Приемы формирования читательской грамотности на занятиях русского языка и литературы
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приемы формирования читательской грамотности на занятиях русского языка и литературы
Автор: Дроздова Наталья Александровна
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературыКак сохранить ценность книги для подрастающего поколения? Как это ни печально, но в условиях стремительного развития мира, информационно-коммуникационных технологий в обществе сокращается доля читающего населения. Снижение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности и культуры. Данная проблема огромна – это проблема не только учителей, библиотекарей, а, прежде всего, целого общества. Поддержка интереса к чтению встала в ряд задач государственной важности, которую должен решать, в том числе, и каждый учитель русского языка и литературы. Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества. Формирование жизнеспособного молодого поколения - одна из главных стратегических задач нашей страны, а неутешительные результаты детей в международном тестировании PISA на понимание текста (33 место среди 40 стран) говорят о необходимости формулировать национальную программу по развитию читательской грамотности.А что такое читательская грамотность? Еще в 19 веке знаменитый русский педагог, писатель Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело». Читательская грамотность –способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Для того чтобы развивать читательскую грамотность обучающихся, необходимо сформировать у них читательские умения и навыки. К ним относятся следующие: находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать, осмысливать и оценивать содержание и форму текста, использовать информацию из текста для решения практической задачи и применять в жизни.В связи с этим перед учителем русского языка и литературы встаёт задача – помочь обучающимся овладеть навыками читательской грамотности. Существует огромный арсенал приемов формирования и развития этих навыков. Сегодня я бы хотела поделиться с вами приёмами, которые использую я на своих уроках, а прежде всего приемами технологии развития критического мышления.Данная технология обеспечивает наполнение урокаспецифическим содержанием, а выбор приемов и способов освоениятекста, позволяет сформировать необходимые читательские умения.Одни приемы направлены на развитие навыков вдумчивого и осмысленного чтения, другие — на дискуссионные формы работы, третьи — на рефлексию... 1. "Чтение с остановками"это прием смыслового чтения. Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: текст читают с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания текста, другие – на прогноз содержания последующего отрывка. Единственное требование — текст должен быть незнакомым. 2.«Кластер»Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом». Он не только помогает систематизировать информацию, но и способствует установлению причинно-следственных связей между элементами. На слайде вы видите кластер, составленный во время анализа образа Раскольникова -героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 3. «Толстые» и «тонкие» вопросы«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся потексту, при котором «тонкий» (репродуктивный) вопрос предполагает краткий, однозначный ответ, а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, развернутых рассуждений.Как формулируются «тонкие» и «толстые» вопросы показано на слайде. Например, вопросы по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»:1. Как звали полицейского надзирателя? - тонкий вопрос2. Что нес городовой в решете?- тонкий вопрос3.Почему Очумелов все время менял свое мнение? - толстый вопрос.Вопросы могут составить как ученики, так и учитель.Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, заставляет размышлять над прочитанным, воспитывает вдумчивого читателя.Приемы технологии развития критического мышления помогают включить обучающихся в совместную деятельность и способствуют формированию следующих умений: работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях, понимать трудный, информационно насыщенный текст. Перечисленные умения как раз и помогают сформировать читательскую грамотность.