«Использование различных форм учебной деятельности для формирования у учащихся навыков самостоятельной работы и работы в коллективе»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование различных форм учебной деятельности для формирования у учащихся навыков самостоятельной работы и работы в коллективе»
Автор: Дружинина Эльвира Олеговна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №45 Г. САРАТОВАМетодическое объединение учителей технического циклаМатематика и физикаСТАТЬЯна тему: «Использование различных форм учебной деятельности для формирования у учащихся навыков самостоятельной работы и работы в коллективе» Выполнила Дружинина Э.О. учитель математики Проверил Малькова Е.Ю. председатель ШМО учителей технического цикла 2017гРешение задачи становления творческой личности во многом зависит от школы, от того, насколько организация образовательного процесса способствует формированию творческого потенциала учащихся. «…ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». В.А.Сухомлинский. Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве составляющего элемента содержания образования, требует поиска адекватных путей его формирования. Трудности, связанные с достижением цели воспитания творчества в учебном процессе, обусловлены тем, что, несмотря на многочисленные исследования, посвященные различным сторонам развития творческой личности, в настоящее время творчество как понятие сохраняет в себе некую неопределенность. Это накладывает отпечаток на решение проблемы становления творческой личности в жизни вообще и в процессе образования в частности. Для получения успешного результата необходимо постоянное и планомерное развитие способностей учащихся, требующей как самостоятельной работы, так и работы в коллективе.В связи с этим возникает проблема: «Как воспитать такого человека в процессе обучения ?» Для решения проблемы необходимо поставить цель и найти методы ее решения. Методы решения.1. Дать каждому ученику определенную сумму знаний, научить учиться, творчески мыслить, прививать интерес к учению.Поэтому на каждом уроке требуется организовать учебный процесс так, чтобы любой ребенок смог достичь базового уровня подготовки, соответствующего ФГОС. Небольшое исследование на уроках математики помогло мне узнать интересы и творческие способности детей.- учащиеся сами стали подбирать задания повышенной сложности;- благодаря использованию ИКТ, учащиеся научились находить интересующую их информацию, формулировать и оформлять свои мысли; - слабым учащимся защита презентации у доски помогла стать увереннее, они активнее стали работать на уроках;- учащиеся, которые готовили доклады и сообщения, научились самостоятельно находить материал, используя интернет;- учащиеся, которые выполняли задания опережающего характера, лучше других развили способность к самообучению. 2.Трансформировать обычные уроки с использованием различных форм учебной работы.Необходимо развивать у учащихся стремление помогать друг другу, создавать условия для этого, укреплять и развивать это качество. Личность ребенка формируется не только благодаря содержанию учебного материала, но и благодаря наличию системы взаимоотношений учителя с учениками, учеников друг с другом. Учитывая их индивидуальные качества, внедрять в педагогическую практику методические разработки и приемы, использующие проведение различных форм уроков.По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков: Уроки в виде соревнований и игр.Математический турнир, Математический поединок, Математическая викторина, Математическая эстафета.Уроки-мероприятия в виде игры.Ролевая игра, Корреспондент, Урок-следствие, Урок – КВН, Общественный смотр знанийПреобразование традиционных способов организации уроков. Урок-зачет, Учебная конференция, Урок-семинар, Урок-лекция .Уроки с элементами фантазии.Урок-путешествие, Урок-сказка. 3.Использование в процессе обучения межпредметных связей.Математика и физика: «Метод подстановки при решении систем двух линейных уравнений и физических задач», «Графическое решение задач на равноускоренное движение».Математика и география: «Система координат».Физика и география: « Что такое мираж», «Конденсация и образование облаков».Физика и биология: « Как слышит человек», «Диффузия».Физика и музыка: «Акустика», « Звуковые волны и музыка». Бинарные или интегрированные уроки – это всегда не только интересно , но и познавательно. Уроки позволяют расширять кругозор учащихся, стимулируют их для самостоятельного и более глубокого изучения предметов, позволяет развивать их творческий потенциал, способствуют их творческому мышлению. Таким образом, задача формирования творческого потенциала личности на различных этапах системы образования является необходимой. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать эту деятельность, создать благоприятную обстановку для раскрытия и применения учащимися своих творческих способностей и творческого мышления.