Сочинение сказок с детьми старшего дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сочинение сказок с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: Чегодаева Ирина Константиновна

Сочинение сказок с детьми старшего дошкольного возрастаСодержаниеВедение …………………………………………………………………3 1. Этапы работы при обучении дошкольников сочинению сказок ……..4 2. Виды работы по обучению дошкольников сочинению сказок.. ........6 3. Формы активного сотрудничества с семьями воспитанников по развитию связной речи детей дошкольного возраста ………………………… 8 Заключение …………………………………………………………….....9...11ВведениеОдним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Обучение детей выразительности, образности и богатству речи - одна из задач дошкольного воспитания. Зачастую приходится наблюдать, как при составлении рассказа дети используют, какой - то постоянный набор слов при этом рассказ теряет свою эмоциональную окрашенность, образность и динамичность. Чем же это объяснить? А так хочется, чтобы к рассказыванию дети подходили творчески, несмотря на то, что это процесс длительный.         Одним из приемов развития творческого рассказывания является сказка. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории, к изменению окружающего, его творческому, созидательному преобразованию. Любая сказка ориентирована на социально - педагогический эффект: она является мощным средством для развития творческих способностей, мыслительных операций, раскрывает богатство чувств ребенка, побуждает к деятельности и даже лечит...         Все это способствует обогащению и развитию связной речи. Ведь связность речи - это связность мыслей, умение осмысливать воспринимаемое и правильно выразить его. Цель: Изучить проблему развития речи детей на лексическом и грамматическом уровне и освоить приёмы проведения занятий по творческому рассказыванию.Задачи:
  • Определить этапы работы при обучении дошкольников сочинению сказок.
  • Раскрыть виды работы по обучению дошкольников сочинению сказок.
  • Описать формы активного сотрудничества с семьями воспитанников по развитию связной речи детей дошкольного возраста
  • 1. Этапы работы при обучении дошкольников сочинению сказокСуществует несколько этапов работы над сочинением сказок.1 этап. Знакомство детей со сказками (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций).Во время чтения несколько завязок одного произведения помогают детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев.Во время беседы предлагают следующие задания:- упражнения на развитие словаря детей;- придумать новые названия для известных сказок, например, для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял».- постановка проблемного вопроса поискового характера: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?», например, «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?»- задания: “Сравни сказочных героев”, “Расскажи о любимом сказочном персонаже” учат дошкольников описывать внешний облик и характер сказочных персонажей.- упражнения: “Сказочная деревня”, “Тридевятое царство”, “Заколдованный лес” формируют умения рассказывать о месте и времени, где разворачивается сюжет сказки.2 этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественным произведениям через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.После знакомства со сказкой следует предложить детям что-нибудь сделать: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов, выполнить иллюстрации к сказке на тему «Мой любимый герой», «С кем повстречалась Красная Шапочка».Использование схематических изображений.3 этап. Сочинение сказки.Использование схем, картинок.4 этап. Разыгрывание сюжета сказки.В игровых упражнениях “Интервью у сказочного героя”, “Беседа чудесных друзей” необходимо учить детей грамматически правильно выстраивать диалог.Упражнения на развитие внимания, воображения, движения:- нести очень «тяжёлый» чемодан;- дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, онокислое;- передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»;- «встретили друга» (улыбнулись);- «удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза);- «умеем лукавить» (моргают то правым, то левым глазом).Эти упражнения позволяют детям научиться переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения.2. Виды работы по обучению дошкольников сочинению сказокЗакончи сказкуЦель: развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.Сочинение по сериям картинокЦелью данного задания - помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей; учить ребенка выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия - это должно способствовать развитию воображения и творческого мышления ребенка.Коллективное сочинениеВоспитанникам предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение. ИнсценировкаПредложите ребенку «оживить» сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя. Цель такого задания - активизация творческого отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в умении трансформировать словесный сказочный образ в драматический.Сказка о конкретном персонажеСюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказки решает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Ребенок рассказывает сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа. Сказка по заданной темеРебенку предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу. Сказка об игрушкахВыберите для сказки игрушки, например, кошку и мышку, и начинайте рассказывать, сопровождая слова показом действий. Затем предложите дошкольнику подумать, про какие игрушки он хотел бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь ребенка, развивается связная речь. Отвечая на вопросы, он обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (цвет, форма, материал), подбирает сравнения, определения.Сказка на свободную темуЭтот жанр - вершина словесного творчества малыша. Воспитанник должен самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Задача педагога - создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению.3. Работа с родителямиРабота по сочинению детьми сказок проходит в тесном контакте с родителями. Воспитатели проводят консультации по темам: “Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста”, “Сочиняем сказочные истории вместе с детьми”, “Воспитание сказкой”, устраивают выставки совместного творчества родителей и детей, например, «Русская народная сказка «Царевна-лягушка», «Иллюстрации к любимой сказке», оформление книг совместно с родителями.Для осознанного и успешного усвоения учебного материала, развития коммуникативных способностей воспитанников педагоги предлагают родителям детские рассказы оформлять в виде красочных сочинений, являющихся завершающим этапом работы над текстом, требующих тесного сотрудничества воспитателя с родителями.Сочинение — записанный дома родителями рассказ со слов ребенка, составленный на занятии с воспитателем в детском саду.Составление сочинений включает несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения.1. Подготовительная работа проводится педагогом или родителями по заданию воспитателя. Включает беседу по теме, словарную работу, рассматривание какого-либо предмета или картины (серии картин) и ознакомление с ними, ознакомление с художественными произведениями, экскурсии.2. Составление сказки детьми на занятии под руководством педагога.3. Коррекция и закрепление материала на индивидуальном занятии.4. Консультация для родителей, на которой подробно разъясняются задачи данной работы, даются рекомендации (проводится по каждому конкретному сочинению).5. Домашняя работа по составлению и оформлению сказки ребенком совместно с родителями:6. Проверка домашнего задания.ЗаключениеБлагодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Сказки позволяют развивать творческие способности, т.е. способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Основными показателями творческих способностей являются беглость, и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим.Список литературыКнига1. Рыжова, Л. В. Методика работы со сказкой : метод. пособие / Л. В. Рыжова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2012. - 153 с. : ил. - Библиогр.: с. 152-154 (38 назв.). Статьи1. Емельянова, И. Д. Развитие словесно-художественного творчества у дошкольников : из опыта работы эксперимент. площадки / И. Д. Емельянова, Л. В. Мосягина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 4. - С. 75-80 : 2 фот. - Библиогр.: с. 80 (4 назв.).2. Комарова, Н. В. Литературная гостиная в развитии речевого творчества старших дошкольников / Н. В. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2016. - № 4. - С. 98-100.3. Масан, Е. Сказка про фигуры : [сост. сказок по схемам с детьми дошк. возраста] / Е. Масан // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2010. - № 3. - С. 27: рис.4. Титкова, И. В. Развиваем мысль и слово / И. В. Титкова, Г. А. Бочкун // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - № 10. - С. 112-115.Электронные ресурсы1. Гетманова, Е. В.  [Электронный ресурс] / Гетманова Е. В., Коптева Н. А. // . - 2015. - . - С. 164-168. – Режим доступа:, регламентир. (01.03.2017).2. Гурова, И. В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок [Электронный ресурс] / Гурова И. В. // Самарский научный вестник. - 2013. - № 4 (5). - С. 63-65. – Режим доступа: , регламентир. (01.03.2017).Приложение 1Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержанияПриложение 2Перспективное планирование с использованием метода схематизации сказочного сюжета.