«Декоративно - прикладное искусство народов Крыма»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Декоративно - прикладное искусство народов Крыма»
Автор: Сумарокова А.М

Народное декоративно-прикладное искусство – неиссякаемый источник мудрости и красоты. Культура Крыма — феномен мирового масштаба, уникальность её предопределена небывалым смешением многочисленных этносов на полуострове. Жители Крыма — представители разных национальных культур, носители знаний и мастерства традиционных народных ремёсел являются ценнейшим богатством Крыма. В национальных ремёслах народов нашего полуострова отражена многовековая история Крыма, древние ремесленные традиции народов и мастерство, передающееся из поколения в поколение. Золотая хохлома Гжель Дымковская игрушка Народное декоративно-прикладное искусство крымских татар Народное декоративно-прикладное искусство украинцев Писанки МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 97 «ДОБРЫНЮШКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ул. 1 Конной Армии, 15, г. Симферополь, Республика Крым, 295024, тел.:(3652) 49-70-08 «Декоративно - прикладное искусство народов Крыма» Декоративно-прикладное искусство русского народа в Крыму представлено такими изделиями как матрешка, хохлома, дымковская игрушка, Гжель. Матрешка – русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Традиционная роспись матрёшки часто изображает крестьянских девушек в национальных нарядах. «Хохлома» – это декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная чёрным, красным и зеленым цветом по золотистому фону. Названа так по имени села Хохлома в Нижегородской области. «Дымковская игрушка»– русская глиняная игрушка, расписанная и обожжённая в печи. Название происходит от места производства – слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться, женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки, игрушки в виде барынь, нянек с детьми, индюков, петухов, оленей и др. животныхǢ их красили в разные яркие цвета. Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это – народная декоративная скульптура Гжель Гжель—вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики.Синеглазая посуда – вазы, чайники и блюда – ярко светится оттуда, как родные небеса" Гжель вызывает гордость за свое искусство, которое чудесным образом совмещает современность и старину, соединяет столетия российской культуры в сочном сплаве лазури и белоснежной керамики. Декоративно-прикладное искусство крымско-татарского народа в Крыму представлено: ткачеством и вышивкой, гончарным и ювелирным искусством, резьбой по дереву. Крымско-татарская национальная вышивка была известна уже в 17 веке. Марама - шарф из легкой хлопчатобумажной ткани, детали рисунка исполнялись золотыми и серебряными нитками. Абтез - полотенце. Также вышивалось нитками мулине, золотом, серебром двухсторонней гладью без настила. Использовалась более плотная ткань, чем для марамы. Телли ишлеме - орнаментальное шитье серебром и золотом. Золотые нити содержали до 30 % золота. Ювелирные изделия крымских татар выполняют из серебра и золота в технике филигрань, скань, зернь - это головные, нагрудные и поясные высокохудожественные произведения. В отделке ювелирных изделий широко употребляются полудрагоценные камни. Самые популярные камни: бирюза — ферюзе, сердолик — акъыкъ, коралл — мерджан, янтарь — кербар, жемчуг — инджи, которые применяются как вставки в украшения либо как самостоятельные изделия (янтарные или коралловые бусы, браслеты). Одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве крымских татар занимают керамические изделия, украшенные народными орнаментами, главным элементом которых является «Эгри дал» (в пер. изогнутая ветка) ветка символизирует членов семьи, уважение, любовь, и дружбу между ними. Роза-мать, тюльпан-отец, миндаль-дочь, маленькие тюльпаны–сыновья, наследники. Ритм мелких элементов-обозначает «Берекет», «Достаток» ежедневный труд, приносящий духовное, физическое и материальное благополучие. Изделия декоративно-прикладного искусства украинского народа: рушники, керамические игрушки, посуда, созданная с учетом народных традиций Центры искусства керамики – Косов на Гуцульщине и Опошня на Полтавщине. Коричневая, желтая и зеленая роспись по светлому черепку присуща косовским керамическим изделиям: кувшинам, мискам, тарелкам, горшкам. В орнаменте преобладают растительные узоры и изображения птиц. Опошнянских мастеров прославили Кони, бараны, коровы, свиньи, олени, петухи и др. игрушки-свистульки. Художественная роспись - село Петриковка на Днепропетровщине дало название знаменитой Петриковской росписи. Для Петриковской росписи характерен растительный цветочный орнамент. Вышивка. Для вышивания чаще использовали нити красного цвета — символа жизни, творческой энергии, задора. Вышивкой украшали рушники, скатерти, платки, фартуки, кожухи, особенно воротники, рукава, манжеты, наличники рубашек, которые называли «вышиванками»