"Проблемы использования стандартных информационных технологий в процессе обучения"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Проблемы использования стандартных информационных технологий в процессе обучения"
Автор: Беликова Олеся Александровна
Проблемы использования стандартных информационных технологийВ данной статье рассмотрены проблемы использования информационных технологий в учебном процессе, указаны преимущества использования социальных сетей в качестве средства обучения, приведены примеры из личного опыта и описан результат практического применения социальной сети «ВКонтакте» в учебном процессе. Материал предназначен для ознакомления учителям средней школы и преподавателям среднего и высшего профессионального образования.В настоящее время активно обсуждается применение информационных технологий в процессе обучения. При этом сам процесс внедрения ИТ в учебный процесс значительно отстает от их скорости развития. Кроме того, стандартные компьютерные технологии могут быть недостаточно эффективны в некоторых случаях, причинами могут являться:Отсутствие фактора новизны;Недостаточная наглядность материалов;Ограничение по типу учебных материалов;Как следствие — малая эффективность воздействия.В этих случаях можно в качестве дополнительного средства обучения использовать привычную для учащегося среду общения — социальные сети.Преимущества использования социальных сетей«Социальная сеть — это платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете» [9]. Пример популярных социальных сетей: «ВКонтакте», «Facebook», «Одноклассники» [10].Применение социальных сетей в учебном процессе позволяет использовать следующие факторы:Популярность социальных сетей постоянно растет, большинство учащихся зарегистрированы в одной или нескольких социальных сетях;Среднее время, проводимое на сайте пользователями социальных сетей от 17 до 42 мин. [10], которые можно использовать для привлечения к процессу обучения;Мгновенная передача информации и, соответственно, доступность отчетов и заданий для изучения;Все версии документов доступны одновременно и преподавателю и учащемуся, что решает проблему резервного копирования и отсутствия проблем с потерей электронной версии отчетов.Социальные сети в первую очередь могут быть полезны преподавателям дисциплин, в которых предусмотрены:Рефераты;Семинары;Лабораторные работы;Курсовые работы;Выпускная квалификационная работа.С помощью социальных сетей преподаватель может упрощать следующие процедуры:Информирование студентов;Предоставление методических пособий;Доведение до сведения дополнительных инструкций;Прием работ в электронном виде для проверки;Простейший способ резервного копирования.Примеры использования социальных сетей в учебном процессеВ качестве первого эксперимента в 2013 г. создана группа в социальной сети «ВКонтакте» с целью помочь в дипломном проектировании.Рисунок 1. Внешний вид страницы группы «Дипломное проектирование у групп КД САТТ»В группе размещены следующие материалы (рис.2):Инструкция «С чего начать диплом?»;Методические указания и полезные материалы;Архив с необходимым программным обеспечением;Инструкции по работе с ПО;Инструкции по решению проблем с ПО.Рисунок 2. Материалы, размещенные в группе:а) Инструкция «С чего начать диплом? б) Инструкции по работе с ПО.Учащиеся были проинформированы о создании группы с помощью яркого, необычного объявления (рис.3).Рисунок 3. Объявление для привлечения учащихся.В 2014 г. эксперимент был продолжен: создана группа в социальной сети «ВКонтакте» для помощи в выполнении курсовой работы по предмету «Архитектура аппаратных средств» (рис.4).Рисунок 4. Внешний вид страницы группы «Дипломное проектирование у групп КД САТТ»Группа содержит следующие материалы (рис.5):Методические указания и дополнительные инструкции;Шаблон для выполнения пояснительной записки;Список самых распространенных ошибок;План презентации;Напоминания о текущих заданиях.В каждой группе выполнялась регулярная публикация новых материалов с целью напомнить о выполнении работы, проинформировать о текущем этапе выполнения и выдать задания для выполнения.На случай отсутствия регистрации у учащегося в выбранной социальной сети, реализована возможность пользоваться материалами без регистрации.Рисунок 5. Материалы, размещенные в группеРезультат использования социальной сетиПо прошествии семестра были достигнуты следующие результаты:Охват учащихся 88% (на новости группы подписалось 39 из 44 студентов);Количество просмотров от 600 до 780 в месяц;Все студенты были обеспечены обновленными методическими указаниями в кратчайший срок;Качество оформления курсовых работ по сравнению с предыдущим потоком значительно повысилось;Электронная версия большинством студентов сдана в нужном виде (два формата файла с правильным наименованием);Ни одна работа не потеряна в результате невнимательности или выхода из строя оборудования.ЗаключениеПроведенный эксперимент показал, что социальные сети могут быть очень удобным и эффективным инструментом, дополняющим стандартные средства обучения. Появляется возможность повысить разнообразие и наглядность учебных материалов, оставаясь при этом в рамках привычной для учащегося среды общения. В итоге ученики начинают с повышенным интересом относиться к предмету и показывают более высокие результаты обучения.Список литературыЧернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие/ под общ. ред. А.П.Чернявской, Л.В.Байбородовой. — Ярославль; Издательство ЯГПУ, 2012. – 311 с.Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Издательский центр «Академия» (Москва), 2002. – 304 с.Богаевская Г.Н., Современные образовательные технологии, 2015 год [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.:Сентябрь, 2003 год.Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва.: Сентябрь, 2004 год.Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2006 год.Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 год.Активное обучение. Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: Активное_обучение Социальная сеть. Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: Социальная_сеть_(Интернет)Сайт компании TNS, TNS WebIndex [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: Дипломное проектирование у групп КД САТТ (КР по ААС), группа в социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: Архитектура аппаратных средств (КР по ААС), группа в социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: