Чтение в слух с вовлечением слухового и тактильного восприятия
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Чтение в слух с вовлечением слухового и тактильного восприятия
Автор: Трифонова Ольга Сергеевна
1 слайд «Чтение вслух с вовлечением слухового и тактильного восприятия; игры с предметами, соответствующими сюжету (1-3 года)»Одной из главных проблем нашего общества - это приобщение ребенка к чтению. К сожалению, отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал не так популярен. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры, гаджеты.А вы задумывались когда-нибудь серьезно о том, чем полезно чтение детям, зачем вообще нужно читать малышу, который даже ещё не понимает слов? Или который ещё не умеет говорить?Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослые т. е. педагог и родители, поэтому владение навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед нами педагогами дошкольников стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.Младший возраст — удивительное время, когда большинство детей переходит от первых слов к настоящей разговорной речи. Чтение книг отлично помогает расширить их словарный запас и обогатить речь новыми выражениями. Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности, служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.Чтение детям в 1 год важный и нужный процесс. Когда ребенок уже вовсю будет коммуницировать с вами и произнесет свои первые слова, наступает пора его активного вовлечения в мир книги. Начните со стихов, потешек, прибауток. Выраженный ритм этих произведений напоминает песенки. Пусть это будут простые, незамысловатые стишки. Отлично подойдут сюжетные произведения, где есть главный герой, тема, развитие и финал. Например, стихи из сборников А. Барто, К. Чуковского. В библиотеке дошкольника должны быть самые разнообразные книжки.Виды книг для малышей.Маленькие книжки: «восьмушки» и «четвертушки». Такие книги издают для самых маленьких читателей, учитывая их физические возможности. Их легко держать в руках и рассматривать без помощи взрослых. Они содержат минимум текста или состоят из одного зрительного ряда. На картинках изображено то, что может быть знакомо детям раннего возраста: домашние и некоторые дикие животные овощи, фрукты, игрушки, детская одежда.Книги-элерманы – страницы которых сделаны из картона. Они не рвутся при неосторожном обращении ребенка, не доставляют ему психических травм. Малыши не будут бояться измять или порвать книгу. Также Привлекательными для малышей являются книжки - вырубки. Книги – вырубки похожи на обычные, но все страницы вырезаны (вырублены) по контуру, какого-либо рисунка, предмета или героя, о котором идет речь в книге.Интересны книжки-игрушки. Как правило, эти книги имеют форму определённой фигуры с двигающими частями чего-либо (глаза зверей, клюв птицы, колеса машины и др.). Такие книги можно не только читать, рассматривать, но и играть как с игрушками. Есть целый ряд «звенящих», снабженных погремушками книг для детей раннего возраста. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение.Книги-раскладушки сложены наподобие мехов гармони, поэтому читать и рассматривать её нужно, раскладывая и складывая страницы. Такие книги могут быть из плотного картона, ткани, тонкого полимерного материала.Книги-стикерсы — книги с наклейками. Наклеивание наклеек – это занятие не только увлекательное, но и полезное. В такую книгу вставлен лист со специальными наклейками, которые могут быть одноразовыми, или многоразовыми. С их помощью можно научить детей комбинаторике, счету, различению цветов, развить мелкую моторику. Они не имеют отношения к детской литературе, но имеют значение в воспитании читателя: развивают интеллект, эмоции, сенсорику, приучают детей к образу книги.Интересны и полезны для детей книги-пазлы. Книга имеет внутри пазлы, которые можно собрать в картинку. Конечно, такую книгу можно не только читать, рассматривать картинки, но самим собирать картинки из кусочков. И это, развивает не только мелкую моторику пальцев рук, но и память, логическое мышление, интеллект.Музыкальные книжки – это картонные книжки со звуковым модулем. Малыш сам может нажать нужную кнопку на музыкальном модуле, чтобы прослушать песенку или другое музыкальное сопровождение.Тактильные книжки На страничках этих книг встроены различные тактильные элементы, передающие фактуру изображенного предмета (ткань, мех, картон, пластик, фольга). Например, изображен медвежонок, а его тело, сделанное из искусственного меха, у цыплёнка перышки. Играя с такими книгами, малыш не только развивает свой кругозор, но и получит жизненный опыт через прикосновения. Книга панорамка Отличием этого вида книг от обычных являются объёмные картинки, с эффектом 3д. Книжки панорамки воспринимаются малышами как кукольный театр. Польза от этих книжек, то что малыш пространственно мыслит и фантазирует, развивая свое воображение и получает понятие о форме, плоскости, пространстве.Книжки с окошечками. Этот вид книжек больше подходит для детей 2 лет. Их принципом является игра в прятки, только играют не люди, а персонажи книжки. Польза таких книжек в том, что ребенок учится определять причинно – следственную связь, что крайне важно для логического мышления и умения прогнозировать результаты каких-либо действий.Как мы видим, существует множество различных книг для дошкольников. Роль книги в процессе формирования ребенка переоценить невозможно. Книга направляет его природную любознательность, развивает ее и углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Вместе с тем детская книга должна формировать в ребенке человеческую личность, вносить в сознание маленького читателя идеи гуманизма и справедливости.Методы вовлечения детей в процесс чтения вслух.1. Использование интонации и выразительностиИнтонация и выразительность помогают создать увлекательную атмосферу во время чтения и делают сюжет более живым. Дети, особенно в возрасте 1-3 лет, являются отличными слушателями, и выразительное чтение может удерживать их внимание.1. Изменение громкости голоса: используйте тихий голос для создания интриги и громкий для ярких моментов. Это подчеркивает эмоции персонажей и события.2. Разнообразие интонаций: меняйте тон в зависимости от персонажа. Например, используйте высокий тон для детей или животных и низкий для взрослых. Это помогает детям лучше воспринимать каждого персонажа.3. Эмоциональная выразительность: показывайте чувства через голос. Если персонаж радостен, делайте голос более энергичным и веселым. Если он печален — соответственно, голос должен быть мягким и тихим.4. Паузы: используйте паузы для создания напряжения или ожидания. Это позволяет детям осмыслить услышанное.2.Введение предметов для тактильного восприятияТактильные предметы помогают детям лучше понять и запомнить сюжет, так как дети могут не только слышать, но и трогать и взаимодействовать с предметами, которые ассоциируются с историей.1. Использование игрушек: предоставьте детям мягкие игрушки или фигурки, соответствующие персонажам или предметам из книги. Пусть они держат их в руках во время чтения.2. Тактильные материалы: используйте текстильные элементы (например, кусочки ткани, имитирующие шерсть или перья), чтобы дети могли чувствовать текстуры, соответствующие описаниям из книги.3. Создание реквизита: заранее подготовьте предметы, которые могут вызывать интерес (например, маленькие корзинки, детали одежды, природные элементы). Дети могут брать их в руки и обсуждать, как они связаны с сюжетом.4. Интерактивные задания: во время чтения предлагайте детям найти предметы, которые они видят в книге. Это вовлекает их в процесс и создает более глубокое понимание сюжета.3. Включение звуковых эффектов и музыкального сопровожденияЗвуковые эффекты и музыка могут добавить эмоциональную глубину к чтению и помочь детям лучше воспринимать и запоминать происходящее.1. Звуковые эффекты: используйте музыкальные инструменты или приложения на телефоне, чтобы создавать звуки, соответствующие происходящему в книге (например, звук дождя, шорох леса, голоса животных). Позвольте детям участвовать в создании эффектов.2. Музыкальное сопровождение: выберите фоновые треки, которые подходят к атмосфере истории. Это может быть мягкая музыка во время спокойных моментов и более яркая, и динамичная в момент действия.3. Создание звукового бюджета: знакомьте детей с разными звуками, связанными с сюжетом. Например, если вы читаете о музыкантах, можно использовать инструменты, которые они могли бы видеть или слышать.4. Вовлечение детей в создание звуков: попросите детей имитировать звуки, о которых вы читаете, что помогает развить их слуховое восприятие и творческие способности. Заключение.Эти методы вовлечения детей в процесс чтения вслух создадут увлекательную и активную атмосферу, позволяя маленьким слушателям не только слушать, но и взаимодействовать с историей. Это поможет развивать их внимательность, воображение и любовь к чтению.