Здоровьесберегающие технологии


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающие технологии
Автор: Леонтьева Халиса Фаргатовна

«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.Начало формыКонец формыСуть здоровьесберегающих технологийЗдоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
  • Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по  отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:  
  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
  • Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные (, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания,  и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
  • Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников. Картотека здоровьесберегающих технологийСуществует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.ФизкультминуткиОдним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности,  во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.Цель таких физкультминуток заключается в:
  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.  
  • Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.Дыхательная гимнастикаИзучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.Использование дыхательной гимнастики помогает:
  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.
  • На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.Пальчиковая гимнастикаПальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.
  • Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.
  • Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.Гимнастика для глазТакже к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:
  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.
  • Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.Психогимнастика  Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:
  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.
  • Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:
  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.
  • Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.РитмопластикаРитмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:
  • восполнение «двигательного дефицита»;
  • развитие двигательной сферы детей;
  • укрепление мышечного корсета;
  • совершенствование познавательных процессов;
  • формирование эстетических понятий.
  • Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.ИгротерапияВ ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.
  • Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.АроматерапияАроматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:
  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.
  • Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:
  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.
  • Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.  В нашем детском саду традиционно используется здоровьесберегающая практика, в которую входят следующие мероприятия: физкультминутки; закаливающие процедуры; элементы психогимнастики; релаксационные упражнения; двигательные упражнения статического и динамического характера; игры подвижные и малой подвижности с речевым сопровождением; логоритмика; гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая и корригирующая).Родилась идея использования нестандартных методов физкультурно-оздоровительной работы на утренней зарядке, на занятиях непосредственно образовательной деятельности, на пробуждающей гимнастике после сна и во всех видах совместной деятельности взрослых и детей. Воспитатели старших групп для проведения утренней зарядки стали внедрять нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы. Выполнение общеразвивающих упражнений во время проведения утренней зарядки сопровождается определенной музыкой, что облегчает процесс запоминания и освоения движений. Повышает эмоциональный фон, способствует развития мышления, воображения и творческих способностей ребенка.Во всех группах, особенно в младших, имеются массажные коврики. В некоторых группах с помощью родителей педагоги сделали «Коврики здоровья» с различными поверхностями, для развития тактильных ощущений: нашитые пуговицы, разного диаметра; массажные коврики с шипами разной длины, речные камни, детские следы с разными поверхностями – трубочки, шпагат, шершавая губка и др. Проходя по различным поверхностям ковриков, дети получают последовательное воздействие на биологически активные зоны, расположенные на поверхности стопы, связанные с иммунной системой, способствующие укреплению мышц стопы и голени, оказывающие положительное влияние на формирование сводов стопы.В подготовительных группах воспитатели, для того чтобы сделать физкультурные паузы интереснее и занимательнее стали использовать различные карточки и схемы. «Предметные картинки» - на карточках изображены спортивные атрибуты, с которыми предстоит действовать. «Предметно-действенные схемы» – схемы, на которых изображено двигательное действие, выполняемое одним или несколькими детьми. «Действенно-схематические модели» – схемы, на которых с помощью стрелок изображены действия с определенными предметами. «Схематические модели» – схемы, на которых изображенные действия указаны только стрелками, а дети и взрослые условными знаками. Предоставление детям на занятии свободного выбора физкультминутки стало предпосылкой проявления ими самостоятельности, инициативы, активности и творчества. Возможность выбора способствует устойчивому интересу к занятиям с разным спортивным инвентарем, пробуждает у дошкольников познавательную активность, уверенность в себе, жизнерадостность.В группах раннего возраста воспитатели используют технологию «Сухой душ». Это обруч, который обвязан атласными лентами, закреплен высоко на стене, так чтобы дети, выходя из спальни, проходили через ряд атласных лент. Ленты нежно гладят детскую кожу, при этом небольшие воздушные потоки, которые образуются от лент, также способствуют тактильным ощущениям. Детям очень нравиться эта процедура, после сна настроение у них улучшается, также у детей формируются элементарные представления о здоровом образе жизни.С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, я провожу физкультминутки.Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.Физкультминутки проводятся мной по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и других статичных занятиях. Длительность составляет 2-3 минуты.Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений по типу логоритмики, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, в виде танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка сопровождается текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия. Важное  место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры.  Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Я использую  в своей работе пальчиковые игры  Е. Железновой, О. Узоровой, которые проводятся под музыку. Несложная, легко запоминающаяся мелодия  и доступные движения позволяют включать пальчиковые игры в занятия с трехлетнего возраста (вторая младшая группа). Тексты для этих игр должны быть довольно-таки простыми -  русские народные песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения.Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.1.2. Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий на занятиях в ДОУ.    В процессе воспитательно – образовательной работы возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Совокупность методов и приемов в развивающей работе педагога затрагивает формирование представлений об окружающем мире, социальных явлений и навыков поведения, основы личностной культуры, определенных психических процессов. В практической деятельности воспитателя можно применять различные методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые помогут в образовательно – развивающей работе на разных этапах занятия.
  • Дыхательная гимнастика может включать многие хорошо известные упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.   В каждое занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек; задувание свечи; дутье во всевозможные дудки; надувание мыльных пузырей; дутье на вертушки и многое другое. По мере овладения упражнениями детьми добавляются новые.
  • Глазодвигательные упражнения (вверх – вниз, вправо – влево,           вдаль – близко) позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма.
  • В развитии общей и ручной моторики используются комплексы физминуток, которые подбираются к изучаемым на занятии темам и проводятся в игровой форме.
  • Основные задачи физминутки – это:- снять усталость и напряжение;- внести эмоциональный заряд; - совершенствовать общую моторику;- выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.    В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
  • Для развития ручной моторики используются самые разные тренажеры: шнуровки; застегивания пуговиц, молний и кнопок; игрушки – вкладыши типа матрешки; игры – нанизывания на шнур; тренажеры с надавливаниями кнопок и клавиш и многое другое.
  • Большим успехом у детей пользуется массажер Су Джок – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, где располагаются системы соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на определенные точки при помощи различных приспособлений (колючих шариков, валиков, ребристой «травки»), мы можем управлять соответствующими им органами или системами.
  • Аурикулотерапия: система лечебного воздействия на точки ушной раковины (принцип как и в Су Джоке). Данный вид массажа очень действен, так как при этом идет непосредственно в ствол головного мозга и далее в его кору, минуя сегментарный аппарат спинного мозга. Он показан детям практически от рождения, так как помогает лучше работать всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память. Воздействие осуществляется путем массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до легкого покраснения и появления чувства тепла.
  • Кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. В работе с детьми используют комплекс кинезиологических упражнений: «Колечко» (соединяя большой палец поочередно с остальными), «Кулак – ребро – ладонь» (последовательно много раз), «Пальчики обеих рук здороваются», «Замок» и другие. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка исчезают явления дислексии (нарушения письма), развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.
  • Развитие основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная  гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала соблюдается определенная последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
  • Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи.
  •     Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи, ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения дошкольников. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития.    Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности  и поведении ребенка.        В своей работе, на занятиях по развитию речи, я использую разнообразные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, глазотерапия, музыкотерапия, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, точечный массаж, самомассаж и т.д.    Я применяю следующую схему построения занятий:
  • в организационный момент я включаю релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;
  • в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;
  • в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико – грамматического строя речи;
  • физпаузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей;
  • предусматриваются так же задания на коррекцию психофизических функций (в зависимости от времени и количества детей).
  •     Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в свою работу я включаю здоровьесберегающие технологии, которые способствуют интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата.
  • Здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию речи
  •     Представляю вам ряд здоровьесберегающих технологий, используемых мною на занятиях по развитию речи.Дыхательные упражнения в игровой форме    Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и веселых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.    Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счет ведем про себя): вдох носом 1 – 3, пауза – 1, выдох ртом 1 – 6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным, щеки не надувать. Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3 – 4 раза. Каждому упражнению соответствует картинка с движущейся частью. На картинке представлен несложный сюжет, доступный для понимания ребенка. Кроме основной задачи (формирование длительного выдоха), иллюстрации можно использовать для развития ситуативной речи, уточнения грамматических категорий. Каждая иллюстрация дополняется коротким стихотворением, раскрывающим сюжет. Это повышает интерес детей к занятиям, развивает их память, внимание и способствует созданию эмоционально – положительной, здоровьесберегающей обстановке на занятии. [прил.1]Артикуляционная гимнастика    Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому помогут научиться артикуляционные гимнастики и упражнения.Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого аппарата дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.2. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».3. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям научиться говорить правильно, четко и красиво.Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой:- Сначала знакомим детей с основными положениями губ и языка с помощью веселых историй о Язычке. На этом этапе они должны повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторять с ними все упражнения не менее 5-6 раз.- Не забываем выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.    Далее приводятся различные игровые упражнения для развития артикуляционного аппарата, следствием чего является улучшение звукопроизношения, которые целесообразно использовать на занятиях по развитию речи.Приведу пример одной из  сказочной истории из жизни Язычка.История №1 «Домик для Язычка».    Жил – был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если не было у него своего домика? Язычку ничего не оставалось, как жить на улице, а там: осенью – дождь, зимой – снег. Плохо было Язычку. Он часто простужался и болел. Но вот однажды нашел Язычок себе домик – (какой?) – рот и очень обрадовался. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери – (какие?) - первая дверь – губы, вторая – зубы. В доме Язычка не было окон, но зато были построенные стены: они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Правильно, это щеки. А потолок был твердым и назывался небо. В домике у Язычка было тепло и не было сквозняков. [прил.2]Развитие возможностей мелкой моторики    Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. Владея своими руками, ребенок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное – развитая моторика рук способствует развитию речи. При планировании работы над развитием руки я придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения, игры с прищепками, ниткография, су – джок терапия. Подробнее остановлюсь на тех приемах работы, которые я использую наиболее часто.Пальчиковые игры и упражнения    Пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые на занятиях, оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.    В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:
  • Во – первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.
  • Во – вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.
  •     В своей работе я использую следующие пальчиковые игрыСу-джок  терапия в коррекционно – речевой практике    В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе успешно апробировала метод использования су – джок терапии.    Использование су – джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико – грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.    Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико – грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность  занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.    Приведу несколько вариантов работы с использованием су-джок колец:
  • Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой затем на левой руке.
  •  Ребенок зажимает массажные кольца между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.
  •  Дети работают по инструкции взрослого. Надень колечко на мизинец правой руки и т.д. Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец. Дети называют, на какую руку и какой палец надето колечко.
  •     Применение таких альтернативных приемов и методов способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду. [прил.4]ЗаключениеТаким образом,  здоровьесберегающие технологии используемые в работе с детьми  позволяют своевременно скорректировать имеющиеся нарушения  речи у ребенка и в дальнейшем  окажет существенное влияние на качество школьного обучения.Процесс формирования речи осуществляется на основе междисциплинарного подхода, который позволяет в комплексе решать логопедические и психологические вопросы развития речи детей.  Данный проект помог детям преодолеть имеющие нарушения речи,  чтобы они  хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.    И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Это важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.   Бармак уеннарыБармак уеннары сабыйлар усешендә зур роль үти. Андый уеннар баланың баш миен эшләтә һәм тизрәк «телен ачарга» ярдәм итә.Сабый әле бик кечкенә булганда, аның бармакларын сыйпарга кирәк, уч төбенә узегезнең бармагыгызны куярга мөмкин-ул үзенә күрә массаж була.Бала үсә бара, бармак уеннарына күчә алабыз, моның өчен безгә татар халык иҗаты ярдәмгә килер:):Бу бармак-бабай,Бу бармак-әби,Бу бармак-әти,Бу бармак-әни,Бу бармак-нәни бәби,Аның исеме- чәнти!================Баш бармак баш кашый,Имән бармак имән ташый,Урта бармак утын яра,Атсыз бармак ат җигә,Чәнти бармак чәй эчә.================Баш бармак,Балан ияк,Урта тияк,Әби-чеби,Нәни бәби.================Карга килер — казан асар,Торна килер — тоз салыр,Саескан килер — салма салыр,Песнәк килер — пешерер,Чыпчык килер — төшерер,Моңа бирер, моңа бирмәс,Моңа бирер, моннан әлыр,Кетер, кетер, кетер,Казан төбен кимер…(Чәнти бармагын тотып, баланың уч төбен кытыклыйлар.)================Бер — бермәк,Ике — икмәк,Дүрт — дүртмәк,Биш — бишмәт,Алты — атмак,Җиде — җитмәк, Сигез — сикмәк,Тугыз — тукмак,Ун — уймак,Таба тулы коймак,Мә сиңа да бер бармак!(Балага бер бармак тоттыралар.)================(Баланың кул аркасын сыйпап.)Песикәй, песикәй,Ала мәче сөт эчә,Кара мәче күз кыса.Кит дигәндә китмәсәң,Лапасага чәп итә.(Алып өлгермәсә,кул сыртына «чәп» итәләр.)===============— Монда май бар иде, май кая китте?— Песи ашап китте.— Песи кая китте?— Салам астына кереп китте.— Салам кая китте?— Сыер ашап китте.— Сыер кая китте?— Көтүгә китте.— Тебәй, тебәй, тебәй!(учны кытыклыйлар)================— Бармак, бармак,Кайда булдың?— Бу абый беләнУрманга бардым.Бу абый беләнКырда йөгердем.Бу абый беләнБотка ашадым.Бу энем беләнҖыр җырладым.================Олыга — утын ярырга,Ә сиңа — чыгып алырга,Уртага — мичкә ягарга,Ә сиңа — казан асарга,Чәнтигә — җырлый башларга,Дусларның күңелен ачарга.================Уенчыкларның исемнәрен әйтә-әйтә, балалар бармакла- рын бөгеп баралар. ** Бабай алды барабан, Әби алды бөтерчек, Әти алды машина, Әни алды сикергеч, Ә мин алам бер зур туп, Уйныйм, тупны сикертеп.================== ** Баш бармагым туп була, Имән бармак — бөтерчек. Урта бармак була шакмак, Атсыз бармак — сикергеч. Чәнти бармак — барабан, Сана, әйдә, яңадан.==================== ** Бу бармак — кыяр, Бусы — кәбестә, Бу бармак — кишер, Бусы — чөгендер, Ә бусы суган булды — Менә кәрзинем тулды. (бармакларны йодрыклыйлар)=================== ** Баш бармак була бүре, Имән бармагым — төлке, Урта бармагым — керпе, Атсыз бармагым — аю, Чәнти бармагым — куян, Куянны кая куям? =================Баш бармагым — биюче, Имән бармак — итекче. Урта бармак — укытучы, Атсыз бармак — аучы. Чәнти бармак кем була? Читек чигүче була. ================Бу бармак- әти, Бу бармак- әни, Бу бармак- бабай, Бу бармак- әби, Бу бармак- малай, Яшәве бергә шулай- Бик күңелле , бик кызык, Кабатлыйк кызып-кызып: Бу бармак- әти, Бу бармак- әни, Бу бармак- бабай, Бу бармак- әби, Бу бармак- кыз. Күпме шатлык, күпме наз! Борчулар булсын бик аз! Бик бәхетле гаилә: Әти, әни, бабай, әби, Малай, кыз да биредә, Яшик гел бергә-бергә, Булып тату гаилә, Кушылыгыз Сез безгә! ( Яңадан бармак уены кабатлана).================Яшелчәләрне истә калдырыр өчен бармак уены. Бу бармак- кабак, Бу бармак- борыч, Бу бармак- кишер, Бу бармак- кыяр, Бу бармак- суган. Яшелчә быел уңган, Бакчабызда бар да бар! Шунсы кызык, болар барсы Кәрзингә ничек сыйган? Бу бармак- чөгендер, Бу бармак- сарымсак, Бу бармак- баклажан, Бу бармак- помидор, Бу бармак- бәрәңге. Бик тиз җыеп бетердек, Ярый әле өлгердек. Җәйге яңгыр килеште, Яшелчәләр тиз үсте.================Бу бармак-груша, Бу бармак-чия, Бу бармак-персик, Бу бармак-лимон, Бу бармак-алма. Кайсы үсә бакчада, Кайсы бардыр сатуда. Витаминнарга бик бай, Бик куана кыз, малай.================Бу бармак-виноград, Бу бармак-ананас, Бу бармак-абрикос, Бу бармак-апельсин, Бу бармак-мандарин. Ашап кына өлгер син! Китергәннәр ерактан, Кышка-язга карамый, җиләк-җимеш яшелчәне Бутап әйтү ярамый! күчә алабыз, моның өчен безгә татар халык иҗаты ярдәмгә килер:):Бу бармак-бабай,Бу бармак-әби,Бу бармак-әти,Бу бармак-әни,Бу бармак-нәни бәби,Аның исеме- чәнти!================Баш бармак баш кашый,Имән бармак имән ташый,Урта бармак утын яра,Атсыз бармак ат җигә,Чәнти бармак чәй эчә.================Баш бармак,Балан ияк,Урта тияк,Әби-чеби,Нәни бәби.================Карга килер — казан асар,Торна килер — тоз салыр,Саескан килер — салма салыр,Песнәк килер — пешерер,Чыпчык килер — төшерер,Моңа бирер, моңа бирмәс,Моңа бирер, моннан әлыр,Кетер, кетер, кетер,Казан төбен кимер…(Чәнти бармагын тотып, баланың уч төбен кытыклыйлар.)================Бер — бермәк,Ике — икмәк,Дүрт — дүртмәк,Биш — бишмәт,Алты — атмак,Җиде — җитмәк, Сигез — сикмәк,Тугыз — тукмак,Ун — уймак,Таба тулы коймак,Мә сиңа да бер бармак!(Балага бер бармак тоттыралар.)================(Баланың кул аркасын сыйпап.)Песикәй, песикәй,Ала мәче сөт эчә,Кара мәче күз кыса.Кит дигәндә китмәсәң,Лапасага чәп итә.(Алып өлгермәсә,кул сыртына «чәп» итәләр.)===============— Монда май бар иде, май кая китте?— Песи ашап китте.— Песи кая китте?— Салам астына кереп китте.— Салам кая китте?— Сыер ашап китте.— Сыер кая китте?— Көтүгә китте.— Тебәй, тебәй, тебәй!(учны кытыклыйлар)================— Бармак, бармак,Кайда булдың?— Бу абый беләнУрманга бардым.Бу абый беләнКырда йөгердем.Бу абый беләнБотка ашадым.Бу энем беләнҖыр җырладым.================Олыга — утын ярырга,Ә сиңа — чыгып алырга,Уртага — мичкә ягарга,Ә сиңа — казан асарга,Чәнтигә — җырлый башларга,Дусларның күңелен ачарга.================Уенчыкларның исемнәрен әйтә-әйтә, балалар бармакла- рын бөгеп баралар. ** Бабай алды барабан, Әби алды бөтерчек, Әти алды машина, Әни алды сикергеч, Ә мин алам бер зур туп, Уйныйм, тупны сикертеп.================== ** Баш бармагым туп була, Имән бармак — бөтерчек. Урта бармак була шакмак, Атсыз бармак — сикергеч. Чәнти бармак — барабан, Сана, әйдә, яңадан.==================== ** Бу бармак — кыяр, Бусы — кәбестә, Бу бармак — кишер, Бусы — чөгендер, Ә бусы суган булды — Менә кәрзинем тулды. (бармакларны йодрыклыйлар)=================== ** Баш бармак була бүре, Имән бармагым — төлке, Урта бармагым — керпе, Атсыз бармагым — аю, Чәнти бармагым — куян, Куянны кая куям? =================Баш бармагым — биюче, Имән бармак — итекче. Урта бармак — укытучы, Атсыз бармак — аучы. Чәнти бармак кем була? Читек чигүче була. ================Бу бармак- әти, Бу бармак- әни, Бу бармак- бабай, Бу бармак- әби, Бу бармак- малай, Яшәве бергә шулай- Бик күңелле , бик кызык, Кабатлыйк кызып-кызып: Бу бармак- әти, Бу бармак- әни, Бу бармак- бабай, Бу бармак- әби, Бу бармак- кыз. Күпме шатлык, күпме наз! Борчулар булсын бик аз! Бик бәхетле гаилә: Әти, әни, бабай, әби, Малай, кыз да биредә, Яшик гел бергә-бергә, Булып тату гаилә, Кушылыгыз Сез безгә! ( Яңадан бармак уены кабатлана).================Яшелчәләрне истә калдырыр өчен бармак уены. Бу бармак- кабак, Бу бармак- борыч, Бу бармак- кишер, Бу бармак- кыяр, Бу бармак- суган. Яшелчә быел уңган, Бакчабызда бар да бар! Шунсы кызык, болар барсы Кәрзингә ничек сыйган? Бу бармак- чөгендер, Бу бармак- сарымсак, Бу бармак- баклажан, Бу бармак- помидор, Бу бармак- бәрәңге. Бик тиз җыеп бетердек, Ярый әле өлгердек. Җәйге яңгыр килеште, Яшелчәләр тиз үсте.================Бу бармак-груша, Бу бармак-чия, Бу бармак-персик, Бу бармак-лимон, Бу бармак-алма. Кайсы үсә бакчада, Кайсы бардыр сатуда. Витаминнарга бик бай, Бик куана кыз, малай.================Бу бармак-виноград, Бу бармак-ананас, Бу бармак-абрикос, Бу бармак-апельсин, Бу бармак-мандарин. Ашап кына өлгер син! Китергәннәр ерактан, Кышка-язга карамый, җиләк-җимеш яшелчәне Бутап әйтү ярамый!ФизминуткаларҖил.Җил исә, исә-исә, Агачларны селкетә.Җил тына-тына, тына, Ә агачлар үсә дә үсә, үсә дә, үсә.СәгатьСәгать йөри “келт-келт”, Ул уяна иртүк: тук-тук. Ялкауларны яратмый: юк-юк.КояшБалалар чүгәләп утырганнарКояш күтәрелә.Кинәт җил чыкты: Яшен яшьнәде, Яңгыр ява башлады. Яңгыр туктады. Яңадан кояш чыкты.Шаян балаларБигрәк шаян инде без, Тик тормыйбыз бер дә без. Кулларны күтәрәбез, Аннары төшерәбез. Чүгәлибез, торабыз, Башны уңга борабызАннан сулга карыйбыз Һәм сикерә башлыйбыз. Шул арада иелеп, Басарга өлгерәбез. Тирән итеп сулыйбыз, Ял итәргә туктыйбыз.===========Чәбәк-чәбәкЧәп-чәп, чәбәкәй, Кулларыбыз бәләкәй,Ә хәзер тизрәк-тизрәк Чәбәклик куңеллерәк.Без иде хәзер зурларБез иде хәзер зурлар,Күп эшли безнең куллар. Без идән дә юябыз, Без керләр дә уабыз, Гөлләргә су сибәбез. Менә шундый уңган без, Менә шундый булган без.******************Бергәләшеп без басыйк Бик зур түгәрәк ясыйк Кояшның җылы нурыннан Йөрәкләргә көч алыйк. Татулашыйк, дуслашыйк, Шөгылебезне башлыйк.*****Киек казлар очалар, Зәңгәр күлгә төшәләр, Рәхәтләнеп йөзәләр, Чирәм буйлап йөриләр. Аннан алар торалар, Канатларын кагалар Җилпенеп талпыналар Бик еракка очалар.*****Сазлыктагы бакалар Бик иртә уяндылар. Бата-калка, бата-калка Битләрен дә юдылар. Аннан ары зарядкага Тезелешеп бастылар: Уңга-сулга, уңга-сулга Алга-артка, алга-артка Утырдылар, тордылар. Сузылып киерелделәр, Дәрескә тотындылар.*****Матур сүзләр уйладык Ял итәргә туктадык. Җилкәләрне турайттык, Тирән итеп суладык, Башны як-якка бордык, Чүгәләдек һәм тордык, Бер урында йөгердек, Аннары соң сикердек. Сузылдык –киерелдек. Югарыга үрелдек. Соңыннан тынычланып Шөгыльне дәвам итик.*****Уң кул ягыңда-уң як, Сул кул ягыңда-сул як. Уң як, сул як, уң як, сул як, Истә калсын ныгырак.*****Бергәләп басыйк әле Түгәрәк ясыйк әле Менә нинди түгәрәк! Бик кечкенә түгәрәк. Кулны кулга тотынып Артка таба барабыз Менә нинди түгәрәк! Бигерәк зур түгәрәк! Түгәрәктә йөрибез Тыпыр-тыпыр биибез.*****Куян килгән урманнан, Ерак диеп тормаган. Уйный балалар белән, Колакларын селкетә, Сикергәләп тә китә, Сикерәләр балалар, Аннары кул чабалар.************Куян күзен ачуы Төпкә менеп басуы 1-2-3 утыра 1-2-3 ул тора Алан тулы төп тә төп, Сикерәләр дөп тә дөп Кинәт читкә тартыла Һәм урынына утыра.*****Без әле бераз ардык, Ял итәргә уйладык: Башны иябез алга, Ә аннары-артка. Уңга-сулга борабыз, Аннан карап торабыз. Иң өстен сикертәбез, Кулларны биетәбез. Бер алга, бер артка сузып Күңелле ял итәбез.*****Идәндәге чебеннәр Парлашып биеделәр. Бии торгач ардылар: Йончыдылар, талдылар. Әйләнделәр, борылдылар Як якка күз салдылар: Күрделәр үрмәкүчне Хушларыннан яздылар.ҮсәмМин әле бик кечкенә, Миңа бары өч кенә. үсә-үсә зур булам, Бик матур малай (кыз) булам. КошларКошлар булып очабыз, Аннан җиргә кунабыз, Бераз ял итәбез дәТагын очып китәбез. Нәниләрәй нәниләр, нәниләр,Арыдык без, дип әйтмиләр.,Аякларын күтәреп,Матур итеп атлыйлар. Хәзер барабыз артка, Егылмыйча, син атла.Бер, ике, бер, ике!Егылмыйча, син атла. Без шулай ял итәбезБез әле бераз арыдык,Ял итәргә уйладык.Башны иябез алга,ә аннары – артка.Уңга, сулга борабыз,Аннан карап торабыз.Иң өсләрен сикертәбез,Кулларны биетәбез.Бер алга, бер артка сузып,Күңелле ял итәбез.Матур тубымМинем тубым бигрәк җитез, Матур итеп сикерә. сикерәләр,әгәр тотып өлгермәсәң, әллә кая йөгерә. Уңган балаларБезнең нәни аяклар Шәп итеп йөгерәләр.Куллар да калышмыйлар,Чәп-чәп итеп бииләр.Шушы нәни балалар чүгәләп, Уенчыклар җыялар да Урыннарга куялар.КуянкайТәрбияче. Ап-ак куян утырган,Колакларын селкетә.Балалар. Менә шулай, менә шулай Колакларын селкетә. Тәрбияче. Куян, туңа башлагач,Тәпиләрен җылыта.Балалар. Менә шулай, менә шулай Тәпиләрен җылыта. Тәрбияче. Куян тагы да туңа,Сикергәләп тә куя.Балалар. Менә шулай, менә шулай Сикергәләп тә куя. Тәрбияче. Кем куянны куркытты?Куян сикереп качты.Балалар. Менә шулай, менә шулай Куян сикереп качты. Кар бөртегеКар бөртеге өйгә керде, өй эчендә очып йөрде, Менә шулай, менә шулай, Менә шулай, менә шулай. Кар бөртеге бик аз очты, Суздык аңа җылы учны, Менә шулай, менә шулай, Менә шулай, менә шулай. Кышкы урмандаКышкы урманга килдек, Матур урыннар күрдек. Тун кигән каен – уңда, Ямь-яшел чыршы – сулда. Кар бөртекләре оча, әйләнеп җирне коча. әнә куян сикерә, Ул бүредән элдертә. Кызылтүшләр очалар, Бигрәк тә матур алар. Урманда рәхәт булса да, өйгә кайтыйк, балалар.