Моя педагогическая философия


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Моя педагогическая философия
Автор: Лапотникова Ирина Николаевна

СПб ГБУЗ Детский санаторий Солнечное
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Эссе.
Автор: Лапотникова
Ирина Николаевна,
учитель математики
УЧИТЕЛЬ! Я горжусь, что ношу это звание. Я учу детей всего только 16 лет или уже 16 лет. Много это или мало? Сейчас мне кажется, что я этим занимаюсь всю свою жизнь, хотя за плечами электротехнический и экономический институты, много лет работы в НИИ. Но от судьбы не уйдёшь. В детстве я любила играть с куклами в школу. Когда я училась в школе, ко мне постоянно
прикрепляли отстающих в учёбе ребят и я с удовольствием им помогала. А в 10 классе получила первый педагогический опыт: длительное время в школе не было учителя математики, и я готовила весь класс к экзамену. После окончания школы я собиралась учиться на педагога, но стала инженером по вычислитель-ной технике.
Пока росли и учились мои сыновья, я видела, что представляет собой школа с точки зрения родителя. И мне не всё там нравилось. Но вот 16 лет назад меня уговорили пойти работать в школу учителем математики. И уже через год мне казалось, что я работала здесь всегда, что это мой второй дом. Теперь я видела школу изнутри, глазами учителя, и поняла, как трудна и сложна, но в тоже время важна и прекрасна работа учителя. Теперь я могла попытаться внести свою лепту, реализовать свои идеи в процессе обучения.
Пришла работать я не в простую школу, а в вечернюю сменную. Возраст учеников был от 13 до 38 лет. Дети в основном были из социально неблагополучных семей, большинство состояло на учёте в КДН, мотивация к обучению была очень слабая. Взрослые ученики пришли в школу только потому, что им нужен был аттестат для повышения квалификации на работе. Перерыв после школы у них был от 10 до 20 лет, а базовые знания по математике – почти нулевые. Передо мной стояла задача, в короткий срок пройти с ними программу по математике, начиная с 5 класса, и сдать ЕГЭ. Я математику любила всегда, мне было интересно решать задачи, читать книги о математике, участвовать в олимпиадах. Я до сих пор люблю решать логические задачи и кроссворды. Мне очень много дала физико-математическая школа №239, где нас обучали необыкновенные замечательные учителя, если бы не они, то я наверно не решилась бы пойти работать в школу. Я поняла, что пока ученику не будет интересен предмет, пока он не поймёт, для чего он нужен ему в жизни, обучение будет бесполезным. А если ученик заинтересуется предметом, то усвоить школьную программу – это дело техники и профессионализма учителя.
Один из учителей написал: И приложив терпенье и старание,
Открыть стремлюсь я детские секреты,
Чтоб вызвать дух взаимопонимания,
Заинтересовать своим предметом.
Поэтому для развития и поддержания интереса к математике, для создания на уроке положительной эмоциональной обстановки я стала вводить в структуру урока занимательные моменты. По мнению Н. И. Лобачевского: Занимательность – необходимое средство возбуждения и поддержания внимание.
На каждом уроке я стала выделять несколько минут для того, чтобы рассказать моим ученикам что-то интересное из истории математики, привести интересные факты, решить занимательную задачу, рассказать математический парадокс или доказать математический софизм. На уроках геометрии ребята выполняли практические задания: рассчитывали, чертили, вырезали и склеивали модели геометрических фигур. Учащиеся готовили доклады по истории математики, выпускали газеты. Недели математики, викторины, олимпиады, математический кружок, занятия математикой на компьютерах, интегрированные уроки математики и информатики – это всё помогло заинтересовать многих учеников предметом математики, по крайней мере, негативное отношение к уроку исчезло. И это была маленькая педагогическая победа.
Вот уже восемь лет я работаю в детском санатории, преподаю математику в 5 - 11 классах. Работа в санатории, конечно, отличается от работы в общеобразовательной школе. Дети в классе разные и в социальном отношении ( много из социально неблагополучных семей), и по интеллектуальному развитию, и по интересам, а ещё и обучаются по разным программам. Моя задача за полтора месяца не только познакомиться с детьми, выяснить их способности, их уровень знаний, не дать им отстать от школьной программы, но и попытаться заинтересовать ребят математикой, показать, на сколько она важна в нашей жизни. Интерес школьника к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Обучение должно вызывать удовольствие. Поэтому на своих уроках в санатории я обязательно ввожу занимательные и игровые моменты, провожу викторины, олимпиады, недели математики, игру КВМ (Клуб веселых математиков).
Занимательные и игровые моменты являются для учеников действенным подкреплением познавательного мотива, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости, удовлетворенности чувства коллективизма и творческого мышления. Для воспитания творческой личности на уроках закрепления и систематизации знаний я предлагаю ученикам творческие задания. Например: составить задачу по заданной теме (можно нарисовать к ней иллюстрацию); написать математическую сказку или стихотворение и красиво оформить; составить кроссворд или ребус; построить фигуру по заданной теме и т. п. Детям такие задания очень нравятся, они с удовольствием выполняют такую домашнюю работу.
В заключении, я хочу ещё раз сказать, что моя педагогическая философия состоит в том, чтобы вызвать интерес к изучению математики, ведь математика является одним из основных средств интеллектуального развития человека. Математика является носителем собственного познания мира. Например, геометрическая деятельность является первичным видом интеллектуальной деятельности не только исторически, но и генетически, и заниматься этой деятельностью человеку приходиться буквально с момента рождения. Математика – это феномен общечеловеческой культуры. Назвать человека, незнающего теорему Пифагора, культурным очень и очень сомнительно. Многие теоремы представляют собой одни из самых древних памятников мировой культуры. Геометрия имеет большие возможности для развития творческих способностей. В основе любого творческого процесса лежит воображение. В литературе часто встречается термин геометрическое воображение, подобные слово-сочетания в методиках по другим предметам не встречаются. Вся математика обладает своеобразной эстетикой. Только в математике говорят: Красивое решение или некрасивое решение. Занятия математикой способствуют нравственному воспитанию, они развивают добродетели, обостряют чувства справедливости и собственного достоинства, воспитывают внутреннюю честность и принципиальность. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что математика в школе, прежде всего, должна помогать в воспитании гармонично развитой личности.
Воспитание гармонично развитой личности с помощью математики - это тоже моя педагогическая философия.