Адаптация студентов-первокурсников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптация студентов-первокурсников
Автор: Лосева Елена Валерьевна

Николаевский-на-Амуре филиал коренных малочисленных народов Северакраевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский государственный медицинский колледж»министерства здравоохранения Хабаровского краяАдаптация студентов-первокурсников к условиям обученияОсновными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде колледжа служит:
  • Подготовка первокурсников к новым условиям обучения.
  • Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.
  • Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов.
  • Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.
  • Работа рассчитана на первый год обучения и предлагает проведение мероприятий, которые условно можно разделить на 3 этапа.Первый этап (сентябрь, октябрь) - предполагает оценку соматического и психологического статуса первокурсников, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в колледже; социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательную среду.Второй этап (ноябрь, декабрь) - заключается в комплексном индивидуально-психологическом обследовании студентов, выработке рекомендаций и разработке индивидуальных программ для адекватного усвоения учебного материала и адаптации первокурсников в новой образовательной среде.Третий этап (второй семестр) - предусматривает использование полученной информации для проведения индивидуальных и групповых консультаций педагогов для предотвращения возникновения проблемных ситуаций в учебном процессе; коррекционно-просветительскую работу со студентами для формирования сплоченных студенческих коллективов и помощи дезадаптированным студентам; консультаций и просвещения родителей студентов, не адаптировавшихся к работе в новой среде.На первом этапе сделано следующие:
  • Изучение личных дел первокурсников.
  • Посещение уроков, внеклассных мероприятий.
  • Диагностика уровня тревожности, общительности, самооценки.
  • Индивидуальные беседы.
  • . Изучены личные дела студентов, выявлены значимые взрослые, состав семьи, условия проживания, интересы и склонности, средний бал успеваемости школьной программы, предпочитаемые учебные предметы. Взяты на контроль студенты, требующие особого внимания.Так же было проведено 13 бесед, 7 консультаций по вопросам адаптации, 3 встречи с родителями первокурсников, 2 рейда в общежитие, 3 классных часа. Показателями адаптации первокурсников к новой среде является их приспособленность к различным требованиям учебного процесса без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой.Данные психодиагностического исследования показали, что:45% студентов, принявших участие в психодиагностическом исследовании, имеют низкий уровень мотивации учения и профессионального самоопределения(первокурсники на базе 9 классов);38% студентов, показали недостаточность умений и навыков самостоятельного умственного труда;22% студентов, имеют ценностные ориентации, направленные на внеучебную деятельность (общение, совместное времяпровождения);17% студентов, изменились условий труда, быта и отдыха;16% студентов, имеют сложные межличностные отношения в студенческой группе и с преподавателями.На основе результатов анкетирования, экспресс-диагностики определены следующие трудности в адаптации студентов первого курса:
  • отрицательные переживания, связанные с отъездом из дома;
  • неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
  • неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного контроля родителями;
  • поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  • налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие;
  • отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др.
  • На успешность адаптации к новому типу учебного заведения влияет множество факторов: личный опыт студента, багаж школьных знаний, уровень его коммуникативной и общей культуры. Современные абитуриенты, в большинстве своем имеют низкий уровень общеучебных умений и навыков, коммуникативных качеств, узкий кругозор. Особенности и трудности подросткового возраста также накладывают отпечаток на процесс протекания адаптационного периода. В связи с этим цель, стоящая перед педагогическим коллективом в первые месяцы учебного года способствовать успешной адаптации первокурсников к условиямПри работе со студентами нового набора следует учитывать характерологические проявления и в соответствии с этим выстраивать работу по дальнейшей адаптации коррекции нежелательных проявлений. Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них имеют объективный характер, другие – субъективный характер и связаны с недостаточной подготовкой и дефектами воспитания.В качестве результатов реализации адаптирующих средств на данном этапе адаптационного процесса выступают:определение группы “риска” студентов первого года обучения, в адаптации которых возможны глубокие и продолжительные кризисы;осознание первокурсниками сущности проблем адаптационного периода, изменение характера их восприятия;освоение адекватных способов преодоления и упреждения проблем;развитие мотивов учебной деятельности;осознание правильности сделанного профессионального выбора;разработка программ достижения успеха. Это дало возможность выработать единую стратегию педагогических требований, а также выявить склонности и предпочтения студентов для дальнейшего развития. Приходя в колледж получить профессию и изучая различные дисциплины, наши студенты, должны приобретать нечто более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию. Поэтому работа коллектива по социально-педагогической адаптации студентов к условиям обучения в колледже на первом курсе является составной частью специальной системы социально-воспитательной работы. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача для нашего коллектива. Так же в работе с подростками 1 курса для создания ситуации успеха необходимо постараться  общение строить в виде диалога, когда  стороны обязательно слышат друг друга! Причем главный акцент делать на действиях подростка, но не на оценке его самого.  Принимая самостоятельность подростка, не нужно сводить ее к вседозволенности:  потребности подростка в свободе не соответствуют  его ответственности — к  сожалению, мы часто забываем о простой и очень важной установке в воспитании: «Ты ответствен за то, что делаешь, и за то, что выбираешь!»  Нужно учить самому справляться со своими трудностями, пусть он самостоятельно ставит цели и определяет пути их достижения.  Необходимо помогать ему выстраивать в жизни собственный разумный путь, а не стараться за него его пройти!07.11.17г.Педагог-психолог Лосева Е.В.