Конкурс загадок о зиме


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конкурс загадок о зиме
Автор: Болычева Нина Владимировна

Конкурс загадок о зиме.Цель: развивать умения детей подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; оценивать результаты выполненного задания. Развивать сообразительность, любознательность, интерес к русскому языку. Способствовать развития речи детей.Планируемые результаты: участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь точно выражать свои мысли, составление плана и последовательности деятельности, поиск и выделение необходимой информации, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.Оборудование: листы бумаги, ручки, карандаши, грамоты.Ход занятия.
  • Вводная часть.
  • Основная часть.
  • Задание 1.Отгадать загадки. (Загадки поочередно загадываются командам «Снежинка» и «Снегопад»). Один участник пишет отгадки на доске, выделяет орфограммы. Другой рассказывает, как он догадался, о чем идет речь в загадке.
  • Ежегодно приходят к нам в гости:
  • Один седой, другой молодой,Третий скачет, а четвертый плачет. (Зима.)Почему зима названа седой?
  • Тройка- тройка прилетела.
  • Скакуны в той тройке белы.А в санях сидит царица,Белокоса, белолица.Как махнула рукавом,Все покрыла серебром. (Зима.)Почему в этой загадке речь идет о зиме?
  • Назовите-ка, ребятки,
  • Месяц в этой вот загадке:Дни его – всех дней короче,На поля и на лугаДо весны легли снега.Только месяц наш пройдет,Мы встречаем Новый год. (Декабрь.) По каким признакам вы догадались, что речь идет о декабре?
  • Щиплет уши, щиплет нос,
  • Лезет в валенки мороз.Брызнешь воду – упадетНе вода уже, а лед.Даже птице не летится,От мороза стынет птица.Повернуло солнце к лету.Что, скажи, за месяц это? (Январь.)По каким признакам вы догадались, что речь идет о январе?
  • Висит за окошком кулек ледяной.
  • Он полок капели и пахнет весной. (Сосулька.)Когда появляются сосульки?
  • Дали братьям теплый дом,
  • Чтобы жили впятером. Брат большой не согласился И отдельно поселился. (Варежки.)Почему вы решили, что это варежки?Задание 2.Отгадать загадки, отгадки записать на доске, назвать признаки зимних явлений.
  • Зимой греет, весной тлеет,
  • Летом пропадает, осенью оживает. (Снег.)
  • Без досок, без топоров
  • Через речку мост готов.Мост, как синее стекло:Скользко, весело, светло. (Лед.)
  • Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
  • И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (Вода.)
  • Есть, ребята, у меня два серебряных коня.
  • Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки.)Задание 3.На листочках написать отгадки, приписать родственные слова, выделить корень.
  • Лежал, лежал, а весной в речку побежал. (Снег.)
  • Невидимкой, осторожно
  • Он является ко мне,И рисует, как художник,Он узоры на окне. (Мороз.)
  • Кто, угадай-ка,
  • Седая хозяйка: Тряхнет перинки, Над миром пушинки? (Зима.)Задание 4.Разгадать кроссворд.По горизонтали:
  • Он слетает белой стаей
  • И сверкает на лету.Он звездой прохладной таетНа ладони и во рту. (Снег.)С чем сравнивается снег?
  • Снег мешками валит с неба,
  • С дом стоят сугробы снега.То бураны и метелиНа деревню налетели.По ночам мороз силен,Днем капели слышен звон.День прибавился заметно.Ну, так что за месяц это? (Февраль.)Почему вы решили, что это февраль?
  • Запорошила дорожки,
  • Разукрасила окошки.Детям радость подарилаИ на санках прокатила. има.)Какую радость детям подарила зима?
  • И не снег, и не лед,
  • А серебром деревья уберет. (Иней)Приходилось ли вам видеть иней?По вертикали:
  • Покружились звездочки
  • В воздухе немножко, Сели и растаяли На моей ладошке? (Снежинки.)Какой формы бывают снежинки?
  • Две курносые подружки
  • Не отстали друг от дружки.Обе по снегу бегут,Обе песенки поют,Обе ленты на снегуОставляют на бегу! (Лыжи.)Задание 5. Отгадать загадки о животных зимой, записать отгадки на доске, найти орфограммы.
  • Маленький, беленький
  • По лесочку прыг-прыг,По снежочку тык-тык. (Заяц.)
  • Кто в лесу глухом живет,
  • Неуклюжий, косолапый,Летом ест малину, мед,А зимой сосет он лапу? (Медведь.)
  • Всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса.)
  • Чернокрылый, красногрудый,
  • И зимой найдет приют:Не боится он простудыС первым снегом тут как тут! (Снегирь.)
  • Бела, как снег,
  • Черна, как уголь.Вертится, поет, как бес,И дорога – в лес. (Сорока.)
  • Маленький мальчишка
  • В сером армячишкеПо дворам шныряет,Крохи собирает. (Воробей.)Задание 6. Сочинить загадку о зиме, зимних явлениях, о животных зимой.3.Итог занятия.Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.Какие правила вы вспомнили, записывая слова отгадки?Какие слова с непроверяемым написанием повторили?