Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации ФГОС


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации ФГОС
Автор: Назарова Ольга Владимировна

Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации ФГОС
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Методологической основой разработки и реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм,учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежитКонцепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
В нашей школе огромное внимание уделяется воспитательной работе. Для нас принципиально важно, что школа помимо знаний должна ставить целью воспитание гражданина, патриота.
В Стандарте второго поколения определен портрет выпускника начальной школы:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновыватьсвою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Внеурочная деятельность школьников – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований Федерального образовательного стандарта общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Первый уровень результатов– приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
Второй уровень результатов– формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов– получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.
На примере нашей школы можно проследить, как менялась год от года материально-техническая база образования, как внедрялись новые технологии.
Мы имеем доступ к Интернету, в 1-2 классах оборудованы кабинеты для проведения занятий с использованием ЭОР, создаётся библиотека электронных учебных пособий по различным предметам, школа заключила договор о создании электронной системы Дневник. ru.
Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Мы широко используем организационно - деятельностные игры. Они не только оживляют занятия, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности школы. Программы, реализующиеся во внеурочной деятельности, имеют следующие направления: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. (в объёме 10 часов в неделю в каждом классе).
Спортивно-оздоровительное направление
Программа курса Здоровейка (1-2 классы)направлена на формирование у детей необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, обеспечивает физическое саморазвитие.
Программа курса Подвижные игры (1-2 классы)способствует сформированности у младших школьников мотивации сохранения и приумножения здоровья через подвижные игры.
Программа курса Игралочка (1-2 классы)создаёт условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе духовно-нравственных ценностей, культурных традиций и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа курса Фитнес (1 классы)направлена на укрепление здоровья школьников посредством физических качеств и повышения функциональных возможностей организма.
Программа курса Будьте здоровы (1 классы)направлена на становление ценностного отношения у учащихся начальной школы здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни.
Программа курса Плавание (2 классы) способствует укреплению здоровья, а также решает воспитательные задачи, которые помогают ребятам стать дисциплинированными, смелыми, решительными и находчивыми.
Социальное направление
Программа курса Все цвета, кроме чёрного (1-2 классы)направлена на воспитание у младшего школьника позитивного мироощущения, а также преодоление явлений социальной дезадаптации.
Общеинтеллектуальное направление
Программа курса Умники и умницы (1 - 2 классы)направлена на формирование навыков творческого мышления, развитие умения решать нестандартные задачи, делать поисковые и научные исследования.
Программа курса В играх и задачах (2 классы)направлена на развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, развитие различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
Программа курса Играй и смекай (1 классы)направлена на развитие мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать выводы.
Духовно-нравственное направление
Программа курса Этика: азбука добра (1 – 2 классы)направлена на формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Программа курса По стране Этикета (1 классы)призванапомочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся.
Программа курса Введение в народоведение (2 классы)ставит перед собой цель создания условий для культурного самоопределения младшего школьника в культуре своего народа, своей большой и малой Родины.
Общекультурное направление
Программа курса Весёлые нотки (1 классы)направлена на развитие творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа курса Мастерская искусств (2 классы)направлена на развитие мелкой моторики рук, воспитание культуры игрового общения, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения и формирования внутреннего плана действий.
Выстроенная таким образом работа, позволяет ребёнку раскрыть личностные качества, окунуться в мир творчества, проявить свои индивидуальные особенности, увлечения, интересы, а педагогам реализовать на практике требования ФГОС.
HYPER13PAGE HYPER15
1