«Использование игровой технологии квест – игры в работе с детьми дошкольного возраста при ознакомлении с историческим наследием страны»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование игровой технологии квест – игры в работе с детьми дошкольного возраста при ознакомлении с историческим наследием страны»
Автор: Титова Елена Александровна

Семинар-практикум для педагогов ДОУ«Использование игровой технологии квест – игры в работе с детьми дошкольного возраста при ознакомлении с историческим наследием страны»Подготовил воспитатель МАДОУ №219:Титова Е.А. Развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность воспитанника, активизация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности детей, расширение сферы его интересов и интеллектуальных запросов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения. В чем новизна игровой технологии квест?Данная технология дает возможность педагогу создать условия для развития всех видов деятельности ребенка. Форма проведения образовательной деятельности в виде квест – игры нестандартна, интересна и увлекательна для детей.Так что же такое «квест»?Понятие квест (англ. Quest) – обозначает «поиск предметов, поиск приключений».До определенного времени квесты и педагогика существовали параллельно и не были связаны между собой. Революция в этом вопросе произошла благодаря компьютерным технологиям. В педагогику квест - технология пришла из мира компьютерных игр в конце XX века, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Все эти задания выполнялись в виртуальном мире.Образовательный квест – это педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие - либо ресурсы. Квесты помогают активизировать детей, родителей, и педагогов. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества.Цель квест – игры в ДОУ – активизация познавательных и мыслительных процессов детей дошкольного возраста.Правила квест – игры: - Проводить квест –игры можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортивный или музыкальный зал, так и на улице во время прогулки. - Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах. Старшие дошкольники с восторгом воспринимают такую интересную форму образовательной деятельности.Продолжительность квест – игры немного больше, чем обычное занятие, и составляет:20–25 минут для младших дошкольников;30–35 минут для воспитанников средней группы;40–45 минут для старших дошкольников.Классификация квестов- кратковременные (углубление или закрепление знаний, рассчитаны на 1-3 занятия)- долговременные (рассчитаны на длительный срок) По структуре сюжета различают:-Линейный квест – содержание построено по цепочке, разгадаешь одно задание, получишь следующие и так пока не дойдешь до финиша.- Штурмовой квест – каждый игрок решает свою цепочку заданий, чтобы в конце собрать их- Кольцевой квест – на задания отправляются по кольцевой траектории, выполняя их вновь и вновь возвращаются в пункт А или когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели, к пункту А.-По доминирующей деятельности:- экологические квесты («По страницам Красной книги», «Путешествие к Тундровичку»)- краеведческие квесты («Мой любимый город»)- литературные квесты («Путешествие в страну сказок»)- квест – игры по речевому развитию («Новогодняя чехарда»)- квест – игры по основам безопасности и жизнедеятельности («Путешествие по улицам- патриотические квест – игры («Россия – Родина моя», «Зарница»)- квест – игры по знакомству с народным творчеством («Матрешка – путешественница»)Примеры оформления игрового маршрута- Маршрутный лист. Загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.- «Волшебный клубок». К нити прикреплены записки с названием пунктов следования. Разматывая клубок дети перемещаются от станции к станции.-«Карта» — изображение маршрута в схематической форме.-«Волшебный экран» — планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.-«Следы». Пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан.-«Тайник». Капсула с подсказкой может спрятаться в одном из воздушных шариков или в ёмкости с песком, крупой, водой. Заключение – суммируется опыт, подводятся итоги, приз.Воспитатель ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;Информационная - приобретение детьми нового знания; Мотивационная - побуждение детей и родителей к дальнейшему расширении информационного поля; Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.  Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?».Памятка воспитателям «О чём нужно помнить при подготовке квеста»-Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т. Д-Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике.апрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей. Помните, безопасность превыше всего!-Эстетическую привлекательность создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты.-Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив.-Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом.-Роль педагога — направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно.В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.Тематика квест – игр может быть разнообразна. Это могут быть экологические, спортивные, математические, литературные и др. квесты. Данную технологию можно использовать и при ознакомлении детей с национальным, культурным и историческим наследием страны.Квест-игры по историческому просвещениюУказ президента от 08.05.24г. № 314 п.8 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» ставит Цель – сформировать общероссийскую гражданскую идентичность и укрепить общности Русского мира на основе традиционных российских духовно- нравственных и культурно-исторических Ценностей. Первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению необходимо формировать еще до школы. Приобщение детей дошкольного возраста к истории своего народа, его наследию способствует воспитанию уважения и гордости за землю, где они живут. Цепочка должна быть выстроена таким образом: Семья – Детский сад – Родной город – Родная страна.Наиболее запоминающейся и эффективной при ознакомлении детей с историческим наследием страны является технология квест-игры, где дети сами будут активными участниками и возможно широко использовать наглядность. Практическая часть