"Формирование и развитие диалогической речи у учащихся с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование и развитие диалогической речи у учащихся с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи"
Автор: Михайлова Татьяна Иосифовна

Формирование и развитие диалогической речи у учащихся с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи. Общение играет огромную роль в становлении и развитии личности, являясь одним из главных факторов психологического развития ребенка. С помощью общения происходит обмен способами, навыками, умениями, результатами деятельности, воплощенными в материальных и духовных ценностях, расширяется индивидуальный опыт человека. Стремление к общению часто занимает ведущее место среди мотивов поведения человека, побуждающих его к совместной практической деятельности.Понимая значимость устной речи, сурдопедагоги стремились сформулировать у детей с нарушениями слуха «словесную речь не только в письменном, пальцевом виде, но обязательно в виде устного словаря».К настоящему времени в отечественной сурдопедагогике сложилась целостная система формирования устной речи как одного и факторов полноценного развития личности глухих детей, наиболее полной их адаптации в обществе (Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезина, И.Г.Багрова, В.И.Бельтюков, К.А.Волкова, С.А.Зыков, Т.С.Зыкова, Е.П.Кузьмичева, Э.И.Леонгард, Л.П.Носкова, Т.В.Пелымская, Н.И.Щелгунова, Н.Д.Шматко, Е.З.Яхнина и др.). Обучение устной речи глухих школьников базируется на создании единой системы слухозрительно-кинестетических связей в условиях интенсивной работы по развитию речевого слуха. Это, в свою очередь, содействует развитию у них слухозрительного восприятия устной речи (с помощью слухового аппарата), формированию более внятной и естественной речи, что важно для активизации устной коммуникации глухих со слышащими.Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативных функций языка, так как именно в ней сообщение оформляется в непрерывное взаимное общение.Формирование у глухих устной речи и диалога, как одной из ее форм, в первоначальный период обучения в адаптивной школе направлено на достижение ими уровня слухозрительного восприятия речи (с помощью слухового аппарата) и произношения, обеспечивающего общение прежде всего с постоянными речевыми партнерами (педагогами, родителями, слышащими родственниками, знакомыми взрослыми и сверстниками), а также развитие умения вступать в устное общение со слышащими. Дети учатся устанавливать контакт со взрослыми и детьми, пользуясь усвоенными речевыми образцами в знакомых и незнакомых ситуациях, адекватно действовать в соответствии с устными просьбами собеседника, отвечать на вопрос, сообщать о своем желании, действии, уточнять недостаточно хорошо воспринятое.Диалогическая речь широко используется в процессе обучения восприятию и воспроизведению речи, активизируя устную коммуникацию учащихся. Это содействует закреплению сформированных навыков, развитию желания и умения общаться на основе устной речи.Задачи учителя при развитии диалогической речи.Исследования многих авторов показывают, с какими большими трудностями встречаются дети, обучаясь языку, и как глухие дети овладевают словарным составом, каково своеобразие усвоения ими грамматического строя языка, как происходит овладение навыками произношения. Но мало говорится о том, как овладевают дети языком для общения, какие трудности встречаются на этом пути, что необходимо предпринять для эффективности этого процесса.По определению С.А.Зыкова «непосредственное общение особенно на самых первых слогах его становления, характеризуется использованием диалогической речи». Следовательно, диалогическая речь глухих учащихся должна формироваться в условиях непосредственного словесного общения, которое у них предельно ограничено.Программа по формированию произносительной стороны речи и развитию речевого слуха в средних и старших классах предусматривает большой объем текстов-диалогов по различным темам.Работая в этом направлении в течение нескольких лет, я выделила основные трудности у глухих школьников при овладении диалогом:- ограниченный словарный запас учащихся; - неправильное фонетическое оформление высказывания; - отсутствие умения правильно строить предложения;- нарушение грамматического строя речи;- неадекватное употребление слов его значению; - нарушение связи слов в предложении.Нарушение или затруднение в процессе воспроизведения и восприятия речевых высказываний с одним или несколькими участниками диалога ведет к невозможности деятельности общения.Таким образом, одной из основных задач обучения диалогической речи глухих детей является достижение детьми достаточно внятной речи, как условие общения в обществе слышащих. Исходя из закономерностей слухового восприятия речи, протекающего как синтетический процесс распознавания предметно значимых единиц сообщения, центральное место в обучении глухих детей устной речи занимает отработка произношения слов, словосочетаний и фраз. Следующей задачей учителя при обучении диалогу является развитие умений и навыков восприятия значимых единиц речи, каковыми являются слово, словосочетание и фраза.Обучение диалогической речи глухих детей в школе происходит, прежде всего на уроках развития речи, где на основе овладения типичными формами диалогического стимулирования и реагирования, у учащихся формируется умение участвовать в словесной коммуникации. В связи с этим задача учителя индивидуальной работы в том, чтобы развивать и закреплять у учащихся умение вызвать речевую реакцию собеседника, получить нужную информацию, реагировать на высказывания, давать утвердительный или отрицательный ответ, задавать вопросы и отвечать на них, быть инициатором разговора, поддерживать и доводить его до конца.Методика работы над текстами - диалогами.При работе с текстами отбираются те, которые специально насыщены закрепляемыми у ученика в данный период обучения элементами звуковой и ритмико-интонационной структуры речи. Количество текстов может быть увеличено в связи с фонетическими задачами занятий.Работа с одним диалогом проводится на нескольких занятиях и занимает только часть занятия. Сначала учитель знакомит ученика с диалогом (большой диалог отрабатывается по частям); воспроизводит его эмоционально и выразительно, подробно обыгрывая с фигурками текст, используя макеты, иллюстрации и другой наглядный материал (например, в диалоге Мама дома? прежде чем ответить на этот вопрос, «ребенок» заглядывает в другую комнату, убеждается, что там находится «мама»). Ученик дважды воспринимает текст слухозрительно и каждый раз повторяет то, что понял, обыгрывая ситуацию с помощью фигурок.Затем диалог предъявляется по репликам. Ученик воспринимает каждую реплику дважды слухозрительно, каждый раз повторяя то, что понял. Независимо от того, воспринята реплика или нет, ученик читает ее по табличке и подкладывает в соответствующей последовательности к определенной фигурке, которая «произносит» данную реплику. Учитель с помощью предъявления образца собственной речи, а также при использовании фонетической ритмики и других специальных приемов работы над произношением побуждает ученика к реализации произносительных возможностей. Затем текст прочитывается целиком.На следующем занятии учитель предлагает ученику самостоятельно составить диалог из «рассыпного» текста, подкладывая отдельные реплики на письменных табличках к определенной фигурке. В зависимости от особенностей речевого развития учащихся диалог может быть «разрезан» на реплики, а также на отдельные фразы, словосочетания, слова. Поощряется составление вариативных высказываний (слова из диалога в разрезном тексте представлены как с прописной, так и со строчной буквы). Знаки препинания также дают ребенку отдельно, для того чтобы он глубже осознал их лингвистическое значение. Затем ученик прочитывает диалог. Нередко в процессе чтения он самостоятельно исправляет допущенные ошибки.После этого учитель дает задание проверить, совпадает ли диалог ученика с тем, который придумал учитель. Диалог предъявляют ученику на слух. При этом можно использовать вариативные высказывания, что побуждает ученика внимательно вслушиваться в речь учителя, развивает у него вероятностное прогнозирование.В дальнейшем фразы, слова, словосочетания из диалога предъявляются ученику на слух в случайной последовательности (письменные таблички находятся перед учеником) и отрабатываются в произношении. Важное значение следует придавать реализации произносительных возможностей ученика. Внятному и эмоциональному воспроизведению речевого материала при использовании естественных невербальных средств коммуникации.В заключении учитель и ученик разыгрывают диалог при помощи фигурок или ученик воспроизводит диалог за двух его участников. В процессе этой работы письменные таблички сначала находятся перед учеником, а затем их убирают. Ученик разыгрывает диалог с фигурками без помощи табличек, что способствует развитию у него более естественной речи, речевой памяти. Целесообразно также инсценировать диалог, что приближает его к жизненным условиям. Желательно при этом иметь определенные атрибуты декорации (например, при инсценировании диалога про приготовление обеда ребенок надевает фартук, «режет» овощи, бросает их в кастрюлю, варит суп на «плите» и т.п.). Рекомендуется изменять ситуации речевого общения (например, разговаривают «мама и девочка», «бабушка и ребенок», беседа по телефону, в доме и др.), побуждать ученика с помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации передавать особенности речевого поведения персонажей.Работу с диалогом заканчивают, когда ученик может без помощи табличек самостоятельно или в паре с учителем, товарищем инсценировать диалог, произнести текст эмоционально, достаточно естественного, реализуя свои произносительные возможности, активно используя неречевые средства коммуникации. Основу развития навыка слухо-зрительного и слухового восприятия речи в средних и старших классах составляет работа с текстами, адаптированными и неадаптированными (статьи из книг, газет, журналов). При предъявлении текста-диалога слухо-зрительно я использую фигурки - «действующие лица». Самостоятельно пересказывая содержание текста, ученики инсценируют его. Инсценировка, сопровождающая восприятие и воспроизведение текстов, позволяет мне работать над интонационной стороной речи глухого ребенка. Приемы работы над диалогом.На индивидуальных занятиях для развития и совершенствования навыков диалога я использую различные приемы работы:
  • инсценировка (о чем говорилось выше);
  • разыгрывание его по ролям;
  • составление диалога из рассыпного текста;
  • составление диалога по картинкам и иллюстрациям;
  • ведение диалога по заданию учителя на различные темы в связи с событиями личной и общественной жизни и с изучаемым программным материалом;
  • составление диалога по ситуации (естественной, наглядной, воображаемой);
  • смена позиций беседующих (например, диалог ведут «мама» и «дочка», затем они меняются ролями);
  • дополнение диалога репликами;
  • вставка в диалог пропущенных реплик (из числа предложенных);
  • 10) разучивание диалога при формировании произношения; 11) самостоятельное составление диалога на заданную тему; 12) продолжение диалога по его началу; 13) трансформация диалога по различным заданиям изменение времени или места действия.Совершенствование обучения диалогической речи глухих школьников способствует развитию их речевого общения и речевого слуха. Оно осуществляется за счет частоты применяемых школьниками речевых средств, вариативности высказываний, проведенных аналогий, предугадывания ответов собеседника.За последние годы работы увеличились показатели внятности речи, речь детей стала более развернутой, насыщенной, разнообразной словарным материалом. Дети научились более широко пользоваться различными диалогическими конструкциями. Ребята стали свободнее чувствовать себя в общественных местах, проводимых совместно со слышащими детьми мероприятиях, в семье.Развитие диалогической речи у глухих учеников - очень важная часть всего учебно-воспитательного процесса, способствующая наиболее успешной адаптации глухих детей в среде слышащих.