Конкурс загадок о зиме
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конкурс загадок о зиме
Автор: Болычева Нина Владимировна
Конкурс загадок о зиме.Цель: развивать умения детей подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; оценивать результаты выполненного задания. Развивать сообразительность, любознательность, интерес к русскому языку. Способствовать развития речи детей.Планируемые результаты: участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь точно выражать свои мысли, составление плана и последовательности деятельности, поиск и выделение необходимой информации, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.Оборудование: листы бумаги, ручки, карандаши, грамоты.Ход занятия.Вводная часть.Основная часть.Задание 1.Отгадать загадки. (Загадки поочередно загадываются командам «Снежинка» и «Снегопад»). Один участник пишет отгадки на доске, выделяет орфограммы. Другой рассказывает, как он догадался, о чем идет речь в загадке.Ежегодно приходят к нам в гости:Один седой, другой молодой,Третий скачет, а четвертый плачет. (Зима.)Почему зима названа седой?Тройка- тройка прилетела.Скакуны в той тройке белы.А в санях сидит царица,Белокоса, белолица.Как махнула рукавом,Все покрыла серебром. (Зима.)Почему в этой загадке речь идет о зиме?Назовите-ка, ребятки,Месяц в этой вот загадке:Дни его – всех дней короче,На поля и на лугаДо весны легли снега.Только месяц наш пройдет,Мы встречаем Новый год. (Декабрь.) По каким признакам вы догадались, что речь идет о декабре?Щиплет уши, щиплет нос,Лезет в валенки мороз.Брызнешь воду – упадетНе вода уже, а лед.Даже птице не летится,От мороза стынет птица.Повернуло солнце к лету.Что, скажи, за месяц это? (Январь.)По каким признакам вы догадались, что речь идет о январе?Висит за окошком кулек ледяной.Он полок капели и пахнет весной. (Сосулька.)Когда появляются сосульки?Дали братьям теплый дом, Чтобы жили впятером. Брат большой не согласился И отдельно поселился. (Варежки.)Почему вы решили, что это варежки?Задание 2.Отгадать загадки, отгадки записать на доске, назвать признаки зимних явлений.Зимой греет, весной тлеет,Летом пропадает, осенью оживает. (Снег.)Без досок, без топоровЧерез речку мост готов.Мост, как синее стекло:Скользко, весело, светло. (Лед.) Я и туча, и туман, и ручей, и океан,И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (Вода.)Есть, ребята, у меня два серебряных коня.Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки.)Задание 3.На листочках написать отгадки, приписать родственные слова, выделить корень.Лежал, лежал, а весной в речку побежал. (Снег.)Невидимкой, осторожноОн является ко мне,И рисует, как художник,Он узоры на окне. (Мороз.)Кто, угадай-ка, Седая хозяйка: Тряхнет перинки, Над миром пушинки? (Зима.)Задание 4.Разгадать кроссворд.По горизонтали:Он слетает белой стаейИ сверкает на лету.Он звездой прохладной таетНа ладони и во рту. (Снег.)С чем сравнивается снег?Снег мешками валит с неба,С дом стоят сугробы снега.То бураны и метелиНа деревню налетели.По ночам мороз силен,Днем капели слышен звон.День прибавился заметно.Ну, так что за месяц это? (Февраль.)Почему вы решили, что это февраль?Запорошила дорожки,Разукрасила окошки.Детям радость подарилаИ на санках прокатила. (Зима.)Какую радость детям подарила зима?И не снег, и не лед,А серебром деревья уберет. (Иней)Приходилось ли вам видеть иней?По вертикали:Покружились звездочки В воздухе немножко, Сели и растаяли На моей ладошке? (Снежинки.)Какой формы бывают снежинки?Две курносые подружкиНе отстали друг от дружки.Обе по снегу бегут,Обе песенки поют,Обе ленты на снегуОставляют на бегу! (Лыжи.)Задание 5. Отгадать загадки о животных зимой, записать отгадки на доске, найти орфограммы.Маленький, беленькийПо лесочку прыг-прыг,По снежочку тык-тык. (Заяц.)Кто в лесу глухом живет,Неуклюжий, косолапый,Летом ест малину, мед,А зимой сосет он лапу? (Медведь.)Всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса.)Чернокрылый, красногрудый,И зимой найдет приют:Не боится он простуды – С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)Бела, как снег,Черна, как уголь.Вертится, поет, как бес,И дорога – в лес. (Сорока.)Маленький мальчишкаВ сером армячишкеПо дворам шныряет,Крохи собирает. (Воробей.)Задание 6. Сочинить загадку о зиме, зимних явлениях, о животных зимой.3.Итог занятия.Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.Какие правила вы вспомнили, записывая слова отгадки?Какие слова с непроверяемым написанием повторили?