывать интерес к народной культуре.Предварительная работа: беседа с детьми об истории праздника, разучивание песен, закличек, хороводов, стихов. Изготовление атрибутов к празднику. Выпечка «жаворонков».ХодХозяюшка: Здравствуйте, люди добрые! Рады видеть всех у нас в горнице. Проходите, гости дорогие, у нас для каждого найдётся и местечко, и доброе словечко.А, нам, ребятки, пора Солнышко разбудить, да на праздник пригласить. Друг друга за руки возьмём, по дорожке мы пойдём.Дети берутся за руки и выполняют движения по тексту.Все шагаем неспеша,Ногу ставим мы с носка. (хороводный шаг)По дорожке мы пойдём и притопывать начнём. (шаг с притопом)Врозь носочки, пятки вместе, Потанцуем мы на месте.(пружинка, распашонка)Мы потопае немножко По дорожке, по доржке. (топающий шаг) ♫ Музыкальная заставка «Журчание ручья, пение птиц»Хозяюшка: Посмотрите, на полянке,Где зимой бежали санки, А весной ручей звенит, Домик расписной стоит. Солнышко в нём отдыхает, До утора в нём почивает.Хватит Солнцу отдыхать.Солнышко, пора вставать!Кто к оконцу подойдётДа закличку пропоёт?Дети подходят к домику, поют закличку:Выйди, выйди, Солнце, над моим оконцем.Выйди, выйди, Солнышко, мы посеем зёрнышко.Хозяюшка: Слышит, Солнышко: зовут,И в окошке тут как тут.Видело ль ты, Солнышко, красную Весну?Видело ль, красное, ты свою сестру?Солнышко: Видело я, Солнышко, старую Ягу, злую зиму.Как она, лютая, от Весны убегала, в мешке стужу несла, а сама оступилась, под гору покатилась. Теперь Весна уже не за горами, и скоро будет у нас с вами.Хозяюшка: Так давайте золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, зиму побороть. Игра «Золотые ворота».(Все проходят цепочкой через ворота и говорят слова.)Ходит матушка – веснаПо полям, лесам одна.Первый раз прощаетсяДругой раз запрещается,А на третий раз пойдетеСами в клетку попадете.Ходит матушка-веснаИщет детушек она.Первый раз прощаетсяДругой раз запрещаетсяА на третий разНе пропустим вас. (Дети садятся на стулья)♫ Музыкальная заставка «Шагает красавица». Входит Весна-красна с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги.ВЕСНА: Я – Весна красна!Бужу землю ото сна,Наполняю соком почки,На лугу ращу цветочки.Прогоняю с речек лёд,Светлым делаю восход.Всюду: в поле и в лесу,Людям радость я несу! Хозяюшка: Весна-красна, а что это у тебя за коромысло? ВЕСНА: Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном – тёмном – тёмная ночь живёт. В другом – светлом – ясный день. Хозяюшка: Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее? ВЕСНА: Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает. Хозяюшка: А сейчас приглашаю всех в хоровод с Весной-красной.♫ Песня-хоровод «Ой, бежит ручьем вода»Ой, бежит ручьём вода –Нету снега, нету льда.Ой, вода! Ой, вода!Нет ни снега, нет ни льда!Прилетели журавлиИ соловушки-малы.Журавли, журавли!И соловушки-малы!Мы весняночку поём,Весну красную зовём!Ой, поём! Ой, поём!Весну красную зовём! Хозяюшка: А теперь, ребятки, сядем рядком да поговорим ладком.В марте мы отмечаем две встречи весны. Первая – Евдокия Плющиха. С этого дня начинались первые оттепели.Вторая встреча весны – Сороки. У этого дня мого примет. Существовало поверье, что в этот день из тёплых стран прилетают сорок разных птиц. И первый из них – жаворонок.Физминутка В небе жаворонок пел (маховые движения руками)Колокольцами звенел (вращают кистями поднятых рук)Порезвился в вышине, спрятал песенку в траве (слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)Тот, кто песенку найдёт, (дети приседают, руками обхватывают колени)Будет весел целый год! (стоя, хопают в ладоши)Хозяюшка: На Сороки хозяйки пекли из ржаной муки летящих жаворонков. Птичек раздавали детям. Печёных жаворонков насаживали на длинные палки, выбегали на пригорки и пели заклички.Дети берут птиц на палочке и поют закличку.Ой, жаворонки, жаворонушки,Прилетите к нам,Принесите намЛето тёплое.Унесите от нас Зиму холодную.И с сохой, и с бороной,И с кобылой вороной. Ух!Хозяюшка: А в апреле есть народный праздник – Святой Федул-ветряник. Пришёл Федул – тепляк подул. Вы знаете, что такое «тепляк»? Это тёплый весенний ветерок. С этого дня наступает весеннее тепло. Коли на Федула ненастье, тогда говорят: Инсценировка небылицы.- Федул, ты чего губы надул?- Да кафтан прожёг.- Починить можно?- Да иглы нет.- А велика ли дыра?- Остались ворот да рукава.Хозяюшка: С этого дня появляются первые насекомые: бабочки, божьи коровки.РебёнокБожья коровка, улети вверх ловко.Принеси нам с неба хлеба замену.Грибам - перемену, ягодам – рост, редьке – длинный хвост!Хозяюшка: Солнышко согрело землю, снег сошёл, и всюду журчащими лентами побежали ручйки. Давайте и мы с вами превратимся в «ручеёк».♫ Русская народная игра «Ручеёк» Муз сопровождение «По малину в сад пойдём»Весна: Как весело, ребята, у вас. Примите от меня весенних «жаворонков». (раздача угощения) Угощайтесь, пожалуйста! А мне пора в дорогу. Ведь один весенний день целый год кормит. Хозяюшка:Мы встретились с весною, О ней мы всё узнали.Хочу, чтоб о весне прерасной Вы дома рассказали.Как жаворонки высоко в небе летают, чтобы и хлеб в вашем доме был высоким, пышным и вкусным. А теперь давайте устроим весеннее чаепитие! Приглашаю всех к столу!