Пальчиковые игры как средство развития речи детей


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Пальчиковые игры как средство развития речи детей
Автор: Терентьева Ольга Фёдоровна

Программалогопедического кружка«Говори правильно»для детей 5-6 летна 2017-2018 учебный годАвтор:Учитель – логопед высшей категорииТерентьева Ольга ФёдоровнаЮгорск, 2017«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку — можно творить” К.С.Станиславский2. Пояснительная записка.Дошкольный период – важный период в становлении личности ребёнка. Без чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к четырём –пяти годам, но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Мы часто наблюдаем детей, речь которых детей мало понятна окружающим, отдельные звуки не произносятся, попускаются и заменяются другими. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии ребёнка.Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Для формирования правильного произношения необходимо выполнять специальные упражнения многочисленных мышц лица, языка, губ, челюстей.артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов , принимающих участие в речи.Метод воспитания речи путём артикуляционной гимнастики признан великими теоретиками и практиками в логопедии М.Е. Хватцевым, М.В. Фомичёвой , Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой , Г. В. Чиркиной и другими.У ребёнка органы артикуляции развиты ещё слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений. Её цель – совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а в последствии – усвоению слов сложной слоговой конструкции.Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков ( фонем) в коррекции нарушений произношения. Каждый комплекс по артикуляционной гимнастике готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука, а работа по развитию пальчиковой моторики рук, оказывает благотворное влияние на развитие речи в целом, а также готовит руку ребёнка к рисованию и письму. Развитие силы и высоты голоса, речевого дыхания вырабатывает чувство ритма, дикцию, интонационную выразительность речи.Стихотворный текст будет являться ритмической основой для выполнения движений, а движения – помогать малышу лучше запомнить текст самого упражнения. Вместе с развитием двигательной активности у детей будет развиваться речь, внимание, память и мышление.Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:1.Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений , подготовки кисти руки к письму, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.2.Формирование правильного речевого дыхания.Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.3. Развитие фонематического слуха.Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность развития фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.Практические задания для развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве. Выполнение пальчиковых игр и упражнений в соответствии с тематическим планом Цель программы: Подготовить артикуляционный аппарат детей к постановке звуков речи. Помочь детям овладеть правильным звукопроизношением 4-5 лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи, посредством игровых технологий.ЗадачиОбразовательные:1.формирование слухового внимания, восприятия и фонематического слуха;2.формирование умения регулировать силу голоса;3.формирование правильного звукопроизношения;4.формирования понятия о грамматических категориях языка.Развивающие:1.развивать дыхание, голос и мимические мышцы;2.развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;3.развивать слуховое и зрительное внимание;4.развивать фонематическое восприятие;5.развивать связную речь.Воспитательные:1.воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагог;2.воспитывать умение слушать друг друга;3.воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения;4.воспитывать самоконтроль за речью.Здоровьесберегающие1.планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;2.соблюдать правильную посадку ребенка;3.способствовать созданию благоприятного психологического климата;4.соблюдать режим охраняя зрения.Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы детского сада, это в свою очередь повышает результативность занятий. Средства реализации задач:- Артикуляционные образы и артикуляционные упражнения в картинках со стихами.-Логопедические попевки (аудио)- Мячи, колечки Су – джок для массажа пальчиков.- Дыхательные упражнения ( картотека)- Стишки, скороговорки для улучшения дикции ( картотека, презентации)- практические задания на развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве- Разучивание нового артикуляционного упражнения. - Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками, песочная терапия и др.). - Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения. - Физминутка. - Дидактические игры на развитие фонематических представлений.- Дидактические игры на развитие грамматических форм.- Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество. 1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог. 2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений. 3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки). 4. Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр. 5. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми 6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физкультминутки, самомассаж – для укрепления физического здоровья детей Данная программа составлена с учетом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников. Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут.Программа рассчитана на 1 год обучения.Периодичность занятий 2 раза (всего 58 занятий). Продолжительность занятия: 15-20 минут.Форма проведения занятия и методы: фронтальная;составление описательные рассказы, сказочные путешествия;дидактические подвижные игры на звукоподражание;заучивание считалок, загадок и стихов;использование мультимедиа и т.д. Занятия строятся в форме единой сюжетной линии. Главная героиня занятий кружка девочка Иришка и её щенок Тим у которых много друзей. Эти персонажи оживляют эмоциональное общение логопеда с детьми. Вовлечение детей в сюжет становиться для детей эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывать чувство взаимопомощи.Частая смена сюжета, персонажей, и соответственно новизна заданий увеличивает степень концентрации внимания, снижает утомляемость детей на занятиях.Ожидаемые результаты:В конце цикла занятий дети смогут:овысить речевую активность;- Овладеть основными артикуляционными движениями по возрасту.равильно артикулировать звуки речи в различных фонематических позициях;- Овладеть навыками правильного дыхания (выдох длиннее, чем вдох)- Будут получаться тонкие координированные пальчиковые движения.- Развиты фонематические представления по возрасту.Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие, которое строится по схеме:дидактическая игра, создающая мотивацию затруднения в игровой ситуации открытие нового знаний и умений воспроизведение нового в типовой ситуации повторение и развивающее задание итог занятия Виды контроля и мониторинг:Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом (ФГОС);Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме;Итоговый - проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.Ожидаемые результаты освоения рабочей программы дополнительного образования по формированию логопедических навыков:Продуктивная деятельность организации детей:пальчиковый театр,развлечение с родителями "Мой весёлый язычок",игра-инсценировка "Кто лишний и почему?",открытый показ кружкового занятия по теме "Слова синонимы, антонимы",конкурс чтецов,выступление - рассказывание по ролям,Список детей, посещающих кружок« Болтунишка» на 2017-2018 учебный год 1.2.График работы кружка «Болтунишка» на 2017-2018 годПерспективный план занятий логопедического кружка «Говори правильно» Ожидаемый эффект кружковой работы1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.2. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами.3. Правильное употребление грамматических категорий.4. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале.5. Закрепление формирующихся навыков звукового и звуко-слогового анализа и синтеза.Программно-методическое обеспечение1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: «Детство-Пресс», 2005.2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.- М.: АСТстрель; Транзиткнига, 2006.3. Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет. Волгоград, 2011г.4. Колесников Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. – М.: АКАЛИС, 1999.5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Методическое пособие.- М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003.6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН (1, 2, 3 период): Пособие для логопедов.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.7. Косинова Е.М.Учимся правильно говорить. М.: «РОСМЭН», 2008г.8. Ладутько Л.К. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу «Человек и природа»: Содействие, 2010.9. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М., Изд. ВЛАДОС, 2002.10. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов. – М.: Мозаика-синтез, 2004.11. О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно».