Попечительский совет как инструмент повышения эффективности деятельности МБДОУ ДС № 27 "Филиппок"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Попечительский совет как инструмент повышения эффективности деятельности МБДОУ ДС № 27 "Филиппок"
Автор: Сингизова Юлия Юрьевна

Попечительский совет как инструмент повышения эффективности деятельности МБДОУ ДС 27 «Филиппок»В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпела и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Произошла смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о широкомасштабном разворачивании инновационных процессов в системе образования. Как существенный элемент развития образования инновации выражаются в тенденциях внедрения нововведений в образовательный процесс, что в совокупности приводит к качественным изменениям его содержательных и технологических аспектов. В этой связи большой интерес представляет исследование развития современного ДОУ как открытого сложного социопсихопедагогического образования, состоящего из совокупности системообразующих факторов, структурных и функциональных компонентов, условий функционирования. Системообразующие факторы развития современного ДОУ представлены: целью, концепцией и программой развития учреждения, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результаты деятельности ДОУ. Структурными компонентами являются управляющая и управляемая системы, их состав (воспитатели, родители, дети), а также технологии деятельности субъектов всех уровней управления для реализации программного содержания в ДОУ. Функциональные компоненты определяются назначением управленческих функций в ДОУ (аналитико-диагностической, мотивационно-стимулирующей, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-оценочной, регулятивно-коррекционной) по форме взаимосвязанной деятельности в системе «педагог-ребенок-родители» и соответствующих подсистемах. Условия функционирования определяются существующими пространствами деятельности ДОУ - медико-валеологическим, социальным, психологической и педагогической средами, временными рамками и психофизиологическими особенностями участников воспитательно-образовательного процесса. Открытость ДОУ как системы определяется по пространствам развития, которые существуют в учреждении, а также по динамике их изменений. Характеристиками открытости ДОУ могут выступать: степень соответствия его состояния, механизм саморегуляции и реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверхадаптивная активность), тип и степень регламентированности системы управления (традиционная или инновационная, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др. Основным результатом функционирования открытой системы становится успешное взаимодействие с социумом, осваивая который, ДОУ само становится мощным средством социализации личности. Пространство развития ДОУ состоит их трех взаимосвязанных пространств его субъектов: воспитателей, родителей и детей. Основной структурной единицей в нем является взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.Представим структурно-функциональную модель деятельности МБДОУ ДС № 27 «Филиппок» г. Нижневартовск как открытой развивающейся системы.Пространство развития ДОУ: включает кадровое, информационное обеспечение; материально-техническую базу, ресурсы, управляющую систему.Пространство развития родителей: включенность семьи в ДОУ (степень интегрированности); преемственность и единство требований ДОУ и семьи; взаимоотношение родителей в семье; стиль воспитания в семье; родительское сообщество.Пространство развития педагогов основывается на: системе стимулирования и мотивации; мастерстве и профессионализме работников; сотрудничестве, сотворчестве; развитии педагогического сообщества (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность).Пространство развития ребенка: предметно-развивающая среда; образовательное пространство; дополнительное образовательное пространство; социальная ситуация развития; медико-социо-психо-педагогическое сопровождение; развитии детского сообщества.Логика развертывания процессов развития в каждом из вышеобозначенных пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения. На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности. На этапе интеграции происходит развитие и саморазвитие средствами взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родители» в форме сотворческой продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является переход педагогов, родителей и детей с позиции субъекта в личную сферу. На этапе индивидуализации осуществляется анализ степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определение потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов. Интегрирование названных пространств позволяет разработать механизм комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития каждого субъекта, реализуемый в логике:структурной организации социального заказа в области дошкольного образования (уровни: федеральный, региональный, внутриконституционный);смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта: адаптация, интеграция, индивидуализация;эволюции ведущих видов управления в ДОУ (традиционное, мотивационное программно-целевое, соуправление, рефлексивное, самоуправление);смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития ДОУ: воздействие, взаимодействие, саморазвитие.Модернизация управления ДОУ предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:демократизации и гуманизации;системности и целостности управления;централизации/децентрализации;взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);единоначалия и коллегиальности;объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.Одной из основных проблем современного дошкольного учреждения является разрыв между реальными возможностями дошкольного образовательного учреждения и растущими образовательными потребностями общества. Путь к новому состоянию и качеству образования невозможен без организации диалога между представителями учреждения и родительской общественности. Попечительский совет определяет общую стратегию взаимодействия МБДОУ и семьи в рамках реализации воспитательно-образовательного процесса: координирует вопросы, связанные с обеспечением доверительных партнерских отношений педагогов МБДОУ и родителей. Для того, чтобы деятельность детского сада была ориентирована на активное участие семьи в образовательном процессе, члены Попечительского совета оказывают помощь в опросах, изучении мнений, идей и просьб родителей (законных представителей). Анализ опроса родительской общественности помогает в планировании воспитательно-образовательной работы учреждения.Попечительский совет осуществляет работу с неблагополучными семьями, а также с многодетными, малообеспеченными, нуждающимися в помощи. В отдельных случаях члены Попечительского совета привлекаются к консультативной и разъяснительной работе с перечисленными категориями родителями.Все виды попечительских взносов четко фиксируются. Расходование средств напрямую контролируется Попечительским советом. Бухгалтерия на 100% прозрачна и доступна любому из родителей. Деятельность совета определена Положением «О Попечительском совете», рекомендации родителей по регулированию внебюджетных средств оформились в Положение «О попечительских взносах», все нововведения протоколируются.Родители видят, как преображается детский сад, как улучшается развивающая среда в группах, дети бегут по утрам в ДОУ с удовольствием. Одним словом, Попечительский совет, созданный в нашем ДОУ, ощутимо помогает в организации воспитательно-образовательного процесса, жить и работать в детском саду стало намного легче, интереснее и увлекательнее. Вместе с педагогами мы обсуждаем будущее нашего Детского сада теперь уже с ноткой оптимизма и надежды.