ПРОВЕДЕНИЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОВЕДЕНИЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Автор: Бердникова Надежда Геннадьевна

Бердникова Н.Г.
ГКОУ СО Нижнетагильская школа-интернат №1 г. Нижний Тагил
ПРОВЕДЕНИЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Одним из важных структурных элементов каждого урока в частности и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся, предусмотренных обучающей программой, составленной в соответствии с образовательными стандартами.
Контроль знаний – это необходимый, важный компонент процесса обучения, он всегда находится в зоне пристального внимания учителя и свидетельствует о результатах обучения. Именно контроль знаний является средством корректировки и регулировки всего процесса и может измерить результаты учебной работы. В процессе контроля происходит систематизация, углубление и закрепление знаний, благодаря контролю могут быть выявлены недочеты и искажения в понимании учебного материала, контроль знаний активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет каждому ученику увидеть, насколько он преуспел в учебе.
Традиционно в школе применяют текущий, периодический и итоговый контроль. Самыми распространенными методами контроля знаний являются: письменный и устный опрос, ежедневная проверка домашнего задания, проверочная и контрольная работы, тестирование и т.д. Тестовый контроль как один из методов контроля знаний укрепился в школах совсем недавно и считается сравнительно новым.
Но в современном обществе все чаще и чаще стала использоваться такая форма опроса как тестирование: это и различные социологические опросы, сдача экзаменов на право вождения автомобилем, сдача ЕГЭ в общеобразовательных школах и т.д. Но учащиеся коррекционных школ в силу своих психофизических особенностей не умеют пользоваться тестом без подготовки.
Проверка знаний, как показывает опыт, в завершении какой-либо темы через проверочные, самостоятельные и контрольные работы не всегда дает полную картину результативности, иногда вызывает у детей негативное отношение к уроку, а некоторых просто пугает и напрягает. Поэтому всегда вставал вопрос, как провести текущий контроль знаний детей безболезненно для них, быстро и результативнее. Таким образом, и было принято решение составить и попробовать применить тесты и тестовые задания для текущего контроля и проверки знаний и умений учащихся.
Изучив соответствующую методическую и научную литературу, опыт коллег коррекционных школ, учитывая психофизические особенности детей, специфику коррекционного образовательного учреждения был разработан курс тестовых заданий разного уровня по математике для учащихся 5-9 классов. Данный курс был адаптирован и апробирован при текущем контроле знаний у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В 5-6 классах тесты выполняют пропедевтическую функцию, ученики только обучаются проверять свои знания с помощью теста. Для этих учащихся была выбрана закрытая форма тестовых заданий, т.е. тесты с выбором ответа (предлагается 2-3 ответа), которые даются готовыми, что облегчает вспоминание материала обучаемыми и правильный ответ только один (см. табл.1).
5.5 Меры длины, массы

п/п
Задние
Ответ
1
1 тонна
10кг
100кг
1000кг
2
1 километр
10м
100м
1000м
При проверке знаний в определении понятий и математических терминов используется открытая форма тестовых заданий. В этом случае в самом задании отсутствующее слово нужно вписать в текст задания.
В 7-8 классах целесообразно стало проводить проверку знаний учащихся по тестам, так как это давало возможность оценить всех учеников при малой затрате времени, а используя разнообразные формы проверки знаний, заранее планируя опрос, добиваться лучшего усвоения материала учащимися и решить проблему накопления оценок за четверть. Чаще здесь используются задания на соответствие между двумя группами понятий. В этих заданиях группе понятий слева нужно выбрать соответствующие из группы понятий справа. Эта форма имеет определенное сходство с закрытой формой задания, но в отличие от нее позволяет проверить больший объем знаний одновременно по нескольким понятиям(см. табл.2).
Т8.5 Периметр и площадь прямоугольника
Выбери правильный ответ
А. Площадь – это внутренняя часть геометрической фигуры
Б. Площадь – это сумма длин всех сторон фигуры
В. Площадь – это все, что находится вокруг фигуры
А
Б
В
Какое из утверждений верно
А.Периметр прямоугольника равен длине умноженной на ширину
Б. Периметр прямоугольника равен сумме длины и ширины
В. Периметр прямоугольника равен сумме длин всех его сторон
Также составлены задания на установление правильной последовательности, с помощью которых проверяются знания последовательности действия умножении и деления на двузначное число, очередности операций при выполнении действий с числами, полученными при измерении величин.
В 9-х классах при проведении мониторинговой проверки знаний по всему курсу математики для более тщательного и полного определения знаний и умений учащихся были также составлены тестовые задания. Оценка по тестовым мониторинговым заданиям является одной из составляющих частей итоговой оценки по математике, идущей в аттестат.
Данный курс тестовых заданий позволил при контрольных проверках снизить психологическое напряжение детей, снять конфликтные ситуации в классе, повысить уровень самостоятельности и мотивации учащихся к урокам математики, скорректировать самооценку, развить память, внимание, мышление, более осознанно использовать знания по математике с социальных жизненных ситуациях.
Метод тестирования, конечно, не является панацеей, поэтому нельзя обходиться только тестированием, целесообразно сочетать его и с другими методами контроля.
Список литературы
Барская Н.М. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения // Обучение во вспомогательной школе. М. 1973.
Буданцева М.Б., Агжитова Н.В. Математика. Мониторинг качества знаний 4 класс – М.,: ТЦ Сфера, 2009.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 498с.
Еременко И.Г. О дифференцированном обучении учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1983. № 2.
Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы. – М.,:- ВАКО, 2007.
Новикова Н.А. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения. // Начальная школа 2004 №1.
Яковлева Е.В. Организация дифференцированного подхода в процессе обучения. – М.:2004.