Адаптированная индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптированная индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий.
Автор: Серпокрылова Светлана Анатольевна

Пояснительная записка Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, адресована ученику 2 класса коррекционной школы. Во втором классе обучается С. Саша – инвалид со сложной структурой дефекта. Диагноз – задержка психомоторного развития, задержка речевого развития. В связи с этим испытывает существенные трудности в обучении, общении, поведении и личностном развитии.Внешний облик и состояние двигательной сферы: Недостаточно развиты механизмы двигательных действий. Саша полный мальчик, поэтому есть нарушения в движении. Отмечается плохая ориентировка в пространстве. Не выполняет движения по подражанию, не может поймать мяч двумя руками. Движения рук координированные при выполнении простых действий с игрушками (кубики, пирамидка) и предметами обихода. Ведущая рука - левая. Моторная сфера отличается бедностью. Слабы и вялы верхние конечности (не умеет держать ножницы). Низкая выносливость к нагрузкам.Эмоциональная реакция и её внешнее проявление: На одобрение может похлопать в ладоши. Присутствует немотивированный плач, смех. Если не хочет выполнять задание, может все покидать на пол.В плане речевого развития – понимает словесную инструкция, связанную с конкретной ситуацией. Понимает и показывает некоторые части тела ( глаза, нос, рот), игрушки. Саша говорит только: папа, Саша, повторяет звуки, произносит лепетные слова: ам-ам, би-би, пи-пи. Подражает мимике (улыбается).Отмечаются грубые нарушения внимания в виде недостаточной устойчивости, трудностях концентрации, своеобразном изменении поведения и снижения работоспособности. Любит играть в мяч, смотреть иллюстрации в книгах. Поскольку ученик имеет грубо выраженные нарушения интеллектуальной и речевой деятельности, то ведущим принципом построения занятий является индивидуальная направленность обучения.Основная цель программы – создание оптимальных условий познания учащимися каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития обучающегося и более эффективной социализации его в обществе, формирование и развитие понимания обращенной речи и положительного эмоционального состояния Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, направленное на развитие психических процессов памяти, мышления, внимания, воображения.Задачи обучения:
  • формировать эмоциональное общение со взрослыми;
  • развивать подражательную речевую активность;
  • пополнять пассивный и активный словарь;
  • формировать понимание обращенной речи;
  • формировать выполнение элементарных инструкций;
  • научить усвоению действий по образцу;
  • развивать мелкую моторику;
  • научить слушать доступные художественные тексты (потешки, поговорки, небольшие стихотворения, сказки).
  • совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений
  • формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.
  • На специально организованных занятиях идет формирование, стимулирование всех познавательных процессов, в соответствии с её возможностями, развитие и закрепление речевых навыков, закрепление умений полученных ранее . Сформированность учебных навыков:математика: не сформирован чтение: не сформирован письмо: не сформированСтруктура занятия включает следующие этапы:1) Приветствие, психологический настрой на занятие.2) Темпо-ритмические и двигательные упражнения.3) Основная специфическая часть. Развивающие упражнения, индивидуальная работа по карточкам. 4) Игры с движениями и словесным сопровождением, направленных на релаксацию .5) Подведение итогов (рефлексия деятельности)6) ПрощаниеКоррекционно-развивающие занятия проводятся индивидуально. Курс имеет без оценочную систему прохождения материала.Содержание рабочей программы имеет практическую значимость, а принципы коррекционной и коммуникативно-речевой направленности обучения являются ведущими. В процессе реализации рабочей программы предусмотрено применение информационно-компьютерных, здоровьесберегающих и игровых образовательных технологий.Срок реализации программы: 2017-2018 год. Согласно утвержденному учебному плану школы-интерната коррекционный курс занятий для ученика 2класса с умственной отсталостью предполагает проведение 2 занятий в неделю и согласно утвержденному графику – 68 часов в учебном году.Содержание тем коррекционного курсаОбследование, определение образовательного маршрута обучающихся Установление контакта с ребенком.Формирование эмоционального контакта . Развитие речевого общения. Развитие личностно-мотивационной сферы.Проведение игр «Ручки», «Поводырь», «Поиграй с куклой»Развитие моторики, графомоторных навыков .Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги. Тактильно-двигательное восприятие .Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий). Кинестетическое и кинетическое развитие .Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов .Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий - низкий, выше - ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2 - 3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2 - 3 детали с разрезами по диагонали).Развитие зрительного восприятия .Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2 - 3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.Восприятие особых свойств предметов .Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).Развитие слухового восприятия .Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.Восприятие пространства .Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху - внизу, над - под, справа - слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).Итоговое обследование обучающихся .Планируемые результаты:
  • Целенаправленное выполнение действий по инструкции педагога.
  • Правильное пользование письменными принадлежностями, копирование несложных изображений.
  • Анализ и сравнение предметов по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
  • Различение и называние основных цветов.
  • Классификация геометрических фигур.
  • Составление предметов из 2 - 3 частей.
  • Определение на ощупь величины хорошо знакомых предметов.
  • Зрительное определение и вербализация отличительных и общих признаков двух предметов.
  • Классификация предметов и их изображений по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, формулирование простейших обобщений.
  • Различение речевых и неречевых звуков.
  • Ориентировка на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
  • Реализация представленных в данной рабочей программе коррекционно-развивающих заданий и упражнений способствует повышению познавательной активности, увеличению уровня произвольности запоминания, развитию операционных качеств мышления, формированию фонематического слуха, коммуникативных речевых средств, расширению объема внимания. Формируемые жизненные компетенции:
  • Усваивать основы смыслового восприятия программных заданий.
  • Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Осуществлять синтез как составление целого из частей.
  • Проводить сравнение по заданным критериям.
  • Устанавливать аналогии.
  • Литература:1. Бабкина Н.В. «Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития» Москва, 2006 г. 2. Возняк И.В., Годовникова Л.В. «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс», Волгоград: Учитель, 2015 г.3. Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы», Москва: Просвещение, 2013г.4. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. «Практикум по возрастной психологии», Санкт-Петербург: Речь, 2005 г.5. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А.«Настольная книга педагога – дефектолога» Москва, 2005 г.6. Калабух Т.В., Клейменова Е.В. «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями», Волгоград: Учитель, 2015 г.7. Матвеева Е.М. «Дневник индивидуальной работы с учащимся», Волгоград: Учитель, 2014 г.8. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. «Основы олигофренопедагогики» Москва: Издательский центр Академия, 2006 г.9. Морозова И.А., Пушкарева М.А.«Ознакомление с окружающим миром» Москва, 2006 г.10. Нелипенко Т.И. «Современный урок в коррекционном классе», Волгоград: Учитель, 2015 г.11. Пузанов Б.П. «Обучение детей с нарушением интеллектуального развития», Москва, 2006 г.12. Рыжикова Д.С. «Развитие временных представлений у младших школьников», Москва: ТЦ Сфера, 2015 г.13. Удалова Э.Я., Метиева Л.А. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».Дополнительные средства обучения: мультимедийный комплекс (компьютер, монитор, проектор, экран), дидактический раздаточный материал, графические модели, таблицы, иллюстрации, муляжи.