Тема: «Формы и содержание работы с семьей»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема: «Формы и содержание работы с семьей»
Автор: Гурьянова Оксана Александровна

ГБПОУ СО Гуманитарный колледж
План-конспект открытого урока
По дисциплине Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения
Тема: Формы и содержание работы с семьей
Группа ДО-41
Дата проведения: 1.03.2017
Время проведения: 12.40
Место проведения кааб. 219
Преподаватель: Гурьянова О.А.
Тема: Формы и содержание работы с семьей
Вид занятия: комбинированный урок
Задачи занятия:
- образовательная:формирование знаний у студентов о формах работы с родителями (родительское собрание, консультации, анкетирование по разным вопросам, защита семейных проектов, мастер-класс для родителей);
-развивающая:развивать умения правильно обобщить данные и сделать вывод, составлять план;
- воспитательная:стремиться к воспитанию чувства гуманизма, чувства такта в общении между собой и с родителями посредством решения педагогических ситуаций.
Межпредметные связи:
- Теоретические основы дошкольной педагогики: понятие об организационных формах; ФГОС ДО
- Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста: проектные технологии и их применение в дошкольном образовании;
- Правовое обеспечение профессиональной деятельности: закон Об образовании, Семейный кодекс РФ;
Хронометраж урока:
Организационный момент – 5 минут
Решение кроссворда – 10 минут
Основная часть – 60 минут
Закрепление нового материала – 10минут
Домашнее задание – 5 минут
Наглядные пособия и оборудование урока:
электронная презентация;
раздаточный материал;
педагогические ситуации (отрывки из кинофильма).
Ход урока:
Организационный момент – 5 мин.
Приветствие.
Отметка отсутствующих.
Вступительное слово преподавателя.
Решение коссворда – 10 минут
Основная часть – 60 минут
Объяснение нового материала:
- особенности организации анкетирования родителей воспитанников по разным вопросам,
- структура и особенности проведенияродительского собрания;
-структура и особенности проведения консультации для родителей;
-структура и защита семейных проектов.
Закрепление: решение педагогических ситуаций – 10 минут.
Домашнее задание – 5 минут.
12.40
Приветствие.
Отметка отсутствующих.
Тема сегодняшнего урока: Формы и содержание работы с семьей (Слайд 1)
План урока (Слайд 2)
12.43
На прошлом занятии мы рассматривали функции семьи. Сегодня я предлагаю вам проверить знания по этой теме и решить кроссворд. Я буду давать характеристику функции, а вам нужно будет вспомнить ее название. Тот, кто первый и правильно назовет функцию семьи получает фишку. Победителем станет тот, кто соберет больше фишек.
Подведение итогов.
12.55
?
?
Прежде, чем мы прейдем к рассмотрению вопросов сегодняшней темы, нам нужно вспомнить что же такое форма? Дайте определение понятию
(Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо).
Существуют различные классификации форм организации воспитательно-образовательного процесса. Наиболее распространённая классификация – в основу которой положен количественный признак. В зависимости от количества участников какие бывают формы?
(Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.Групповые
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников).
Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые из форм работы с родителями.
?
РМ 1
РМ 1
РМ 1
РМ 1
РМ 1
РМ 1
Анкетирование (слайд 3)Вам уже знакомо данное понятие. Дайте определение слову анкетирование.
Анкетирование - метод получения информации посредством письменных ответов на систему заранее подготовленных вопросов
Приступая к составлению анкеты для родителей необходимо:
- уяснить цель опроса (выявить степень удовлетворенности родителей работой дошкольного учреждения;определить направление работы дошкольного учреждения в будущем и т.д.),
- продумать место и время проведения опроса,
- проконсультироваться со специалистов.
В анкетировании могут использоваться различные группы вопросов.
Рассмотрим следующую классификацию вопросов(слайд 4):
по содержанию (Прямые вопросы нацелены непосредственно на решение задач исследования.Например, удовлетворены ли Вы работой нашего дошкольного учреждения);
Возьмите раздаточный материал № 1
Здесь представлен пример анкеты для родителей. Найдите среди предложенного перечня прямой вопрос)
Косвенные вопросы скрывают цель постановки вопроса
В этом случаекосвенныйвопрос прозвучал бы, например, так:Каково Ваше мнение об эффективности организации работы нашего дошкольного учреждения?
Найдите среди предложенного перечня косвенный вопрос)
по степени свободы ответа открытыми называются вопросы, не ограничивающие опрашиваемого. Например: Какие подвижные игры Вы знаете? Перечислите___" Такие вопросы позволяют получать ответы в естественной форме, содержащие обоснование мотивов, но в определенной степени подобные ответы, часто носящие пространственный характер, затрудняют последующую обработку полученных результатов.
Найдите среди предложенного перечня открытый вопрос
Вопросы принято называть закрытыми, если возможность выбора заранее ограничивают определенным числом вариантов ответов. Например, "Какие качества проявляет ребёнок в игре? (подчеркнуть) а. творчество, б. решительность, в. высокую эмоциональность.
Найдите среди предложенного перечня закрытый вопрос
по цели (для получения новой информации: для подтверждения каких-то данных;)
Как вы думаете в данной анкете какой вопрос направленны на подтверждение информации, а какой для получения новых данных
4) по форме (дезъюктивные - выбор одного варианта ответа, конъюктивные - выбор нескольких вариантов ответа, ранжированный вопрос для перевода качественного показателя в количественный).
Пример: Расставьте по желательности для вас следующие виды деятельности:
ловить рыбу __; собирать грибы__; жечь костер__; ходить по ягоды__; играть с друзьями__; смотреть телевизор__; работать на огороде__; работать на сенокосе__; пасти скот__; исследовать жизнь муравьев__.
Найдите примеры данных вопросов
Вопросы должны быть лаконичны и точны, соответствовать образовательному уровню респондентов. Следует избегать: формулировки двух вопросов в одном, большого объема вопросов (ответ на анкету не должен превышать 40 мин).
Рекомендуется следующая примерная модель анкеты (слайд 5)
Введениеуказывается, кто (организация) и для чего проводит анкетирование, как будут использоваться данные, гарантируется анонимность, дается инструкция по заполнению анкеты Основная часть анкеты
Вступительные вопросыпризванные заинтересовать респондента, облегчить ему включение в работу
Основные вопросыНаиболее острые, связанные с жизненно важными сферами; сложные по форме вопросы;
Заключительные вопросыОтносительно легкие вопросы, с учетом утомления респондента
Благодарность за участие в анкетировании
При самой процедуре анкетирования следует:
- исключить влияние авторитета (лица, при котором отвечающие не будут откровенны),
- не давать советоваться и обсуждать,
- учитывать условия проведения (время; настрой родителей),
- помнить, что анкетирование не должно проводиться слишком часто (около 2 -3х раз в год перед родительским собранием).
Полученные письменные ответы анализируются, могут служить основой для выявления имеющей место тенденции и формулирования определенных выводов. Погрешность от неверных, неискренних и неточных ответов тем меньше, чем больше охвачено респондентов.
Преимущество анкетирования перед другими методами получения информации в том, что этот метод очень удобен для быстрого выяснения мнений большой группы опрашиваемых. Он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и т.д.
Слабой стороной анкет является их стандартный характер, отсутствие живого контакта с опрашиваемыми, что не всегда обеспечивает достаточно исчерпывающие и откровенные ответы.
анкетирование
13.10
РМ 2
13.25
РМ 3
3.40
РМ 4
13.55
!4.05
Следующая форма, которую мы рассмотрим – родительское собрание (слайд 6)
Родительское собрание – это основная форма совместной работы воспитателя и родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности и воспитания детей в ДОО и дома
Подготовка родительского собрания (Слайд 7)
1. Можно за неделю до собрания провестианкетированиеродителей по теме собрания.Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.
2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовитьприглашениякаждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания.Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.
3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальныепамятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
4. Использоватьформы привлечения родителейна родительские собрания, как: подготовка конкурсов, выставок, поделок по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, и педагог знакомит родителей с образцами работ. На самом собрании родители выбирают лучшую работу, и победителю вручается приз.
5. Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использованамагнитофоннаязаписьответов детей на вопросы по теме собрания.
6. Изредка приглашаютсказочного герояна собрание.
7. Внимание родителей к собранию привлекают с помощью созданиясамодельных плакатовпо теме собрания.
Непосредственно перед собранием необходимо
подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами, отчествами родителей,
подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также – карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.
продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.
Проведение родительского собрания
Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и разное. Время проведения собрания – 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).
1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего. Важно учитывать актуальность рассматриваемой проблемы для родителей (выяснить актуальную тему путем анкетирования); сообщить цель родительского собрания.
2. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. На данном этапе важно продемонстрировать глубину, научность в рассмотрении проблемы (взаимодействие специалистов, изучение научной литературы, современные исследования) .
Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно использовать эффективные и разнообразные методы стимулирования активности родителей:задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д. По возможности разбираемые ситуации лучше инсценировать.
Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное – совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.
Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.
При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.
3. В третьей части родительского собрания – разное – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Обобщим все вышесказанное и выделим основные требования к проведению родительского собрания (Слайд 8,9)
Возьмите РМ 2. Познакомьтесь со сценарием родительского собрания и выделите нетрадиционные методы и приемы проведения родительского собрания.
Родительское собрание
Форма проведения: встреча-путешествие.
Выборы родительского комитета
Упражнения для родителей
Консультация для родителей (Слайд10)
Определение вы видите на слайде
Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Групповые консультации проводятся 4-5 раз в год. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить кому-то из специалистов или родителям).
Методические рекомендации по подготовке консультации для родителей(Слайд 11)
Подготовка консультации для родителей включает несколько этапов работы:
I. Выбор темы
1. Тема консультации должна соответствовать интересам родителей (по результатам анкетирования родителей, часто задаваемые вопросы).
2. Не следует выбирать слишком широкую тему. Это связано с ограниченностью докладчика во времени (10 – 15 минут).
3. Консультация должна вызвать интерес у слушателей. Она может содержать какую-либо новую и практически полезную информацию или изложение спорных точек зрения различных авторов по освещаемой проблеме.
II. Подбор материалов
Работа по подбору материалов с изучением психолого-педагогической литературы.
Изучение литературы по выбранной теме желательно начинать с просмотра нескольких источников. Это позволит получить общее представление об освещаемом вопросе. Дальнейший поиск необходимой информации предполагает знакомство с тремя группами источников. Первая группа включает монографии, научные сборники, справочники. Ко второй группе относятся материалы периодической печати — журнальные и газетные статьи. К третьей ресурсы Интернет. Материалы официального характера из Интернет должны браться только из официальных сайтов (информация на других сайтах может быть устаревшей). III. Составление плана консультации (слайд 12)
После того, как работа по подбору источников завершена и имеется определенное представление об избранной теме, можно составить предварительный план. При этом необходимо учесть, что предварительно составленный план будет и меняться, и корректироваться в процессе дальнейшего изучения темы. На этом этапе необходимо произвести анализ и оценку собранного материала, сформулировать окончательный план.
тема консультации;
цель и задачи консультации;
вопросы к родителям;
практические рекомендации для родителей;
игры, направленные на решение проблемы;
ситуации для рефлексии.
Список литературы
Приступая к работе над текстом, следует учитывать структуру его построения.
Консультация для родителей должна включать три основные части: вступление, основную часть, заключение.
Вступление представляет собой краткое знакомство слушателей с обсуждаемой проблемой Сообщение темы целей и задач) вступление непродолжительно по времени (всего 2 – 3 минуты), оно необходимо, чтобы пробудить интерес в аудитории и подготовить почву для доклада.
Основная часть (7 минут) является логическим продолжением вопросов, обозначенных автором во введении. Именно в этой части предстоит раскрыть тему консультации, привести необходимые доказательства (аргументы), представить практические рекомендации для родителей и предложить игры, направленные на решение проблемы;
Заключение имеет целью обобщить основные мысли и идеи выступления. Здесь можно обсудить педагогические ситуации по проблеме.
IV. Оформление материалов выступления
1. целесообразно использовать наглядный материал, электронную презентацию.
V. Подготовка к выступлению
- составить подробные тезисы выступления или приготовить краткие рабочие записи.
Требования к проведению консультации (слайд 13)
соблюдение этапов процесса консультирования;
содержание этапов консультирования должно соответствовать проблеме;
грамотность речи педагога;
используемые приемы общения должны соответствовать заданной ситуации (доброжелательная атмосфера, общение на равных, реализация сотрудничества с родителями)
соблюдение времени проведения консультации (10-15 минут)
Раздаточный материал 3. Пример консультации для родителей. Найдите ошибки.
тема консультации;
цель и задачи консультации;
вопросы к родителям;
практические рекомендации для родителей;
игры, направленные на решение проблемы;
ситуации для рефлексии.
Список литературы
Защита семейных проектов
Вы уже знакомы с особенностями организации проектной деятельности дошкольников.
Вспомним что такое проект
Этапы проектной деятельности
Перед вами (РМ 4) пример семейного проекта. Прочитайте и выделите структурные элементы проекта.
Слайд 14
паспорт проекта;
актуальность проекта;
цель и задачи;
ожидаемые результаты;
этапы работы над проектом;
интеграция образовательных областей;
реализация работы над проектом;
методы реализации проекта;
презентация проекта
Закрепление материала
Пед. Сит. 1
Пед. Сит. 2
Домашнее задание