Инновационные Формы взаимодействия педагогов с родителями
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные Формы взаимодействия педагогов с родителями
Автор: Миронова Ольга Викторовна
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ «ИНОВАЦИОНННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ» «Семья – это та самая среда,в которой человек учитсяи сам и творит добро» Василий Александрович СухомлинскийЦель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.1. Приветствие. Создание положительной эмоциональной атмосферы, рабочей обстановки.Упражнение «Какие они – современные родители?»Цель: создание рабочего настроения, диагностика отношения педагогов к данной проблеме.Содержание: по кругу передается мяч и каждый участник одним словом должен охарактеризовать «современного родителя».Методические рекомендации: по окончании упражнения акцентировать внимание педагогов на том, том каких характеристик больше – положительных или отрицательных.2. Теоретическая частьНормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1). Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению. Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Как вы думаете, почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, - не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие? (Ответы участников семинара)3. Практическая часть.1. Педагогам предлагается прослушать и обсудить притчу.Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев у властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».Вопросы для обсуждения:Какое отношение, на ваш взгляд, эта притча имеет к теме нашего семинара-практикума?В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о ребенке (либо любую другую информацию) - как первый или как второй толкователь?2. Игра "Встречают по одежке".Цель игры: развивать активное групповое общение, научиться внутренне, анализировать свою социальную "маску".Команды получают по 2 карточки с надписями, например:"Я так устала","Какие сегодня неуправляемые дети","Что же сделать на ужин","Когда переведут зарплату","Сейчас придет лучший родитель на свете","У этого родителя самый необыкновенный ребенок","Я все умею","Пожалейте меня","Знали бы вы, что я еще не все про вашего ребенка рассказываю, жалею вас" и т.п.Участник каждой команды по очереди, показывает выражением лица одну из «социальных масок». Остальные команды пытаются прочувствовать состояние, описанное в карточке. Обсуждение: Опишите свое состояние те, кто наблюдал и пытался показать и мимикой то или иное состояние. Что помешало почувствовать, отгадать? Что вызывало ощущения (негативные, позитивные)?3. «Аукцион идей».Каждая команда делится опытом работы по вовлечению родителей в жизнь ДОУ. (Время на подготовку 3 минуты).Список предложенных форм сотрудничества не является полным и всеобъемлющим, так как ежедневная работа с родителям постоянно рождает новые и видоизменяет старые.4. Упражнение «Выбери фразу»Цель: найти в предложенном списке «нежелательные» для начала беседы с родителями фразы и подберите для неё смысловую пару - «желательную» фразу.Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей. Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы: утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; инициатор беседы уверен в себе; исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы; обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме “Вы-подхода”".Инструкция. Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:1) пять "неудачных" фраз, которые не следует употреблять (красным цветом);2) "нежелательные" фразы и смысловые ("желательные") пары к ним.После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:"Неудачные" фразы: "Извините, если я помешала…", "Я бы хотела еще раз услышать…", "Давайте с вами быстренько обсудим…", "Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…", "А у меня на этот счет другое мнение…"."Нежелательные" фразы в паре с "желательными":"Я бы хотела…" – "Вы хотите…";"Вероятно, вы об этом еще не слышали…" – "Вы, наверное, уже об этом слышали…";"Мне представляется интересным то, что…" – "Вам будет интересно узнать…";"Я пришла к такому выводу, что…" – "Думается, ваша проблема заключается в том, что…";"Хотя вам это и неизвестно…" – "Конечно, вам уже известно…";"Вы, конечно, об этом еще не знаете..." – "Как вы знаете...".5. Составление синквейнов.В заключении нашего семинара-практикума я предлагаю каждой команде составить синквейн по теме нашего семинара.В переводе с французского «синквейн» — «пять строк» — стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.Правила написания синквейна таковы. На первой строчке записывается одно слово — существительное это и есть тема синквейна. На второй строчке — два прилагательных, раскрывающих данную тему. На третьей — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого человек характеризует тему в целом, выказывает свое отношение к ней.Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим педагогом фраза в контексте с темой. Пятая строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает к ней личное отношение.Использовать такое упражнение можно в работе над любым направлением воспитательно-образовательного процесса.Пример синквейнана тему любви.Любовь. Сказочная, фантастическая.Приходит, окрыляет, убегает.Удержать ее умеют единицы.Мечта.Пример синквейна на тему жизни.Жизнь.Активная, бурная.Воспитывает, развивает, учит.Дает возможность реализовать себя.Искусство.Первая команда сейчас составит синквейн на тему «Дети», вторая команда – на тему «Воспитатель», третья команда – на тему «Родители». Я надеюсь, что сегодня вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. И помните «Золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, продолжить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.Формы работы с родителями в течение учебного года в условиях своей группы1. «Дневник настроения»Цель. Учить родителей и детей внимательному отношению друг к другу.Приходя в детский сад, родители и дети выкладывают на столе цветные фишки, соответствующие их настроению (красная – радостное, желтая – спокойное, голубое – грустное). Воспитатель во время утренней беседы помогает проанализировать причины эмоционального состояния членов семьи.2. «Проект «Родительская почта»Цель. Собрать банк данных о проблемах детского развития. Дать возможность родителям анонимно задать вопросы на волнующие их темы. Наладить динамичную и действенную обратную связь в работе детского сада с семьей.Можно предложить несколько таких ящиков для оперативного сбора различной информации: «Почта родительского гнева», «Вы спрашиваете», «Благодарности родителей», «Почта родительских идей» (предложения, пожелания)Важным в персонализации почты становится действенность тематики обращений родителей (название почты должно стимулировать), ответная реакция ДОУ (ее адекватность, оперативность, доступность и гласность). ДОУ демонстрирует свою заинтересованную, деятельную и действенную активность, а родители – готовность решать проблемы своих детей с помощью детского сада для полноценного пребывания ребенка в нем.1-й этап – подготовительный.Коллектив ДОУ разрабатывает тематику и порядок представления ящиков родительской почты. Ящики должны устанавливаться на видном и доступном месте в приемных, рядом помещаются бумага, ручки. Важно продумать ротацию ящиков: в течение 1 – 2 недель каждый ящик находится в одной группе. Назначается педагог, ответственный за сбор и анализ полученной информации, а также подготовку ответов на обращения родителей. После назначенного срока, когда все обращения родителей проанализированы и обработаны, ящик перемещается в другую группу. Собранная информация обобщается и обрабатывается, продумываются формы информирования родителей по их обращениям: непосредственная (на собраниях, встречах, заседаниях, консультациях и т.д.) и опосредованная (через информационные стенды, отчеты, плакаты, брошюры и т.д.)2-й этап – основной.Родителям презентуют разработанные ящики, объясняют механизм работы, демонстрируют их действенность. На данном этапе важно продемонстрировать готовность ДОУ отвечать и реагировать адекватно на все обращения, чтобы поддержать желание родителей обращаться к педагогам посредством почты.3-й этап – заключительный.Подводятся промежуточные и окончательные итоги работы родительской почтыНа данном этапе важно ознакомить родителей с обобщенным результатом их обращений и запросов, а также результатами работы ДОУ в данном направлении (принятые меры и их результаты).Чтобы родительская почта стала рабочим инструментом, обеспечивающим взаимодействие ДОУ и семьи, необходимо оперативно оформлять тематику ящиков.При проведении консультаций, бесед, собраний воспитатель отвечает на вопросы родителей.3. «Семейная гостиная»Цель. Привлечь родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе. Научить самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы.Один раз в квартал семья (две семьи) выбирают тему, готовит и проводит собрание. Педагоги оказывают родителям помощь в организационных вопросах.4. «Семейный театр»Цель. Познакомить родителей с драматизацией как методом решения внутрисемейных и личностных проблем. Привлечь их к активному участию в жизни группы.Родители под руководством воспитателей выбирают сказочный сюжет, пишут сценарий, распределяют роли, изготавливают декорации и костюмы. Спектакль с участием детей и членов их семей может быть проведен как часть праздника, досуга или родительского собрания.5. Газета «Веселая семейка»Цель. Привлечь внимание родителей к мероприятиям, проводимым в дошкольном учреждении.Газета может выпускаться один раз в квартал. На ее страницах размещаются написанные в шутливой форме заметки о мероприятиях, которые прошли в детском саду (группе) или запланированы на ближайший период. Газета оформляется фотографиями или рисунками детей.