"Инновационная деятельность педагога дополнительного образования в современных условиях"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Инновационная деятельность педагога дополнительного образования в современных условиях"
Автор: Марина Олеговна Остроушко
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования
в современных условиях
Уважаемые коллеги!
Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:
происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях.
усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением содержания образования, требующего постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения;
изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств.
Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики нашего государства.
Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ
Глава 2. Статья 20.
Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов.
Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями.
Нововведение в учреждениях дополнительного образования являются достаточно важным и необходимым механизмом творческой деятельности, который отличает одно образовательное учреждение от другого.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008):
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Во исполнение нового Закона об образовании установлен порядок ведения образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.Закреплено, на что должна быть направлена такая деятельность. Так, необходимо, чтобы она формировала и развивала творческие способности учащихся. Обеспечивала их духовно-нравственное, патриотическое и трудовое воспитание. Выявляла и поддерживала таланты. Способствовала профориентации обучающихся, их социализации и адаптации к жизни в обществе.
Могут использоваться различные образовательные технологии, в т.ч. дистанционные и электронное обучение.
Актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов в связи с аттестацией педагогов на первую и высшую квалификационные категории, так как в требованиях, к категориям прописано, что педагог должен:
1. Владеть современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применять их в практической профессиональной деятельности.
2. Вносить личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространять собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
Бесспорно, педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, профессионализма, личных качеств зависит эффективность решения многих проблем в организации.
Новые веяния времени требуют от педагога дополнительного образования постоянной активной позиции и выхода за рамки своего узкого мирка преподавания в конкретном детском объедении.
Что же такое Инновационная деятельность? В современном понимании инновация – это проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент.
В педагогике понятие инновационная деятельность рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.
Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога.
Рассмотрим основные параметры:
творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;
открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления (Панорамное мышление может считаться объединяющим несколько типов мышления, таких как системное, латеральное, нестандартное, творческое, объёмное, изобретательское, прорывное, масштабное, полного спектра, параллельное, более чем однотрековое);
культурно-эстетическая развитость и образованность;
готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;
развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.
Какие обстоятельства в современной системе образования определяют необходимость инновационной деятельности педагога?
Если говорить более просто и однозначно, то главной причиной, заставляющей обращаться к инновационной деятельности, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически каждому коллективу, оказывающему услуги в сфере образования. Сегодня коллективы образовательных организаций обязаны самостоятельно заботиться о сохранении конкурентоспособности, отслеживать и прогнозировать ситуацию на образовательном рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических достижений и др. и, соответственно, быть чуть впереди.
Инновационные процессы в сфере дополнительного образования определяют сущность формирования учреждения дополнительного образования: положительно влияют на качество обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования детей, повышают профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, создают лучшие условия для духовного развития воспитанников, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.
Таким образом, инновационные процессы в системе образования на сегодняшний день являются необходимостью, так как они позволяют человечеству двигаться дальше, совершенствовать все сферы человеческой жизнедеятельности, жить не прошлым, а будущем. Современная жизнь ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, цели, решение которых невозможно, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.