Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетентности педагога


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетентности педагога
Автор: Бельченко Марина Ивановна

Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетентности педагога.Проблема качества образования в настоящее время встаёт со всей остротой в условиях модернизации системы образования.Педагог - это ключевая фигура, от профессионализма которого зависит качество образовательного процесса. Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению уровня аттестации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала.Инновационная деятельность педагога позволяет перейти учреждению на более качественную ступень развития, а внедрение инноваций в работу образовательного учреждения есть важнейшее условие совершенствования и модернизации всей системы образования.Инновационная деятельность педагогов влияет на повышение их мобильности, активности, профессионализма.  Такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно - ориентированный подход к ним.Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение,  обновление). Синонимом инновации является понятие «новшество».Инновация - это введение нового в цели, в содержание, в методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности педагога и учащегося.Педагогическая инновация – это нововведение в педагогическую деятельность, ничто иное, как изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Каково же значение инновационной деятельности педагога?Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера. Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению аттестации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала, и  как следствие стимулирование интереса посещения его занятий учащимися. Что немало важно в системе дополнительного образования. Различают следующие виды педагогических инноваций: Новшества в образовании представляют собой творческую проработку новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведение их до типовых проектов, содержащих условия их адаптации и применения. Эффективность педагогического работника, его конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках труда обеспечивается постоянным поддержанием его профессионального уровня, что, в свою очередь, требует постоянных инвестиций в профессионально-квалификационный потенциал работника, т.е. в человеческий капитал. Сегодня инновации в образовании это:- новые методики преподавания, организация содержания образования; - интеграционные межпредметные программы; - переход на новые учебно-методические комплексы и внедрение авторских методических технологий;- использование нетрадиционных педагогических технологий;- новые методики оценивания образовательного результата;- введение новых федеральных государственных образовательных стандартов; - разработка образовательных программ в соответствии с ФГОС; - внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс (дистанционное образование, кейс-технологии; компьютерные, сетевые, информационно-телекоммуникационные технологии);- усовершенствование кадровой политики: (профессиональный рост, стажировка, посещение курсов лекций, практики, получение дополнительного образования, магистратура, аспирантура, участие в семинарах, дистанционное интерактивное обучение, в т.ч. мастер-классы, групповые тренинги, научно-исследовательская деятельность, самообразование);- совершенствование вознаграждения и оценки результатов труда;- новые законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности образовательных учреждений;- повышение образования, культуры молодежи, рационализации умственного и физического труда, достижение высокого уровня нравственности, воспитанности;- целевая поддержка лучших; - опережающая поддержка вузовской науки;- стажировки молодых исследователей, инженеров в ведущих зарубежных научных центрах, университетах и компаниях;- участие педагогов и учащихся в конференциях, творческих семинарах и конкурсах, круглых столах, публикации научных статей;- вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу (научные студенческие общества), подготовка их к участию в научно-практических студенческих конференциях с изданием статей в учебных заведениях. Готовых технологий внедрения инновации не существует. Имеющиеся сегодня труды решают отдельные вопросы теории и практики инновационного движения. Современному обществу, как сказано в Концепции модернизации образования России, необходимы конкурентоспособные специалисты, отвечающие таким требованиям, как компетентность, профессионализм; обладающие способностью изменить свои трудовые функции в процессе деятельности. Важно помнить, что творчество педагога начинается со знаний того, что уже накоплено другими: опыт, репродукция, воспроизведение знаний. Это и процесс преобразования практики, известных педагогов – К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, Ш.А. Амонашвили, И.Г. Песталоцци, С.Т. Шацкого, В.Ф. Шаталова, М. Монтессори, А.С. Макаренко. Характер инновационной деятельности педагога зависит от сложившихся условий в образовательном учреждении.Составляющие готовности педагога к инновационной деятельности:- существующий мотив включения в эту деятельность. - имеющиеся знания об инновационных моделях, современных требованиях к результатам образования, о современных технологияхобразования.- главное качество профессионального педагога – быть готовым к инновационной деятельности. Источниками инновационных идей могут быть:- неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или расширению деятельности или к постановке проблемы);- различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами и желаниями и практическими действиями педагога);- потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);- появление новых образовательных моделей;- демографический фактор;- изменения в ценностях и установках детей (изменение отношения детей к образованию, к значимым ценностям влечёт за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения);- новые знания (новые концепции, подходы к образованию, конкретные методики и технологии).Отличительные черты инновационной деятельности педагога:- новизна в постановке целей и задач;- глубокая содержательность;- оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;- разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;- способность сознательно изменять и развивать себя, вносит вклад в профессию.Для осуществления инновационной деятельности педагоги могут объединяться в группы:- методические объединения по определённой теме или направлению деятельности;- проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединятся для определённых задач по организации и осуществлению образовательного процесса;-группы, разрабатывающие отдельные методические аспекты образовательного процесса;- группы, решающие задачи определённого возрастного этапа в обучении и воспитании детей. И все же, главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания. Руководство инновационной деятельностью осуществляется в различных формах. Основным принципом руководства является поддержка педагога различными средствами, как образовательными (педагогическая учёба, консультации, семинары и т.д.), так и материальными (различные формы доплат, премий и т.д.) Одним из наиболее важных моментов является разворачивание среди педагогов процесса рефлексии и понимания относительно собственной педагогической деятельности. Технологичность становится главной характеристикой деятельности педагога и означает переход на более высокую ступень организации образовательного процесса. Обновление содержания педагогического процесса в учреждениях образования возможно через использование современных педагогических технологий, направленных на разностороннее развитие ребенка с учетом его творческих способностей. Поэтому, педагогическая технология, как специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используется в образовательном процессе. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.Вот некоторые инновационные технологии, методы и формы. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства.  Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий Универсальные учебные действия — умение учиться, то есть способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.  УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.  Применение разных видов педагогических технологий позволяет развивать познавательные навыки детей, их творческое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы.  Ребенок самостоятельно приобретает определенный набор знаний, умений и навыков, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. За любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания. Участие педагога в инновационной деятельности противоречиво. С одной стороны, это должно быть полезно для его профессионального развития, так как позволяет освоить новые педагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт, а с другой — инновация — деятельность, сопряженная с преодолением ряда типичных трудностей, способных привести педагога к кризису профессионального развития. Считается, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога — как преподавателя-специалиста в предметной области, как педагога-воспитателя, как педагога-исследователя, наконец, как педагога-новатора — необходимы по крайней мере следующие два основных фактора:- психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как показывают наши исследования, особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельностно-практического порядка;- переориентация всех институционализированных форм профессионального образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту. Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку "в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста". С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая преподавателем, чем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей степени оказывается развитой его личность. Ведь человек, выполняющий всю жизнь простые операции, не требующие напряжения умственных способностей, в конце концов, собственноручно деформирует свою личность. Таким образом, инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами. Главным устойчивым результатом реализации инновационной образовательной деятельности является формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение и распространением передового опыта.