"Повторение по теме "Имя прилагательное"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Повторение по теме "Имя прилагательное"
Автор: Старикова Ольга Васильевна
Повторение по теме Имя прилагательное
Тип: урок обобщающего повторенияЦели:
Обучающая – повторение изученных сведений по теме Имя прилагательное; Развивающая – развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать формы степеней сравнения; развитие умения образовывать краткую форму прилагательных; развитие творческих способностей детей. Воспитывающая – воспитание интереса к изучению русского языка, любви к русской природе.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД:планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения:компьютер, мультимедийный проектор учебник, карточки с текстом.
Метод: частично-поисковый.
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы. Оформление записи в тетради.Здравствуйте, ребята!Наш сегодняшний урок посвящен повторению и систематизации знаний, полученных вами при изучении темы Имя прилагательное.
Отгадайте загадку:
Тётушка крутая,
Белая да седаяВ мешке стужу везёт,
На землю снег трясёт,
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает.
( зима)
Предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочный лес.Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа. Записываем тему урока Повторение по теме Имя прилагательное
2. Вхождение в тему
Прежде чем двинуться в путь, давайте вспомним, что такое имя прилагательное.
- Что обозначает имя прилагательное?- На какие вопросы отвечает?- Какими постоянными морфологическими признаками обладает? - Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.- Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если слово стоит во множественном числе).- Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение).- Чем в предложении являются краткие прилагательные? (сказуемое).
Молодцы, ребята, все вспомнили.
Задание: подобрать красочные прилагательные к предложенным именам существительным, выражающие настроение, отношение к ним.
СОЛНЦЕ ...........................(какое?) (яркое, весёлое)
НЕБО .................................(какое?) (прозрачное, бездонное)
ДЕРЕВЬЯ .........................(какие?) (заснеженные, притихшие)
ЗЕМЛЯ ............................. (какая?) (нарядная, застенчивая)
СНЕЖОК ............................(какой?) (пушистый, лёгкий)
СНЕЖИНКИ ..................... (какие?) (узорчатые, волшебные)
ПОГОДА .............................(какая?) (замечательная, прекрасная)
ВОЗДУХ ............................(какой?) (чистый, свежий, прозрачный)
НАСТРОЕНИЕ..................(какое?) (приподнятое, радостное, восторженное)
3. Повторение и закрепление основных узловых моментов темы.
Молодцы! Настроение хорошее! В путь?
В ясный январский день весь мир как будто наполнен янтарным светом.
Запишем предложение:
Мягкий янтарный блеск разливается по всей окрестности.
разобрать по членам предложения.
3) В прямом или переносном значении употреблены прилагательные? Как называются эти прилагательные? Эпитеты помогают писателям и поэтам
Наше путешествие начинается от дома Вспомните отрывки из стихотворений о зиме, которые описывают деревья или просто день.( Ученик читает стихотворение слайд
Белая ( К)берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых (К) ветках Снежною(О) каймой Распустились кисти Белой(К) бахромой.
И стоит берёза В сонной(К) тишине, И горят снежинки В золотом(К) огне.
А вот как описывает зимний двор известный русский писатель Толстой Алексей Николаевич в повести Детство Никиты) Слайд
Сугробы
Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым мягким снегом. Синели в нем глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор.
Прочитайте выразительно отрывок из повести Алексея Толстого
Детство Никиты;
Найдите прилагательные. Какого они разряда?
Почему в этом тексте много прилагательных? Какую роль выполняют он в тексте?
Прилагательные какого разряда могут образовывать краткую форму и степени сравнения?
Особенно красив в эту пору лес. Как не заглянуть туда?! слайд
Нас встречает зимний лес.Он стоит, как белый терем. Полный сказок и чудес.Солнце брызнуло сквозь веткиИ по снежному ковруВмиг рассыпались монетки Серебром по серебру.
Но чтобы увидеть лес во всей его красоте, мы должны выполнить задание, которое прислал Лесовик- хозяин леса
Слайд (картина)
Лес утонул в (не)пролазных сугробах. Вместе со снегом налетели в лес диковинные существа. Белые (не) знакомые фигурки расселись по пням и сучкам. У реки грустит о братце (не)веселая Алёнушка. Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной шапке. А этот зверёк и вовсе (не)известен. Но сделай шаг в сторону, и обернётся зверёк сучком. (Не) грустное, а веселое настроение сменило осеннее (не)настье.
Сладков Николай Иванович Лесные тайнички
( январь)
Выразительно прочитай текст;
Раскрой скобки. Какое правило вспомнили?
4. Физкультминутка. слайд
Белый снег пушистыйВ воздухе кружится (Руки через стороны вверх, покачивания руками над головой.)И на землю тихоПадает, ложится. (Присели, руки опустили на пол.)И под утро снегом (Встали, покружились на месте.)Поле забелело, (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)Точно пеленоюВсё его одело. (Присели, руки опустили на пол.)
И. Суриков
Диковинные жители леса приготовили для вас задания:
1. Кто внимательнее! слайд
(Н и НН в прилагательных)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
н
нн
н
нн
н
нн
н
н
нн
нн
ледя…ой
тума…ый
ветре…ый
деревя…ый
звери…ый
стекля…ый
соколи…ый
серебря…ый
оловя…ый
торжестве…ый
Вспомните правило о правописании –Н- и –НН- в прилагательных.
Четвёртое – лишнее слайд
Январский, сибирский, туристский, резкий
Вспомните правило о правописании суффиксов –К- и –СК-.
А ещё лесные жители прислали вам загадки. Я их прочитаю , а вы должны дать ответ.
Загадки: слайд1.Кругл, а не мяч, Вкусен и горяч, Руки обжигает, Во рту так и тает. (калач) 2. Эта рыжая плутовка слайд И коварна ,и хитра. Быстрых зайцев ловит ловко, Кур ворует со двора. И мышами поживиться Любит шустрая…( лисица)
Кто же это? (лисица).- Легко отгадали, а что же вам помогло так быстро узнать ее? Какие? Назовите. (прилагательные).- Ребята, в чем особенность прилагательных коварна и хитра,
кругл, вкусен, горяч? (краткие прилагательные).- Как образуются краткие прилагательные?- От всех прилагательных можно образовать краткие формы?
Отгадайте ещё одну загадку: слайд
Полюби зимой
Весёлый снежный бой!
Прицелившись внимательно,
Бей по неприятелю.
Размахнись рукой -
Бросок!
Прямо в цель
Летит ...( снежок)
Я предлагаю вам сыграть в снежки. Только снежки у нас необычные. Это слова – снежки. Я в вас кину слово – снежок и задание, а вы мне возвращаете правильное слово – снежок. А кто выиграет? Посмотрим!
Записываем в тетради. Образуйте краткую форму. Как вы написали прилагательные в краткой форме? Вспомнили правило о правописании кратких форм прилагательных.
пригожий-пригож
кипучий- кипуч
могучий- могуч
жгучий- жгуч
горячий- горяч
дремучий - дремуч
пахучий- пахуч
скрипучий - скрипуч
певучий - певуч
колючий - колюч
Какие прилагательные мы можем использовать для описания зимнего леса, снега? Вам понравилось в зимнем лесу?
Прекрасно это время года. Сколько забавного и удивительного можно увидеть вокруг. Зимние тропинки приведут нас и на….. Какие интересные забавы приготовила волшебница – зима!
Вам не хочется написать о них? Используя прилагательные , напишите мини – сочинение о зимних забавах: катание с горки, игра в снежки , слепить снежную бабу…
Зимние забавы
Зима - весёлое время года. Много интересных забав приготовила она детям. Можно слепить во дворе большую снежную бабу или покататься на коньках с друзьями. Я люблю быстрые лыжи, которые подарил мне папа. Дух захватывает, когда мчишься с высокой горы.
Как здорово, то есть такая часть речи – прилагательное. Оно помогло услышать звуки, увидеть краски, передать чувства. Очень занимательное-
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получиться?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы прекрасное,
Не скажем безобразное,
Не скажем маме милая,
Красивая, любимая.
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ные!
5. Подведение итогов урока. Оценки и их комментарий.
6. Домашнее задание:
Вопросы для проведения рефлексии
1
На уроке я работал
активно / пассивно
2
Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3
Урок для меня показался
полезен / бесполезен
коротким / длинным
интересен / скучен
4
За урок я
не устал / устал
5
Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6
Материал урока мне был
понятен / не понятен
7
Домашнее задание мне кажется
легким / трудным
8
Продолжите фразу "Мне запомнилось...”
9
Продолжите фразу "Я попробую ...”
Ответьте, пожалуйста, на приведённые ниже вопросы, отметив нужный вариант знаком ? или записав свой ответ