Программа кружка по лего-конструированию в средней группе "Юный техник"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа кружка по лего-конструированию в средней группе "Юный техник"
Автор: Кулинка Ольга Юрьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ
  • Актуальность………………………………………………… 2
  • Направленность работы кружка…………………………….2
  • Новизна программы …………………………………………3
  • Педагогическая целесообразность ………………………….3
  • Цели программы…………………………………………….. 3
  • Основные задачи программы ……………………………….3
  • Особенности возрастной группы…………………………… 4
  • Принципы построения программы…………………………. 5
  • Методы и приемы обучения…………………………………. 5
  • Режим занятий………………………………………………… 5
  • Ожидаемые результаты освоения программы ………………6
  • Формы подведения итогов реализации образовательной программы «Юный техник»………………………………………………… 6
  • Методическое обеспечение…………………………………… 7
  • Информационное обеспечение программы………………….. 7
  • Перспективный план ……………………………………………8
  • Учебный план………………………………………………….. 19
  • Содержание программы ……………………..……………….. 20
  • Пояснительная запискаПрограмма «Юный техник» Актуальность Программа разработана на основе авторской методики Фешиной Е.В. «Лего-конструирование в детском саду».Актуальность программы Современное образование  ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более  наборов конструкторов, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.Направленность работы кружка Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. В первую очередь данная программа направлена на развитие следующих процессов:
  • Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
  • Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
  • Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
  • Игра ребенка с деталями разнообразных конструкторов близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей. Программа направлена на формирование условий  для самореализации и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитие познавательных способностей, расширение кругозора, развитие мелкой моторики рук, всестороннее развитие личности ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.Программа способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).Новизна программы Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования из различных конструкторов (ЛЕГО, магнитного, ЛЕГО-ДУПЛО, геометрических конструкторов разного типа), развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Юный техник» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Детский конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки, настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Педагогическая целесообразность:Использование различных конструкторов является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.Цели программы: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе конструирования из различных детских конструкторов.Основные задачи:Для достижения цели поставлены следующие задачи: Обучающие:
  • Формировать умение классифицировать, сравнивать, обобщать объекты.
  • Формировать умение следовать образцу, действовать по схеме.
  • Формировать умение передавать особенности предметов средствами конструкторов.
  • Формировать умение действовать в соответствии с собственным замыслом.
  • Обогащать словарный запас детей специальными терминами.
  • Развивающие:
  • Развивать внимание, память, наблюдательность.
  • Развивать пространственное ориентирование.
  • Развивать творческие способности и фантазию.
  • Развивать мелкую моторику рук, координацию движения.
  • Воспитательные:
  • Способствовать формированию коммуникативных способностей детей.
  • Воспитывать желание работать в команде, помогать друг другу.
  • Воспитывать позитивное отношение к окружающей действительности, способствовать созданию ситуации успеха у детей.
  • Особенности возрастной группы Учитывая изменения в общем психическом развитии детей 4 – 5 лет изменяется и расширяется детская деятельность, появляются предпосылки трудовой деятельности.На пятом году у детей совершенствуются способы работы с различными материалами и инструментами. Детям становится доступным выполнение более сложных практических задач, использование новых материалов и инструментов, овладение некоторыми обобщенными способами работы; в частности воспроизведением простейших образцов, изображённых на рисунке.У детей данного возраста чётко выражена направленность на получение качественного результатаРебёнок может оценить результат своего труда, соотнести с образцом, заметить недостатки, усовершенствовать. Только красивая, аккуратно сделанная игрушка удовлетворяет ребёнка.Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.Восприятие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.Память. В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Решив что-то запомнить, ребенок теперь может использовать для этого и некоторые действия, например повторение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания.Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и Т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. Воображение. Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку или постройку на заданную тему.Речь. В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и активно используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей, Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов. Принципы построения программы:Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Методы и приемы обученияПрименяются в комплексе различные методы и приемы: игровые, показ способа действия, объяснения, совет, указание, вопросы, контроль.При анализе и оценки действий детей, обязательно нужно использовать стимулирующие работу ребенка похвалу, сладкие призы, различные предметные картинки, наклейки с изображением животных, насекомых, моделей автомобилей, веселых человечков и др. Ведущий методический прием – метод практического обучения. Также присутствуют словесный метод, наглядный метод и метод проблемного обучения.На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную и комфортную атмосферу.Занятия проводятся с подгруппой детей.Режим занятийУчебный план: с 01 октября 2017 г. по 31 мая 2018 г.Количество занятий в месяц – 4Количество занятий в год – 31Продолжительность занятия: Занятия длятся по 20 минут.Занятия проводятся по вторникам с 16-00 до 16-20Структура занятий Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).Цель первой части – развитие элементов логического мышления.Основными задачами являются:Совершенствование навыков классификации.Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.Активизация памяти и внимания..Развитие комбинаторных способностей.Закрепление навыков ориентирования в пространстве.Вторая часть – собственно конструирование.Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.Основные задачи:Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами различных конструкторов.Развитие речи и коммуникативных способностей.Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.Ожидаемые результаты освоения программы.
  • Уметь различать и называть детали конструктора.
  • Иметь навыки простейшего анализа сооруженных построек (форма, величина, цвет деталей).
  • Иметь навыки конструирования: по образцу, по простейшим наглядным схемам.
  • Иметь представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина).
  • Владеть разнообразными способами скрепления деталей.
  • Иметь навыки концентрации внимания и координации движений при соединении деталей конструктора.
  • Уметь воспроизводить в постройке знакомый предмет, оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки.
  • Уметь определять изображённый на схеме предмет, называть его функции.
  • Иметь навыки конструирования: по образцу, по замыслу, по наглядным схемам (иметь представление, что схема несет информацию не только о том, какой предмет на ней изображен, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме.
  • Формы подведения итогов реализации образовательной программы «Юный техник»После каждого занятия родители знакомятся с содержанием занятия, имеют возможность рассмотреть работу и проследить динамику успехов своего ребенка. Формами подведения итогов являются: промежуточная и итоговая диагностики. Для отслеживания успешности овладения учащимися содержанием программы используется педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов активности обучающихся на занятиях, выполняемых ими заданий.Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);2) оптимизации работы с группой детей.Карта освоения конструктивно-модельной деятельностиМетоды диагностики: наблюдения, беседы с ребёнкомДанные таблицы являются основанием для планирования индивидуальной работы с конкретным ребёнком.Высокий уровень - задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям – 8-12 баллов.Средний уровень - есть 2- 4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов  4-7.Низкий бал - задание не выполнено, сумма баллов 1-3.Методическое обеспечениеОсновное оборудование и материалы, позволяющие реализовывать содержание программы:
  • учебно-тематический план;
  • методическая литература по лего-конструированию (список литературы);
  • ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий (список литературы);
  • схемы пошагового конструирования;
  • иллюстрации различных построек;
  • стихи, загадки по темам занятий.
  • Наборы конструкторов LEGO DUPLO,
  • Лего мелкий,
  • Магнитный конструктор,
  • Блоки Дьенеша,
  • Счетные палочки,
  • Геометрический конструктор,
  • Конструктор ТИКО,
  • Конструктор ТЕХНО.
  • Информационное обеспечение программыЛитература:1.Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО – Дошкольное воспитание. 2009г., № 2, стр. 48-50.2.Комарова Л. Г. «Строим из лего». ЛИНКА-ПРЕСС. Москва, 2011г.3.Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду». 2002 г.4.Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Изд-во СФЕРА, Москва, 2012г.Электронные версии:1.Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. Челябинск-2014г. 2.Кузнецова О. В. «Лего в детском саду»  3. Максаева Ю.А. «Лего - конструирование как фактор развития одарённости»  Учебный планСодержание программыЗанятие 1 Задачи: Познакомить с конструктором (мелкий лего). Развивать произвольное внимание, мелкую моторику, умение работать по образцу.Материалы: наборы мелкого конструктора лего, счетные палочки, схемы.Методы и приемы: Д/И «Выложи по памяти». Стул и стол. Детям предлагается образец схематичного изображения предмета. Затем убирается. Дети из палочек выкладывают по памяти изображение. Познакомить с названием деталей: кирпичик 1*2, кирпичик 2*2, пластина 1*2, 1*4, 1*6. Пластина 2*4, 4*4. Конструирование стол и стул. Итог: Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки, игрушки из киндер-сюрпризов. Выставка для родителей.Занятие 2 Задачи: Закреплять названия деталей конструктора, приёмы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструкторуМатериалы: наборы мелкого конструктора лего.Методы и приемы: Д/И «Найди все кубики» Учить различать с помощью осязания детали конструктора, тренировать в группировании с учётом выделения одинаковых предметов, развивать мелкую моторику. Ход игры. Педагог предлагает вспомнить, как называются детали конструктора, и разложить их на группы. Познакомить с названием деталей: балка, балка с выступами. Башня из крупного лего. Итог: Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки, игрушки из киндер-сюрпризов.Выставка для родителей.Занятие 3 Задачи: Закреплять названия деталей конструктора. Учить строить мостик, точно соединять детали, накладывать их друг на друга.Материалы: наборы крупного конструктора лего, иллюстрации с изображением мостов, наборы мелкого конструктора лего .Методы и приемы: Д/И «Составь цепочку» Цель. Учить различать детали крупного конструктора « Лего » по цвету, по форме; развивать логическое мышление. Ход игры. Педагог предлагает построить цепочку из деталей конструктора по предложенной схеме (например, белый кубик, синий кубик, зелёный кубик) продолжить цепочку, не нарушая закономерности. Беседа о мостах, рассматривание иллюстраций.Мост из крупного лего. На усложнение предложить построить мост из мелкого лего. Итог: Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки, мелкие машинки.Занятие 4Задачи: Закреплять названия деталей конструктора. Учить различать детали, определять местоположения в пространстве по словесному указанию; развивать зрительные функции. Учить строить черепаху из крупного лего.Материалы: наборы крупного конструктора лего, иллюстрации с изображением черепахи.Методы и приемы: Д/И «Найди деталь крупного лего по указанным ориентирам» Цель. Учить различать детали, определять местоположения в пространстве по словесному указанию; развивать зрительные функции. Ход игры. Педагог предлагает рассмотреть 5-8 деталей конструктора, закрепить их название. Раскладывает их на столе. По словесной инструкции педагога (например, я задумала деталь, справа от неё красный кирпичик, а слева жёлтый кубик) ребенок находит задуманную деталь.Беседа о черепахах, рассматривание иллюстраций.Прочитать стихотворение:Нет у бедной ЧерепашкиНи штанишек, ни рубашки!Голышом же, очевидно,Выходить из дома стыдно!И она на чай к знакомымХодит прямо вместе с домом.Черепаха из крупного лего. На усложнение предложить построить черепаху из мелкого лего. Итог: Для обыгрывания: деревья и фигурки животных из деревянногоконструктора «Зоопарк». Оформление выставки. Занятие 5Задачи: Познакомить с магнитным конструктором. Познакомить со свойствами магнита. Учить детей определять местоположения в пространстве по словесному указанию.Материалы: наборы магнитного конструктора, набор крупного конструктора лего, схемы построек.Методы и приемы: Д/И «Куда села бабочка» Цель. Учить детей определять местоположения в пространстве по словесному указанию с использованием игрушки бабочки, развивать зрительные функции. Ход игры. Педагог предлагает рассмотреть 7-9 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции педагога, например, «Бабочка села на белый кубик», ребенок выполняет задание. Показ магнитного конструктора, рассматривание его деталей, показ схем построек из магнитного конструктора. Постройки по замыслу детей. Итог: Организация выставки работ для родителей.Занятие 6Задачи: Закреплять навык работы с магнитным конструктором. Учить строить объемные геометрические формы из деталей магнитного конструктора. Развивать произвольное внимание.Материалы: наборы магнитного конструктора, набор крупного конструктора лего, схемы построек.Методы и приемы: Д/И «Составь цепочку» Цель. Учить различать детали крупного конструктора « Лего » по цвету, по форме; развивать логическое мышление. Ход игры. Педагог предлагает построить цепочку из деталей конструктора по предложенной схеме (например, белый кубик, синий кубик, зелёный кубик) продолжить цепочку, не нарушая закономерности. Беседа об особенностях магнитного конструктора. Конструирование объемных фигур по схеме. Итог: Организация выставки работ для родителей.Занятие 7Задачи: Закреплять названия деталей конструктора. Учить строить кран из крупного лего. Учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки.Материалы: набор крупного и мелкого конструктора лего, схемы построек, иллюстрации с изображением подъемного крана. Методы и приемы: Д/И «Найди предмет такой же формы»Учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки, развивать формовосприятие.Ход: Взрослый предлагает найти в окружающей обстановке предметы, соответствующие сенсорным эталонам (прямоугольник, квадрат, треугольник и др.) . Беседа о назначении подъемного крана, рассматривание иллюстраций.Прочитать стихотворение:Однорукий великанПоднял руку к облакам.Занимается трудом:Помогает строить дом.Он работник очень важный,Строит дом многоэтажный.Кран из крупного лего. На усложнение предложить построить кран из мелкого лего. Итог: Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки, мелкие машинки.Занятие 8Задачи: Учить строить дом и загон из крупного лего. Учить различать на ощупь детали конструктора, развивать мелкую моторику.Материалы: набор крупного и мелкого конструктора лего, схемы построек, иллюстрации с изображением животных.Методы и приемы: Д/И «Найди все кубики на ощупь» Цель. Учить различать на ощупь детали конструктора, развивать мелкую моторику. Ход игры. Педагог предлагает на ощупь в мешочке найти заданные детали. Беседа о домашних животных и месте их содержания. Рассматривание иллюстраций. Домик фермера с загоном для домашних животных. Итог: Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки, мелкие фигурки домашних животных.Занятие 9Задачи: Учить конструировать цветы из крупного лего. Учить различать детали, определять местоположения в пространстве по словесному указаниюМатериалы: наборы крупного конструктора лего, схемы построек.Методы и приемы: Д/И «Найди деталь крупного лего по указанным ориентирам» Учить различать детали, определять местоположения в пространстве по словесному указанию; развивать зрительные функции. Ход игры. Педагог предлагает рассмотреть 5-8 деталей конструктора, закрепить их название, раскладывает их на столе. По словесной инструкции педагога (например, я задумала деталь, справа от неё красный кирпичик, а слева жёлтый кубик) ребенок находит задуманную деталь. Повторить названия комнатных цветов, рассмотреть иллюстрации. Повторить строение цветка; Учить подбирать детали по цвету при конструировании цветка. Итог: Организация выставки работ для родителей «Наша клумба».Занятие 10Задачи: Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека; Учить строить домашних животных по замыслу; Воспитывать любознательность и навыки конструирования. Учить детей определять местоположения в пространстве по словесному указаниюМатериалы: наборы крупного конструктора лего, схемы построек, иллюстрации с изображением животных.Методы и приемы: Д/И «Куда села бабочка» Цель. Учить детей определять местоположения в пространстве по словесному указанию с использованием игрушки бабочки, развивать зрительные функции. Ход игры. Педагог предлагает рассмотреть 7-9 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции педагога, например, «Бабочка села на белый кубик», ребенок выполняет задание. Беседа о домашних животных. Рассматривание иллюстраций. Конструирование фигурок домашних животных по замыслу и загона для них. Итог: Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки. Оформление выставки «Наша ферма».Занятие 11Задачи: Конструирование по замыслу из лего.Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.Материалы: наборы крупного конструктора лего, схемы построек, мелкие лего-фигурки, мелкие фигурки домашних животных.Методы и приемы: Д/И «Четвертый лишний» Упражнять в умении группировать детали конструктора с учетом выделения одинаковых признаков, развивать логическое мышление, объяснительную речь.Ход игры: взрослый предлагает ребенку из четырех деталей конструктора найти деталь, не соответствующую данной группе, и объяснить свой выбор. Беседа о том, что мы научились конструировать из лего. Чтобы вы хотели построить сегодня? Итог: Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки, мелкие фигурки домашних животных и т.д. Организация выставки работ.Занятие 12Задачи: Знакомство с геометрическим конструктором. Учить конструировать колонну. Развивать умения выявлять и свойства предметов, рассуждать, аргументировать свой выбор.Материалы: наборы геометрического конструктора, схемы построек, иллюстрации с изображением домов с колоннами, блоки Дьенеша.Методы и приемы: Дидактическая игра с блоками Дьенеша «магазин» развитие умения выявлять и абстрагировать свойства предметов, развитие умения рассуждать, аргументировать свой выборДети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку.Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Беседа о колоннах и их назначении, рассматривание иллюстраций. Конструирование колонны из геометрического конструктора. Итог: Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки, мелкие машинки.Занятие 13Задачи: Конструирование по замыслу из геометрического конструктора.Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.Материалы: наборы геометрического конструктора, схемы построек, блоки Дьенеша.Методы и приемы: Дидактическая игра с блоками Дьенеша «Найди клад». Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Развивать мышление. Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку) Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель  задает наводящие вопросы. Беседа о том, что мы научились конструировать из геометрической мозаики. Чтобы вы хотели построить сегодня? Итог: Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки, мелкие машинки.Занятие 14Задачи: Знакомство с конструктором ТИКО. Учить конструировать объемные геометрические фигуры. Развивать произвольное внимание, мелкую моторику, умение работать по образцу.Материалы: наборы конструктора ТИКО, схемы построек.Методы и приемы: «Выложи из палочек» развитие произвольного внимания, мелкой моторики. развивать умения работать по образцу, сосредотачивая внимание на образце. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек. Беседа о геометрических формах. Рассматривание деталей конструктора ТИКО. Конструирование куба, шара, конуса. Итог: Организация выставки работ. Занятие 15Задачи: Учить конструировать объемные детали мебели и домашней обстановки из конструктора ТИКО. Развивать произвольное внимание, мелкую моторику, умение работать по образцу.Материалы: наборы конструктора ТИКО, схемы построек, плоские геометрические фигуры, иллюстрации с изображением мебели.Методы и приемы: Д/И «Выложи из плоских фигур» развитие произвольного внимания, мелкой моторики, развивать умения работать по образцу, сосредотачивая внимание на образце. Ребенку предлагают по образцу выложить картинку из плоских геометрических фигур. Беседа о мебели, рассматривание иллюстраций. Рассматривание деталей конструктора ТИКО, которые могут нам пригодиться. Конструирование мебели. Итог: Оформление выставки. Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки, игрушки из киндер-сюрпризов.Занятие 16Задачи: Учить конструировать дом с дверью из конструктора ТИКО. Развивать произвольное внимание, мелкую моторику, умение работать по образцу. Развивать навыки классификации по двум признакам.Материалы: наборы конструктора ТИКО, схемы построек, иллюстрации с изображением домов.Методы и приемы: Д/И с деталями конструктора ТИКО (классификация по цвету, форме). Беседа о разнообразии домов, рассматривание иллюстраций и схем конструирования из ТИКО. Рассматривание деталей конструктора ТИКО, которые могут нам пригодиться. Конструирование дома с дверью. На усложнение двухэтажного дома. Итог: Оформление выставки. Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки, игрушки из киндер-сюрпризов, мелкие машинки.Занятие 17Задачи: Учить конструировать робота из мелкого лего.Развивать произвольное внимание, мелкую моторику, умение работать по образцу. Развивать навыки классификации по двум признакам. Материалы: наборы мелкого конструктора лего, схемы построек, геометрический конструктор, игрушка робот. Методы и приемы: Д/И с деталями геометрического конструктора (классификация по цвету, форме). Познакомить с игрушкой робота. Показ способа конструирования робота из мелкого конструктора лего. Итог: Оформление выставки.Занятие 18Задачи: Знакомство со светофором. Учить конструировать светофор из крупного лего. Развивать произвольное внимание, мелкую моторику, умение работать по образцу.Материалы: наборы крупного конструктора лего, схемы построек, счетные палочки, игрушка светофор.Методы и приемы: Д/И «Выложи из палочек» развитие произвольного внимания, мелкой моторики, развивать умения работать по образцу, сосредотачивая внимание на образце. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек. Рассказ о светофоре, чтение стихотворения про светофор. Показ способа конструирования (Фешина, стр.51).Итог: Оформление выставки. Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки, игрушки из киндер-сюрпризов, мелкие машинки.Занятие 19Задачи: Учить конструировать фигурку человека из мелкого лего.Развивать произвольное внимание, мелкую моторику, умение работать по образцу. Развивать навыки классификации по трем признакам.Материалы: наборы мелкого конструктора лего, схемы построек, блоки Дьенеша, иллюстрации строения тела чеовека.Методы и приемы: Дидактическая игра с блоками Дьенеша «Найди клад». Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Развивать мышление. Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку) Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель  задает наводящие вопросы. Беседа о строении тела человека. Рассматривание иллюстраций. Обсуждение, какие детали мелкого конструктора нам понадобятся. Как сделать, чтобы руки у фигурки человечка двигались. Итог: Оформление выставки. Для обыгрывания: игрушки из киндер-сюрпризов, мелкие машинки.Занятие 20Задачи: Конструирование по замыслу. Закреплять полученные навыки работы с мелким лего. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.Материалы: наборы мелкого конструктора лего, схемы построек, блоки Дьенеша.Методы и приемы: Дидактическая игра с блоками Дьенеша «Цепочка». Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку. От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку: Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины). Беседа о том, что мы научились конструировать из мелкого лего. Чтобы вы хотели построить сегодня? Итог: Оформление выставки. Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки, игрушки из киндер-сюрпризов, мелкие машинки.Занятие 21Задачи: Учить строить загоны для животных зоопарка из мелкого лего на платформе. Развивать произвольное внимание, мелкую моторику, умение работать по образцу.Материалы: наборы мелкого конструктора лего, схемы построек, счетные палочки, карточки со схемами животных для выкладывания.Методы и приемы: Д/И «Выложи из палочек», развитие произвольного внимания, мелкой моторики, развивать умения работать по образцу, сосредотачивая внимание на образце. Ребенку предлагают по образцу выложить силуэт животного из палочек. Беседа о зоопарке и его обитателях, о том, какие загоны нужны для каждого животного. Показ схемы и образца постройки. Итог: Оформление выставки. Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки, мелкие фигурки животных.Занятие 22Задачи: Учить строить слона из крупного конструктора. Развивать произвольное внимание, мелкую моторику. Упражнять в умении группировать детали конструктора с учетом выделения одинаковых признаков, развивать логическое мышление (Фешина, стр.54)Материалы: наборы крупного конструктора лего, схемы построек.Методы и приемы: Д/И «Четвертый лишний». Упражнять в умении группировать детали конструктора с учетом выделения одинаковых признаков, развивать логическое мышление, объяснительную речь. Ход игры: взрослый предлагает ребенку из четырех деталей конструктора найти деталь, не соответствующую данной группе, и объяснить свой выбор. Продолжать знакомит с обитателями зоопарка. Рассматривание иллюстрации с изображением слона. Чтение стихотворения. Рассматривание образца. Итог: Оформление выставки. Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки, мелкие фигурки животных.Занятие 23Задачи: Учить строить обезьяну из крупного конструктора. Развивать произвольное внимание, мелкую моторику. Упражнять в умении группировать детали конструктора с учетом выделения одинаковых признаков, развивать логическое мышление (Фешина, стр.55)Материалы: наборы крупного конструктора лего, схемы построек, блоки Дьенеша, иллюстрации с изображением обезьяны.Методы и приемы: Дидактическая игра с блоками Дьенеша «Цепочка». Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку. От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку: Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.). Продолжать знакомит с обитателями зоопарка. Рассматривание иллюстрации с изображением обезьяны. Чтение стихотворения. Рассматривание образца. Итог: Оформление выставки. Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки, мелкие фигурки животных.Занятие 24Задачи: Учить строить кораблик из крупного конструктора лего. Развивать произвольное внимание, мелкую моторику, умение работать по образцу.Материалы: наборы крупного конструктора лего, схемы построек, плоские геометрические фигуры, иллюстрации с изображением кораблей.Методы и приемы: Д/И «Выложи из плоских фигур», развитие произвольного внимания, мелкой моторики, развивать умения работать по образцу, сосредотачивая внимание на образце. Ребенку предлагают по образцу выложить картинку кораблика из плоских геометрических фигур. Рассматривание иллюстраций с изображением кораблей. Чтение стихотворения. Рассматривание образца и схемы постройки. Итог: Оформление выставки. Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки, игрушки из киндер-сюрпризов.Занятие 25Задачи: Учить строить самолет из крупного конструктора лего. Развивать произвольное внимание, мелкую моторику, умение работать по образцу. Учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки, развивать формовосприятие (Фешина, стр60).Материалы: наборы крупного конструктора лего, схемы построек, иллюстрации с изображением самолетов.Методы и приемы: Д/И «Найди предмет такой же формы». Учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки, развивать формовосприятие. Ход: Взрослый предлагает найти в окружающей обстановке предметы, соответствующие сенсорным эталонам (прямоугольник, квадрат, треугольник и др.). Рассматривание иллюстраций с изображением самолетов. Чтение стихотворения. Рассматривание образца и схемы постройки. Итог: Оформление выставки. Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки, игрушки из киндер-сюрпризов.Занятие 26Задачи: Конструирование по замыслу. Закреплять полученные навыки работы с крупным лего. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства предметов.Материалы: наборы крупного конструктора лего, схемы построек, игрушки для Д/И, блоки Дьенеша.Методы и приемы: Дидактическая игра с блоками Дьенеша «МАГАЗИН», развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор. Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Беседа о том, что мы научились конструировать из крупного лего. Чтобы вы хотели построить сегодня? Итог: Оформление выставки. Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки, игрушки из киндер-сюрпризов, мелкие машинки.Занятие 27Задачи: Коллективная работа «Космодром». Учить строить ракету и космонавтов, объединять постройки общим сюжетом. Воспитывать умение работать сообща. (Фешина, стр.56)Материалы: наборы крупного конструктора лего, схемы построек, счетные палочки, карточки с силуэтами ракеты, иллюстрации с изображением космических ракет.Методы и приемы: Д/И «Выложи из палочек», развитие произвольного внимания, мелкой моторики, развивать умения работать по образцу, сосредотачивая внимание на образце. Ребенку предлагают по образцу выложить силуэт ракеты из палочек. Беседа о космонавтах и ракетах. Рассматривание иллюстраций. Показ способов конструирования ракет.Итог: Оформление выставки. Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки, игрушки из киндер-сюрпризов, мелкие машинки.Занятие 28Задачи: Знакомство с металлическим конструктором с болтами и гайками. Развивать произвольное внимание, мелкую моторику, умение работать по образцу.Материалы: наборы металлического конструктора с болтами и гайками, схемы построек, плоские геометрические фигуры.Методы и приемы: Д/И «Выложи из плоских фигур», развитие произвольного внимания, мелкой моторики, развивать умения работать по образцу, сосредотачивая внимание на образце. Ребенку предлагают по образцу выложить картинку из плоских геометрических фигур. Рассматривание деталей конструктора, показ способов скрепления деталей. Учить закручивать болты и гайки. Всем вместе попробовать сделать стул. Итог: Оформление выставки.Занятие 29Задачи: Продолжить знакомство с металлическим конструктором с болтами и гайками. Учит конструировать самокат. Развивать произвольное внимание, мелкую моторику, умение работать по образцу. Учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки.Материалы: наборы металлического конструктора с болтами и гайками, схемы построек, иллюстрации с изображением самоката.Методы и приемы: Д/И «Найди предмет такой же формы». Учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки, развивать формовосприятие. Ход: Взрослый предлагает найти в окружающей обстановке предметы, соответствующие сенсорным эталонам (прямоугольник, квадрат, треугольник и др.) Беседа о самокате, загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. Показ способов конструирования самоката. Итог: Оформление выставки. Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки, игрушки из киндер-сюрпризов, мелкие машинки.Занятие 30Задачи: Конструирование по замыслу. Мониторинг. Закреплять полученные навыки работы с различными знакомыми конструкторами. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Материалы: наборы конструкторов, схемы построек, плоские геометрические фигуры. Методы и приемы: Д/И «Выложи из плоских фигур», развитие произвольного внимания, мелкой моторики, развивать умения работать по образцу, сосредотачивая внимание на образце. Ребенку предлагают по образцу выложить картинку из плоских геометрических фигур. Беседа о том, что мы научились конструировать из различных конструкторов. Чтобы вы хотели построить сегодня?Итог: Оформление выставки. Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки, игрушки из киндер-сюрпризов, мелкие машинки.Занятие 31Задачи: Конструирование по замыслу. Мониторинг.Закреплять полученные навыки работы с крупным и мелким лего. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.Материалы: наборы крупного конструктора лего, схемы построек.Методы и приемы: Игра «Таинственный мешочек», учить отгадывать детали конструктора на ощупь. Развивать память, мышление.Оборудование: конструктивный набор Лего, мешочек. Описание игры: ведущий держит мешочек с деталями конструктора Лего. Дети по очереди берут одну деталь и отгадывают. После вытаскивают из мешочка и всем показывают. Беседа о том, что мы научились конструировать из крупного и мелкого лего. Чтобы вы хотели построить сегодня? Итог: Оформление выставки. Для обыгрывания: мелкие лего-фигурки, игрушки из киндер-сюрпризов, мелкие машинки.Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Незабудка» № 133УТВЕРЖДАЮ:Заведующий МДОУ № 133______________ О.П.ГрановаПриказ от _________2017 г. № ______ Образовательная программапо дополнительному образованию детей технической направленности «Юный техник» ( по программе Е. В. Фешина «Лего- конструирование в детском саду)Для работы с детьми 4-5 лет.Срок реализации программы – 1 год. РазработалКулинка Ольга Юрьевна:Воспитатель высшей квалификационной категорииг. Комсомольск-на-Амуре, 2017 г.