Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Радуга"
Автор: Хузина Гулниса Тальгатовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Радуга» Учитель: Хузина Г.Т.2025-2026 учебный годПрограмма внеурочной деятельности: «Радуга»Автор программы: Хузина Г.Т.Программа рассмотрена на заседании педагогического советаот «____» _____________ 2025 г., протокол № ______________Председатель _______________ ________________ подпись Ф.И.О.Пояснительная записка. Рабочая программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья ГБОУ «Нижнекамская школа № 18» 2 «А» класса. Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья – это образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся и лучшего усвоения учебного предмета «Изобразительная деятельность» по ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья – учащихся с глубокой степенью умственной отсталости второго класса. Программа «Разноцветный мир» построена на принципах интеграции трех видов искусства – изобразительного, декоративного и конструктивного, выступающих средством формирования эстетического отношения ребенка к окружающему миру. В настоящее время синтез различных видов искусства приобретает особое значение в коррекционной педагогике, так как способствует возникновению новых возможностей и путей художественного освоения действительности, раскрытию способностей личности ребенка. Значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с ограниченными физическими и умственными возможностями занимает изобразительное, декоративное и конструктивного искусство, помогающее ребенку осваивать окружающую действительность. Изобразительная деятельность, формируя практические умения изобразительного искусства, обеспечивает развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, создает благоприятные условия для коррекции отклонений в его познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах, а также формирует предпосылки для развития творческой активности. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку изобразительная, декоративное и конструктивное деятельность является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к творчеству. Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Данная работа посвящена актуальной проблеме – формированию основ коррекционной педагогики для школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). РП построена на позициях гуманно — личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.При разработке РП опорой являлись лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность, комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.Рабочая программа по трудовому направлению внеурочной деятельности «Разноцветный мир» разработана на основе программно-методического материала для детей с умеренной умственной отсталостью. Практическая значимость Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Нетрадиционное методики доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Для детей с ОВЗ может быть это одна из немногих форм выражения своего внутреннего мира. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. На коррекционных занятиях ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так важен. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:- способствует развитию уверенности в своих силах; - способствует снятию детских страхов; - способствует развитию мелкой моторики рук; -способствует получению детьми эстетического удовольствия;- формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования. Центральная идея программы: обеспечение условий для оптимального развития ребенка с ОВЗ, успешной интеграции его в социум. Цель программы:- способствовать формированию культурно-нравственных и эстетических качеств личности обучающихся, воспитанников с нарушением интеллекта. Задачи программы: Обучающие- способствовать формированию у обучающихся, воспитанников эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру через освоение художественно-культурных ценностей;- корректировать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление на основе развития зрительных и слуховых представлений;- развивать художественный вкус, умение видеть и понимать красивое; воспитывать интерес к искусству. Развивающие:
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственного воображения.
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей детей.
  • Воспитательные: - воспитание интереса к искусству: - расширение коммуникативных способностей детей: - формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. Работа строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей. Интеграция с другими образовательными областями:- социально — коммуникативное развитие- познавательное развитие- речевое развитие- художественно — эстетическое развитие- физическое развитие Для достижения поставленных целей и решения задач используются различные формы и методы работы на занятиях: групповая, коллективная, индивидуально-обособленная, экскурсии, диспуты, наблюдения, посещения библиотеки, иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение творческих работ/ Программа «Разноцветный мир» адресована учащимся 2 класса и рассчитана на 1 год (102 ч.). Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия - 40 мин. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Наиболее приемлемым и плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. СодержаниеТематический план и содержание(3 часа в неделю, 102 часа в год)Список литературы
  • Васина Н.С. Бумажная симфония / Надежда Васина. – М.: Айрис-
  • пресс, 2009.
  • Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками. – Ярославль:
  • Академия развития: Академия, К*. Академия Холдинг, 2009.
  • Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. – М.: Просвещение,2010.
  • Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для учителей специальных коррекционных школ и студентов дефектологических ф-тов педвузов. – М.: ООО «Институт общегуманитарных исследований», 2007.
  • Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение,2011.
  • Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. – М.: Просвещение,2011.
  • Коротеева Е.И. Искусство и ты /под. Ред. Б.М.Неменского. – М.: просвещение, 2003.(серия «Школа России»).
  • Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике /Сост. М.А.Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  • Парамонова Л.А. Бумажная пластика. Конструирование: Практическое пособие. – М.: «Истоки», 2013.
  • Полунина В.Н. Гербарий: Составление композиций и орнамента – М.: ООО «Издательство АСТ», 2009.
  • Программа под ред. В.В.Воронковой «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных общеобразовательных учреждений VIIIвида», Москва. «Просвещение», 2012.
  • Уотт Ф. Я умею рисовать /Пер. с англ. О.Солодовниковой. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2013.
  • Энциклопедия искусства XX века / Автор-сост. О.Б.Краснова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
  • Интернетресурсы.