"Развитие связной речи - гендерный подход"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие связной речи - гендерный подход"
Автор: Маренченко Людмила Владимировна

Цель: познакомить педагогов детского сада с особенностями применения гендерного подхода в развитии речи ребёнка.
Мальчики и девочки – это два разных мира.
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола: Я девочка; Я мальчик. И так будет всегда.
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни. Уже на четвёртом году жизни дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола.
Учет гендерных различий в обучении и воспитании детей требует иной его организации с мальчиками и девочками. В.Ф. Базарный утверждает, что у мальчиков и девочек разный мозг, разные темпы физического созревания, разные уровни активации, разные интересы, разные эмоциональные доминанты. В связи с этим, он выдвинул идею о необходимости полоролевого дифференцированного обучения и воспитания мальчиков и девочек. Дошкольный период детства (онтогенеза) является наиболее значимым для речевого развития детей, а также гендерной социализации мальчиков и девочек. Помочь детям справиться с проблемами социализации, составной частью которой является самоидентификация мальчика или девочки, призвана зарождающаяся гендерная педагогика.
Гендерный подход в воспитании и обучении в детском саду предполагает разнообразие способов подачи учебного материала, учитывая гендерные особенности дошкольников, создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек в процессе педагогического взаимодействия, соответствие методов руководства играми их содержанию и специфике игровых стилей детей разного пола.
К концу дошкольного возраста большинство речевых навыков, основанных на многократном повторении и активно обогащающемся лексиконе, лучше развито у девочек. Логическое оперирование элементами языка и составление сложных синтаксических конструкций успешнее развито у мальчиков. Анализ связной речи показал, что лексический уровень рассказов мальчиков характеризуется большим объёмом высказывания, чем у девочек. Рассказы мальчиков содержат больше глаголов, тогда как рассказы девочек – больше существительных и прилагательных. Большее число прилагательных в рассказах девочек свидетельствует об их внимании к признакам предметов и явлений. В силу преобладания глагольной лексики высказывания мальчиков характеризуются большей динамичностью и информированностью.
Согласно многочисленным наблюдениям, девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираются на память, используя штампы. Психологи отмечают, что период включения в занятие у детей, зависит от пола. Девочки после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мы учитываем эту особенность, и самый трудный материал планируем на первую половину занятия. Девочкам быстрый темп работы мешает, они лучше работают на пошаговых технологиях, эффективнее выполняют задания не новые, а типовые, шаблонные. Учитывая все эти особенности, на занятиях мы используем красочный материал с предпочтением красного спектра, подаем материал – от частного к общему, эмоционально окрашенный.
Особенностью мальчиков, по мнению ученых-психологов, является то, что с ранних лет у них возникает острая потребность в понимании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как воспринимают его самого, что он может, кем и каким станет взрослым. Занятия для мальчиков необходимо проводить в быстром темпе – это как раз то, о чем пишет В.Ф. Базарный, мальчик готов действовать сразу, в отличие от девочки. Использование разнообразных нестандартных логических заданий в учебно-воспитательном процессе позволяет мальчикам становиться собранными, организованными, внимательными.
Работа на занятии в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений создает условия для проявления индивидуальных особенностей каждого мальчика, формирует на занятии атмосферу доверительных отношений: каждый имеет возможность высказать свою точку зрения, предложить свой вариант, привести примеры из личного опыта. Для мальчиков преимущественно использование зрительных стимулов, объяснение задания должно быть четким, немногословным.
Мы стараемся удовлетворить потребность мальчиков в соревновательности и победе. Для этого используем групповые формы работы со сменой лидера, с элементами соревновательности. Также учитываем особенности интересной мальчикам игровой деятельности, способствующей становлению мужественности. На занятиях мальчики учатся быть смелыми, выдержанными, преодолевать трудности. Мальчишкам необходимо предоставить возможность побегать, повозиться. Если и в детском саду и дома мальчики постоянно будут себя сдерживать, у них может случиться нервный срыв.
Подобраться к эмоциям мальчика особенно трудно. Используя на занятиях искусство театральных действий, музыку, мы развиваем их чувства, ведь они более уязвимы, чем девочки, их мозг предпочитает информацию радостную, позитивную. Мальчики особенно нуждаются в ощущении радости и добрых взаимоотношений. Радостный индивид в эволюции более предпочтителен, его мозг быстрее и прогрессивнее развивается. Потому что радость – это какие-то дополнительные активации всего мозга. Это прогрессивное развитие.
В учебно-воспитательной работе необходимо учитывать психофизиологические особенности детей. Для оптимального процесса обучения и воспитания использовать на занятиях принципы работы с мальчиками: быстрый темп подачи материала, высокую двигательную активность, поисковую деятельность, элементы соревновательности, большое количество логических заданий, подход к формированию правил через практические действия и очень важно, чтобы объяснение материала и инструкция к заданиям были чёткими и немногословными, а принципы работы с девочками: невысокий темп подачи материала, использование красочного материала с предпочтением красного спектра; при сообщении важного момента концентрация внимания на нём; эмоционально окрашенная подача материала; увеличение количества повторений пройденного материала; подача материала от частного к общему; подача абстрактных понятий через примеры реальных жизненных ситуаций.
План работы по гендерному развитию речи необходимо включать:
теоретический материал для семинаров и консультаций с психологов и логопедов;
консультативный материал для родителей;
организация предметно - развивающей среды;
практический материал по организации и проведению занятий с детьми с учетом особенностей пола.
Реализуя гендерный подход в воспитании и развитии речи дошкольников,мы используем следующие формы работы, методы и приемы:
- Воспитание культуры поведения мальчиков по отношению к девочкам на протяжении всего периода обучения.
- Работа по развитию связной речи в процессе театрализованной деятельности: роли для мальчиков и для девочек.
- Работа по развитию лексико-грамматического строя речи, особенно при изучении таких лексических тем как Семья (уточняется роль мужчины и женщины), Профессии (профессии для мальчиков и для девочек), Игрушки (игрушки для мальчиков и для девочек), Дикие и домашние животные и их детёныши (семьи животных: самка, самец и их детёныши), День защитника отечества (роль мужчины защитника), 8 марта (роль женщины, мамы), Человек.
Сюжетно – ролевая игра Семья
Сюжетно – ролевая игра Профессии
Проблемные ситуации с этическим содержанием, например составление рассказа по сюжетной картине Настоящий друг
Дидактические игры: Кто чем любит заниматься?, Что кому?, Я расту, Что общего, чем отличаемся?, Я такой, потому, что…, Кем быть?, Одень мальчика, одень девочку.
Вывод: таким образом, для более эффективного развития речи, необходимо учитывать гендерные особенности детей.
Подготовила материал воспитатель:Маренченко Л.В.