Пальчиковый игротренинг как эффективная физкультурно – оздоровительная технология в работе с детьми.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Пальчиковый игротренинг как эффективная физкультурно – оздоровительная технология в работе с детьми.
Автор: Решетова Ирина Владимировна

Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно – оздоровительная технология в работе с детьми.Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев), артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. В методической литературе содержатся результаты исследований (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2—3 раза в день по 3—5 мин. Однако, пальчиковый игротренинг с использованием подручногоматериала является эффективным способом развития следующих функций :- коррекции речи детей (дело в том, что в головном мозге человека центры,отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко.Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующиеотделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь);- тактильной чувствительности и сложнокоординированных движенийпальцев и кистей рук (этого помогают добиться упражнения сперекатыванием карандаша, выкладывания узора из бусин);- пространственно-образное мышление и творческие способности (посколькуречь и мышление тесно связаны между собой, то, словесно-логическоемышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастнойнормы. Соответственно на ряду с развиваем моторных и речевых навыков, удетей развиваются и психические процессы. Этому способствуют игры смелкими предметами.) Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.п. Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.1. Самомассаж кистей и пальцев рук (по Йосиро Цуцуми, модифицированный). Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»), стихами. • Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.Я возьму зубную щетку,Чтоб погладить пальчики.Станьте ловкими скорей,Пальчики-удальчики. • Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками. Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.Мячик мой не отдыхает,На ладошке он гуляет.Взад-вперед его качу,Вправо-влево — как хочу.Сверху — левой, снизу — правойЯ его катаю, браво. • Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.Карандаш в руках катаю,Между пальчиков верчу.Непременно каждый пальчикБыть послушным научу. • Массаж грецкими орехами (каштанами). Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.Научился два орехаМежду пальцами катать.Это в школе мне поможетБуквы ровные писать. • Массаж "четками". Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).Дома я одна скучала,Бусы мамины достала.Бусы я перебираю,Свои пальцы развиваю.2. Пальчиковый тренинг • «Узелки» — перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, предметы по лексическим темам, гласные звуки. • «Щелчки» — каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы. • «Кус-кус» — бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.КотенокЕсли кто-то с места сдвинется,На него котенок кинется.Если что-нибудь покатится,За него котенок схватится.Прыг-скок! Цап-царап!Не уйдешь из наших лап! • «Прогулка» — с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.На прогулку мы пойдем,И в футбол играть начнем.И с хорошей тренировкойКаждый станет сильным, ловким. • «Лыжники» — «вставать» в углубления больших пуговиц (пробок) указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.Две новые кленовыеПодошвы двухметровые:На них поставил две ноги,И по большим снегам беги.(Лыжи.) • «Волшебные превращения веревочки» — из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных, буквы. • «Пристёгивание разных фигур» - вырезаются прямоугольники из плотной матерчатой ткани, к ним пришиваются пуговицы, при помощи которых пристёгиваются разные фигуры с прорезями-петлями. • «Музыканты» — нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.Чистоговорки:ша-ша-ша — в доме у нас Маша;шо-шо-шо — Маша ведет себя хорошо;шу-шу-шу — на руках ее ношу;ши-ши-ши — калоши у Маши очень хороши. • «Мой веселый мяч-прыгун» — прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно», одновременно рассказывая стихи на автоматизацию, дифференциацию звуков.Трудно мячик мне вестиПрямо по дорожке —Так и хочется емуСпрятаться в ладошке. • «Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны). Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.Также ребёнку можно предложить:• кистевые эспандеры, дутые ручки от молочных пакетов – для развития мышечной силы кисти;би гуди и щётки для волос, ребристую деталь от одноразового медицинского шприца, математические счёты – для массажа и самомассажа ладоней;• клавиатуру старого компьютера, кнопочный телефон, бельевые прищепки и плотную (картонную) основу для них – для развития дифференцированных движений пальцев рук;• «Сухой бассейн» - ёмкость, наполненная горохом или фасолью, - для самомассажа кистей; мелкие игрушки для вытаскивания из «сухих бассейнов».• «Волшебные мешочки» - воздушные шарики, наполненные разным количеством семян фасоли, ребёнок ощупывает шарики тактильным методом, находит фасоль и говорит, какое количество фасоли в каком шарике спряталось.Пальчиковый игротренинг работы с детьми.Пальчиковый игротренинг работы с детьми дошкольного возраста.Подавляющее большинство публикаций (М.М.Кольцовой, М.С.Рузиной, А.В. Цвынтарного и др. авторов) посвящено формированию исовершенствованию мелкой моторики ребенка обычными упражнениями,тогда как вопросы использования нетрадиционных материалов в развитиимелкой моторики не нашли должного изучения.Однако, пальчиковый игротренинг с использованием подручногоматериала является эффективным способом развития следующих функций : коррекции речи детей (дело в том, что в головном мозге человека центры,отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко.Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующиеотделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь); тактильной чувствительности и сложнокоординированных движенийпальцев и кистей рук (этого помогают добиться упражнения сперекатыванием карандаша, выкладывания узора из бусин); пространственно-образное мышление и творческие способности (посколькуречь и мышление тесно связаны между собой, то, словесно-логическоемышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастнойнормы. Соответственно на ряду с развиваем моторных и речевых навыков, удетей развиваются и психические процессы. Этому способствуют игры смелкими предметами.)Конечно же, основной целью использования нетрадиционныхматериалов в пальчиковом игротренинге является развитие мелкой моторикирук детей, но если посмотреть глубже, то предметы, которые применяютдети, могут являться и инструментом для обучения детей экологическим ипознавательным задачам. Дети знакомятся со свойствами предметов, с ихпроисхождением, с внешними особенностями, узнают о пользе природногоматериала для людей, устанавливать причинно - следственные связи.Некоторые материалы представляются детям в другом свете, позволяютвыполнять определенные упражнения по оздоровлению собственногоорганизма (СУ- Джок, упражнения с крупами, семенами). Тем самымиспользование данного метода позволяет педагогу заложить прочныеосновы хорошего здоровья, гармоничного развития.Помимо этого, такие игры создают благоприятный эмоциональный фон,развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и пониматьсмысл речи, повышают речевую активность ребенка.Проведя аналитический сбор информации в нашем детском саду былапоставлена задача развивать моторные навыки с помощью пальчиковогоигротренинга, при этом используя в нем разнообразные нетрадиционныематериалы.Это обосновано тем, что в этом возрасте (4 - 5 лет) у детей происходитознакомление с окружающим миром, они учатся использоватьприобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях(например, во время еды и одевания), то тактильное знакомство спредметами будет очень им полезно. Кроме того, настает черед обучения темвидам деятельности, которые требуют более координированной работымелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) изапястий, в частности, рисования и письма. В этом возрасте ребята учатсяповорачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате,держать тремя пальцами карандаш (щепотью), поэтому предметы дляработы могут быть самыми разнообразными. Основной их принцип -помогать в развитии мелкой моторики рук.Методика проведения игротренинга:в начале недели логопедом сдетьми разучивается пальчиковая гимнастика с использованиемнетрадиционных материалов. Оптимальный вариант использования -середина занятия. Именно в этой части занятия пальчиковый игротренингпредлагается детям для переключения на другой вид деятельности,повышения работоспособности, снятия нагрузки. Сочетание манипуляции спредметами и речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяетдостичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений наразвитие пальцевой моторики в занятия, играет положительную роль вкоррекционном обучении детей с нарушением речи. Это позволяет:*Регулярно опосредовано стимулировать действия речевых зон корыголовного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.*Совершенствовать внимание и память - психические процессы тесносвязанные с речью.*Облегчить будущим школьникам усвоения навыков письма.логопеда, контролирует правильность выполнения (четкое произнесениеслов, точность выполняемых движений с предметами).Так же элементы пальчикового игротренинга реализуются детьми впроцессе самостоятельной деятельности, в течении дня. Такой подходобеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободновыбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.Взрослый при этом находится за кругом детской деятельности, обеспечиваяпредметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя еев соответствии с детскими интересами.Определив основное направление в работе, в группе была создана такаяпространственно - предметная средаоторая расширяла мир детей,стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередьспособствовали развитию мелкой моторики и координации движенийпальцев, готовила руку ребенка к письму. В группе созданы условия поразвитию мелкой моторики.Автор: Бубнова Галина АнатольевнаПохожие материалы