Чтение в слух с вовлечением слухового и тактильного восприятия


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Чтение в слух с вовлечением слухового и тактильного восприятия
Автор: Трифонова Ольга Сергеевна

1 слайд «Чтение вслух с вовлечением слухового и тактильного восприятия; игры с предметами, соответствующими сюжету (1-3 года)»Одной из главных проблем нашего общества - это приобщение ребенка к чтению. К сожалению, отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал не так популярен. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры, гаджеты.А вы задумывались когда-нибудь серьезно о том, чем полезно чтение детям, зачем вообще нужно читать малышу, который даже ещё не понимает слов? Или который ещё не умеет говорить?Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослые т. е. педагог и родители, поэтому владение навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед нами педагогами дошкольников стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.Младший возраст — удивительное время, когда большинство детей переходит от первых слов к настоящей разговорной речи. Чтение книг отлично помогает расширить их словарный запас и обогатить речь новыми выражениями. Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности, служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.Чтение детям в 1 год важный и нужный процесс. Когда ребенок уже вовсю будет коммуницировать с вами и произнесет свои первые слова, наступает пора его активного вовлечения в мир книги. Начните со стихов, потешек, прибауток. Выраженный ритм этих произведений напоминает песенки. Пусть это будут простые, незамысловатые стишки. Отлично подойдут сюжетные произведения, где есть главный герой, тема, развитие и финал. Например, стихи из сборников А. Барто, К. Чуковского. В библиотеке дошкольника должны быть самые разнообразные книжки.Виды книг для малышей.
  • Маленькие книжки: «восьмушки» и «четвертушки». Такие книги издают для самых маленьких читателей, учитывая их физические возможности. Их легко держать в руках и рассматривать без помощи взрослых. Они содержат минимум текста или состоят из одного зрительного ряда. На картинках изображено то, что может быть знакомо детям раннего возраста: домашние и некоторые дикие животные овощи, фрукты, игрушки, детская одежда.
  • Книги-элерманы – страницы которых сделаны из картона. Они не рвутся при неосторожном обращении ребенка, не доставляют ему психических травм. Малыши не будут бояться измять или порвать книгу. 
  • Также Привлекательными для малышей являются книжки - вырубки. Книги – вырубки похожи на обычные, но все страницы вырезаны (вырублены) по контуру, какого-либо рисунка, предмета или героя, о котором идет речь в книге.
  • Интересны книжки-игрушки. Как правило, эти книги имеют форму определённой фигуры с двигающими частями чего-либо (глаза зверей, клюв птицы, колеса машины и др.). Такие книги можно не только читать, рассматривать, но и играть как с игрушками. Есть целый ряд «звенящих», снабженных погре­мушками книг для детей раннего возраста. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение.
  • Книги-раскладушки сложены наподобие мехов гармони, поэтому читать и рассматривать её нужно, раскладывая и складывая страницы. Такие книги могут быть из плотного картона, ткани, тонкого полимерного материала.
  • Книги-стикерсы — книги с наклейками. Наклеивание наклеек – это занятие не только увлекательное, но и полезное. В такую книгу вставлен лист со специальными наклейками, которые могут быть одноразовыми, или многоразовыми. С их помощью можно научить детей комбинаторике, счету, различению цветов, развить мелкую моторику. Они не имеют отношения к детской литературе, но имеют значение в воспитании читателя: развивают интеллект, эмоции, сенсорику, приучают детей к образу книги.
  • Интересны и полезны для детей книги-пазлы. Книга имеет внутри пазлы, которые можно собрать в картинку. Конечно, такую книгу можно не только читать, рассматривать картинки, но самим собирать картинки из кусочков. И это, развивает не только мелкую моторику пальцев рук, но и память, логическое мышление, интеллект.
  • Музыкальные книжки – это картонные книжки со звуковым модулем. Малыш сам может нажать нужную кнопку на музыкальном модуле, чтобы прослушать песенку или другое музыкальное сопровождение.
  • Тактильные книжки На страничках этих книг встроены различные тактильные элементы, передающие фактуру изображенного предмета (ткань, мех, картон, пластик, фольга). Например, изображен медвежонок, а его тело, сделанное из искусственного меха, у цыплёнка перышки. Играя с такими книгами, малыш не только развивает свой кругозор, но и получит жизненный опыт через прикосновения.
  • Книга панорамка Отличием этого вида книг от обычных являются объёмные картинки, с эффектом 3д. Книжки панорамки воспринимаются малышами как кукольный театр. Польза от этих книжек, то что малыш пространственно мыслит и фантазирует, развивая свое воображение и получает понятие о форме, плоскости, пространстве.
  • Книжки с окошечками. Этот вид книжек больше подходит для детей 2 лет. Их принципом является игра в прятки, только играют не люди, а персонажи книжки. Польза таких книжек в том, что ребенок учится определять причинно – следственную связь, что крайне важно для логического мышления и умения прогнозировать результаты каких-либо действий.
  • Как мы видим, существует множество различных книг для дошкольников. Роль книги в процессе формирования ребенка переоценить невозможно. Книга направляет его природную любознательность, развивает ее и углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Вместе с тем детская книга должна формировать в ребенке человеческую личность, вносить в сознание маленького читателя идеи гуманизма и справедливости.Методы вовлечения детей в процесс чтения вслух.1. Использование интонации и выразительностиИнтонация и выразительность помогают создать увлекательную атмосферу во время чтения и делают сюжет более живым. Дети, особенно в возрасте 1-3 лет, являются отличными слушателями, и выразительное чтение может удерживать их внимание.1. Изменение громкости голоса: используйте тихий голос для создания интриги и громкий для ярких моментов. Это подчеркивает эмоции персонажей и события.2. Разнообразие интонаций: меняйте тон в зависимости от персонажа. Например, используйте высокий тон для детей или животных и низкий для взрослых. Это помогает детям лучше воспринимать каждого персонажа.3. Эмоциональная выразительность: показывайте чувства через голос. Если персонаж радостен, делайте голос более энергичным и веселым. Если он печален — соответственно, голос должен быть мягким и тихим.4. Паузы: используйте паузы для создания напряжения или ожидания. Это позволяет детям осмыслить услышанное.2.Введение предметов для тактильного восприятияТактильные предметы помогают детям лучше понять и запомнить сюжет, так как дети могут не только слышать, но и трогать и взаимодействовать с предметами, которые ассоциируются с историей.1. Использование игрушек: предоставьте детям мягкие игрушки или фигурки, соответствующие персонажам или предметам из книги. Пусть они держат их в руках во время чтения.2. Тактильные материалы: используйте текстильные элементы (например, кусочки ткани, имитирующие шерсть или перья), чтобы дети могли чувствовать текстуры, соответствующие описаниям из книги.3. Создание реквизита: заранее подготовьте предметы, которые могут вызывать интерес (например, маленькие корзинки, детали одежды, природные элементы). Дети могут брать их в руки и обсуждать, как они связаны с сюжетом.4. Интерактивные задания: во время чтения предлагайте детям найти предметы, которые они видят в книге. Это вовлекает их в процесс и создает более глубокое понимание сюжета.3. Включение звуковых эффектов и музыкального сопровожденияЗвуковые эффекты и музыка могут добавить эмоциональную глубину к чтению и помочь детям лучше воспринимать и запоминать происходящее.1. Звуковые эффекты: используйте музыкальные инструменты или приложения на телефоне, чтобы создавать звуки, соответствующие происходящему в книге (например, звук дождя, шорох леса, голоса животных). Позвольте детям участвовать в создании эффектов.2. Музыкальное сопровождение: выберите фоновые треки, которые подходят к атмосфере истории. Это может быть мягкая музыка во время спокойных моментов и более яркая, и динамичная в момент действия.3. Создание звукового бюджета: знакомьте детей с разными звуками, связанными с сюжетом. Например, если вы читаете о музыкантах, можно использовать инструменты, которые они могли бы видеть или слышать.4. Вовлечение детей в создание звуков: попросите детей имитировать звуки, о которых вы читаете, что помогает развить их слуховое восприятие и творческие способности. Заключение.Эти методы вовлечения детей в процесс чтения вслух создадут увлекательную и активную атмосферу, позволяя маленьким слушателям не только слушать, но и взаимодействовать с историей. Это поможет развивать их внимательность, воображение и любовь к чтению.