Обобщающий урок по теме "Имя существительное" 5 класс
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обобщающий урок по теме "Имя существительное" 5 класс
Автор: Калимулина Елена Федоровна
Пояснительная записка
В пособии представлена методическая разработка урока письма и развития речи. Урок проводится в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Тип урока – урок-путешествие. Основной целью урока является создание игровой атмосферы, позволяющей в непринужденной форме обобщить знания обучающихся об имени прилагательном, как части речи и его грамматических признаках. Данный тип урока позволяет решить множество коррекционно-развивающих и воспитательных задач: обогащение словаря учащихся, формирование навыков связной речи, творческого воображения, мышления, умение обобщать и делать выводы, воспитание любви к русскому языку. В урок вводится элемент театрализации (приход Зимы ), что позволяет обучающимся проявить творческую активность, повысить интерес к изучаемому предмету.
Подобранные на данном уроке задания, предусматривают их выполнения по закрепленному правилу или усвоенному алгоритму, предполагают активные самостоятельные действия учащихся (анализ, сравнение, обобщение, классификация), а также дают возможность каждому ученику самостоятельно от начала до конца в соответствии с заданной целью построить весь цикл деятельности и выбрать для этого подходящие средства: усвоенные знания, личный жизненный опыт, адекватные методы и приёмы работы.
Задания на развитие речи направлены на развитие и коррекцию психологических и психофизиологических функций, необходимых для успешного усвоения русской речи, на формирование навыков активного, осознанного , правильного использования и понимания языковых средств в устной и письменной речи, на оказание помощи детям в приобретении опыта разнообразного использования языка.
Тема урока Закрепление знаний о существительном.
Цели урока:
Обобщение знания об имени существительном, как части речи и его грамматических признаках.
Обогащение словаря учащихся, формирование навыков связной речи, творческого воображения, мышления, умение обобщать и делать выводы.
Воспитание любви к русскому языку.
Оборудование: таблички со схемами карточки с загадками, пакетики чая с заданием,
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Здравствуйте!
Я рада видеть ваши лица. Сядьте удобно и повторяйте за мной .
- Я в школе
-Я на уроке
- Я радуюсь этому
- Внимание моё растет
- Я как разведчик, все замечу
- Память моя крепка
-Голова мыслит ясно
-Я хочу учиться
- Я готов к работе
- Я работаю!
II. Работа по теме урока
- Чтобы узнать тему урока надо решить кроссворд.
Решение кроссворда .
п
е
н
а
л
т
е
т
р
а
д
ь
м
е
л
д
о
с
к
а
п
е
р
е
м
е
н
а
л
и
н
е
й
к
а
п
о
р
т
ф
е
л
ь
Я на сумочку похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я -...
(пенал)
То я в клетку, то в линейку.Написать по ним сумей-ка!Можешь и нарисовать...Что такое я?— ...
(тетрадь)
По черному белым.
Пишут то и дело.
(доска и мел)
Что любят дети больше всего в школе?
(перемена)
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь...
(линейка)
До чего же, скучно, братцы,На чужой спине кататься
Дал мне кто бы пару ног,Чтобы сам я бегать мог!
(портфель)
- Какое слово получилось в выделенных клетках?
- Какая часть речи обозначает предмет?
-Правильно, сегодня мы совершим с вами небольшую прогулку по стране Части речи.
Ведь всех нас Имя СуществительноеВ гости пригласило незамедлительно.
Чтобы наше путешествие запомнилось нам надолго, давайте сделаем запись в наших тетрадях . Запишем дату и тему урока .
Чтоб до Существительного скоро дойти,Задания нужно решать по пути.
Ворота закрывают слова, их нужно разделить на две группы
-Молодцы!
- На какой вопрос отвечают слова первой группы? (кто?)
- На какой вопрос отвечают слова второй группы? (что?)
Молодцы! Ну что сказать? Путь нам надо продолжать.
- Имя существительное приготовило нам новое задание - нам нужно определить род имен существительных.
- Давайте вспомним наше стихотворение
Женский род запомню я И скажу: Она – моя.И запомню род мужскойИ опять скажу: Он – мой.Средний род: Оно – моеЭто правило – твое!
Игра Узнай предмет .
У ребят на столе лежат карточки с заданиями . Загадку надо отгадать, слово нужно досказать, по описанию узнать предмет. Затем, вы называете отгаданное слово, определяете его род .
Задания, записанные на карточках.
Приспособление, с помощью которого проводят прямые линии или измеряют что-либо.
Я землю копала, ничуть не устала.
То я в клетку, то в линейку. Написать по мне сумей-ка. Можешь и нарисовать, называюсь я_________.
Сосуд, в котором кипятят воду или заваривают чай.
Какой это мастер на окна нанес и листья и травы, и заросли роз?
7Помещие, где стоят машины.
Предмет на котором ездил Еме
Ко дню рожденья Кате мама сшила_____.
0Съел сластена в воскресенье все
вишневое ________.
- Молодцы. Идем дальше.
- Ой, путь нам преградил Лежебока
Стихотворение про Лежебокина. (Разыгрывают ученики).
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два месяца выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассержено:
- в том не моя вина.
Пусть им сперва учёные
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться.
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок.
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется
Серьёзная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец, Просительный!
-Нравятся ли вам названия придуманных Лежебокиным падежей?
-Нет!
Послушайте сказку о падежах
- А теперь послушайте интересное сообщение о падежах
- Просклоняйте по падежам -1 вариант – свеча; 2 вариант - паук
Физминутка :
- гимнастика для глаз
- Наши глазки отдохнули, пора продолжать путь, а для этого нужно решить ребус
- Правильно – склонение!
- Какие склонения знаем?
- Какие существительные относятся к 1,2,3 склонению.
- Молодцы!
Вот незаметно мы пришли, Дом Существительных нашли
Имя Существительное,Щедрое, чувствительное,В гости приглашает,Чаем угощает и задание предлагает ( определить склонение и падеж существительных)
Ну, молодцы, ребята!А Существительное - то как радо!Но в гостях – то хорошо,Столько времени прошло!Нам пора бы и домой!Вы отправитесь со мной?
HYPER13PAGE HYPER15
7