Программа по фортепианному ансамблю (4 года обучения)


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по фортепианному ансамблю (4 года обучения)
Автор: Рощихина Ольга Ильинична

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИМУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА«ФОРТЕПИАНО»по учебному предмету «Предмет по выбору»«Ансамбль»гсолье-Сибирское2017Рассмотрено на методическом совете УТВЕЖДЕНО: директорМБУ ДО «ДМШ» МБУ ДО «ДМШ» А.В.Серебренников«____» «____» Разработчики: О.И.Рощихина – преподаватель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «ДМШ» гсолье-Сибирское Е.А. Лукьянова - преподаватель муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «ДМШ» гсолье-СибирскоеРецензенты: А.В.Серебренников - директор, преподаватель высшей квалификационной категории МБУ ДО «ДМШ » » гсолье-СибирскоеА.Н.Тропина – зав. фортепианным отделением преподаватель МБУ ДО «ДМШ » » гсолье-СибирскоеСтруктура программы учебного предметаПояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
  • Срок реализации учебного предмета.
  • Объемучебноговремени,предусмотренныйучебнымпланом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
  • Сведения о затратах учебного времени.
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий.
  • Цели и задачи учебного предмета.
  • Структура программы учебного предмета.
  • Методы обучения.
  • Описаниематериально-техническихусловийреализацииучебного предмета .
  • II.Содержание учебного предмета
  • Учебно-тематический план.
  • Годовые требования по классам.
  • III.Требования к уровню подготовки обучающихся-Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения.IV.Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
  • Критерии оценки.
  • Методическое обеспечение учебного процесса
  • Список литературы и средств обучения
  • Методическая литература.
  • Учебная литература
  • Пояснительная запискаХарактеристика учебного предмета, его место и роль вобразовательном процессеПрограмма учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе«Рекомендаций по организации образовательной и методическойдеятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерством культуры Российской Федерации.Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле со 2 по 4 класс.За время обучения у учащихся должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базеследующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручногоисполнения,произведенияразличныхформ,стилейижанровотечественных и зарубежных композиторов.Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, а так же способствует развитию исполнительской техники и общего культурного уровня учащихся.Срок реализации учебного предметаПри реализации программ учебного предмета «Предмет по выбору» (фортепианный ансамбль) со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в годСведения о затратах учебного времениФорма проведения учебных аудиторных занятийЗанятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Мелкогрупповая (два ученика), продолжительность урока по учебному предмету –40 минут. Реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.Такие формы занятий позволяют построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подхода.Цель и задачи учебного предмета Цель:развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основеприобретенныхимизнаний,уменийинавыковансамблевогоисполнительства.Задачи:
  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
  • стимулирование развития эмоциональности,памяти,мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
  • - приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
  • расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки.
  • Структура программы учебного предметаПрограмма содержит следующие разделы:-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоениеучебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.
  • В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».Методы обученияДля достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:-словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкальногоматериала обеих партий);
  • наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
  • -индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастныхособенностей, работоспособности и уровня подготовки.Описание материально-технических условий реализации учебногопредметаУчебныеаудиториидлязанятийпоучебномупредмету«Предмет по выбору» (фортепианный ансамбль) должны иметь площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие, желательно, двух инструментов для работы над ансамблями для 2-х фортепиано.В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.II. Содержание учебного предметаУчебно-тематический план1 год обучения (2класс)2 год обучения (3класс) 3 год обучения (4 класс)Годовые требования по классам2 класс (1 год обучения)На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара есложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому друг к другу уровню подготовки.За год ученики должны пройти 5-6 ансамблей. В конце учебного года проводитсяконтрольныйурок,на котором исполняются два разнохарактерных произведения. Контрольным уроком может считаться выступление на концерте.Примерный рекомендуемый репертуарный список:1. Джерди переложение Г.Балаева «Песенка герцога» из оперы «Риголетто»2.П.Хил переложение Н. Мордасова «С днем рождения»3.Н.Мордасов «Две пьесы в стиле джаза» 4. П.И. Чайковский «Вальс» из оперы «Евгений Онегин» 5.М.И.Глинка «Краковяк» из оперы «Иван Сусанин»6.Н.А.Римский-корсаков «Интермеццо» из оперы «Царская невеста»7.А.Живцов «Бульба» белорусский народный танец8.обр.В.Неедлы «Чешская народная песня» 9.Г.Струве «Веселый перепляс»10.М.П.Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»11.М.И.Глинка «Жаворонок»12.Н.А.Римский-Корсаков «Отрывок» из оперы «Сказка о царе Салтане»13.В.Ребиков «Лодка по морю плывет» словенская песня14.А.Диабелли «Романс»15.И.Брамс «Колыбельная»16.П.И.Чайковский «У ворот, ворот» русская народная песня17.«Светит месяц» русская народная песня3класс (2 год обучения)Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
  • умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
  • умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
  • совместно работать над динамикой произведения;
  • анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
  • В течение учебного года следует пройти 5-6 ансамблей (с разной степенью готовности). В конце года контрольный урок из двух произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к контрольному уроку.Примерный рекомендуемый репертуарный список:1. В.Баснер «С чего начинается Родина» ( песня из кинофильма «Щит и меч» (вкладыш) 2. М Парцхаладзе «Вальс». Хрестоматия для фортепиано 3 кл Сост. А.Бакулов.Сорокин изд. « Музыка» Москва, 19903. С.Разорёнов «Танец маленьких мышек » 4. А.Варламов «На заре ты её не буди» Ю.Августинов Учитесь играть на рояле2 ,изд 2, Ленинград «Музыка»,19865. обр. И.Корольковой на тему С. Халаимова «Сладкоежка» 6. П.Чайковский « Танец лебедей » из балета Лебединое озеро. Хрестоматия педагогического репертуара 1-2х классов. Сост Н.Любомудрова, К.Сорокина, А.Туманян изд. «Музыка» Москва, 19667. В.Азарашвили «Вальс» Для 2х фортепиано8 Л.В.Бетховен «Полонез» 9. Чешский танец «Редовак» сб. «Слон-Бостон» Для фортепиано в 4 руки Сост.Е. Иршаи. изд. Советский композитор Ленинград, 199110. М.Глинка «Вальс-Фантазия» 11. обр.С.Дементьевой-Васильевой «Полька –Янка» 12. В.Соловьёв-Седой «Подмосковные вечера» 13Арибоедов «Вальс» 14. И.Беркович «Полька»15. П.Чайковский «Трепак» 16. С.Джоплин переложение С.Сильванского «Регтайм» Ансамбли для фортепиано 1-3кл «Музична Украина».17. О.Питерсон «Старый автомобиль» 18. Ж.Пересветовой. Сбкола фортепианного ансамбля «Первые шаги» Сост. Ж.А.Пересветова. изд. « Композитор» Санкт-Петербург.19. «Полька». Из сборника «Детский музыкальный цветник» А.Дюбюк20. «Марш храбрых лилипутов». «Детский музыкальный цветник» А.Дюбюк сб. « Играем в четыре руки ». Вып1.Сост.Е.Сорокина и А.Бахчиев.21. В.А.Моцарт. «Менуэт» из оперы «Дон Жуан» 22. О.Фельцман переложение Д.Федосова «Полька» «Играем вдвоём» 2вып.гркутск, 2006г.«Девчонки и мальчишки» А.ОстровскийСбный пианист 2 Сост.Л.Ройзман, В.Натансон.23. К.Хачатурян «Вальс цветов» из балета «Чиполлино» 24. М.Шмитц «Принцесса танцует вальс» из сборника «За роялем всей семьёй» СП.Союз Художников, 2006г.25. Ф.Шуберт Детский марш. «Слон- Бостон» Для фортепиано в 4 руки Сост.Е. Иршаи. изд. Советский композитор. Ленинград, 1991г4 класс (3год обучения)Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;совместно работать над динамикой произведения;анализировать содержание и стиль музыкального произведенияВ течение учебного года следует пройти 5-6 ансамблей (с разной степенью готовности). В конце года контрольный урок из двух произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к контрольному уроку.Примерный рекомендуемый репертуарный список:1 р.н.п.« Вдоль по улице» 2. р.н.п. «Сама садик я садила» 3 р.н.п..«Ехал на ярмарку ухарь –купец» 4. р.н.п. «Белолица-круглолица»5. Романс «Очи чёрные» 6.Обработки Г.Балаева из сборника Фортепианные ансамбли Сост.Г.БалаевАатевосян.Ростов-на-Дону, «Феникс».7. М.Глинка.«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила » 8. Э.Григ «Танец Анитры». Из сюиты « Пер Гюнт» 9 М.Шмитц.«Оранжевые буги») «За роялем всей семьёй» СП.Союз Художников, 2006г.10. О.Фельцман Полька» 11. В.Ребиков «Вальс из оперы-сказки «Ёлка» перел. Д.Федосова Сб. «Играем вдвоём» вып. 2 гркутск, 2006г 12. Ф.Шуберт «Серенада» 13. Ж.Бизе «Волчок» (Экспромт) из цикла «Детские игры»14. р.н.п. «Светит месяц» обр.для ф-но С.Павлюченко Песни народов СССРиев «Музична Украина»,1982г15. Б.Барток «Четыре румынских танца» 1и2 танцы Ансамбли, пьесы для 2х фортепиано. Вып.1. Изд. «Музыка» Москв,1973г.16. В.А.Моцарт «Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро» Юный пианист 2 Издосква «Советский композитор», 1992г17. Грузинская н6ародная песня «Сулико» обр.для ф-но С.Павлюченко Песни народов СССРиев «Музична Украина»,1982г18.Мордасов «Лунная дорожка»19. Г.Балаев «Вечерний город»20.Обр.из сборника Фортепианные ансамбли Сост.Г.БалаевАатевосян.Ростов-на-Дону, «Феникс».21. Р.Глиэр «Мазурка»оч.41 22 Н.Чемберджи.«Снегурочка» 23 К.Эйгес на темы А.Ярошевского.«Вальс» 24. Н.Раков «Грустная песенка» 25. Н. Раков «Весёлая песенка» Ансамбли Пьесы для 2х фортепиано вып 1.26. М.Сильванский. «Лёгкий концерт» для фортепиано и струнного оркестра 3 часть 27. И.Беркович «Концерт №2 для фортепиано и струнного оркестра 2 и 3 части 28. И.Штраус обр. Пороцкого «Полька» Альбом ученика -пианиста концерты и ансамбли для фортепиано младшие и средние классы .III. Требования к уровню подготовки учащихся:Требования к уровню подготовки на различных этапах обученияУровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета, который предполагает формирование определенных знаний, умений, навыков.В течение первого года обучения у партнеров должны быть достаточно развиты:-навык ансамблевого мышления (умение вместе вступить, играть и поставить заключительный аккорд);-навык ритмического и темпового единства;-правильное понимание функций своей партии (солирующая-аккомпанирующая, главная-поддерживающая);-наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки.К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:-вместе вступать и заканчивать произведение;-уметь быстро реагировать на изменения в игре партнера;-уметь слышать и выстраивать фактуру, уметь согласовывать свою партию с партией партнера;-уметь целостно воспринимать музыкальное произведение.IV.Формы и методы контроля, система оценокАттестация: цели, виды, форма, содержаниеОценка качества реализации учебного предмета включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию учащегося в конце каждого полугодия. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, а также выступления на концертах.Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету образовательное учреждение устанавливает самостоятельно.Критерии оценкиПри оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к знаниям музыкой;наличие исполнительской культуры, развитиямузыкального мышления;овладение практическими умениями и навыками в ансамблевом исполнительстве;степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.V. Методическое обеспечение учебного процессаОдна из главных задач преподавателя по предмету «Предмет по выбору» (фортепианный ансамбль) подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.Необходимым условием для успешного обучения по предмету является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию).Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения камерной музыки.Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.Необходимосовместносученикамианализироватьформу произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.Вначалекаждогополугодияпреподавательсоставляетиндивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступныепостепенитехническойи образнойсложностиысокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.VI. Список литературы и средств обученияМетодическая литература1. Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста» Методическое пособие. Издание 2-е Москва «Советский композитор», 1989.2 Б.Милич «Воспитание ученика-пианиста» 3-4 кл ДМШ Киев «Музична Украина», 1979.3. С.Савтинский «Работа пианиста над музыкальным произведением», «Музыка» Москва Ленинград, 19644.«Короткие рассуждения» издание 3 дополненное. «Музыка» Ленинградское отделение, 19815.«Ребёнок за роялем» педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике Москва, 19816. Е.М.Тимакин «Навыки координации в развитии пианиста (учебно-методическое пособие) Москва «Советский композитор»,19877. Ж.А.Пересветова «Первые шаги» Школа фортепианного ансамбля «Композитор» Санкт-Петербург,20088. В.А.Натансон «Вопросы музыкальной педагогики» 1 выпуск Редактор-составитель «Музыка» Москва, 19799. В.В.Крюкова «Музыкальная педагогика» «Феникс» Ростов-на-Дону, 2002Учебная литература:1.Э.Григ ор.35 Норвежские танцы. Для фортепиано в четыре руки Москва «Музыка» ,19912. Альбом ученика – пианиста. Концерты и ансамбли для фортепиано младшие и средние классы ДМШ. 3. Ж.А.Пересветова «Первые шаги» Школа фортепианного ансамбля изд. «Композитор» Санкт-Петербург,20084.«Ансамбли» Пьесы для 2х фортепиано вып 1.5. Г.БалаевАатевосян Фортепианные ансамбли Ростов-на-Дону, «Феникс».6.«За роялем всей семьёй» СП.СоюзХудожников, 20067. Переложение Д.Федосова «Играем вдвоём» вып. 2 гркутск, 20068 С.Павлюченко.«Песни народов СССР» Обр.для ф-ноиев «Музична Украина»,19829. Б.Барток «Четыре румынских танца» Ансамбли, пьесы для 2х фортепиано. Вып.1.Изд. «Музыка» Москва,197310.«Юный пианист 2» Москва «Советский композитор», 199211.Ансамбли « Пьесы для 2х фортепиано вып 1».12.«Альбом ученика – пианиста» концерты и ансамбли для фортепиано младшие и средние классы ДМШ. 13. А.Бакулов.Сорокин Хрестоматия для фортепиано 3 кл « Музыка» Москва, 199014. . Ю.Августинов « Учитесь играть на рояле. ч2» Изд 2, Ленинград «Музыка»,198615. Н.Любомудрова, К.Сорокина, А.Туманян «Хрестоматия педагогического репертуара 1-2х» классов «Музыка» Москва, 196616. Е. Иршаи «Слон-Бостон» Для фортепиано в 4 руки изд. Советский композитор. Ленинград, 1991 17.«Ансамбли для фортепиано 1-3кл» «Музична Украина».18. Е.Сорокина и А.Бахчиев « Играем в четыре руки» вып119. Сост.Л.Ройзман, В.Натансон «Юный пианистМосква,Советский композитор», 1992 20.« «Играем в четыре руки» альбом фортепианных ансамблей для средних классов детских музыкальных школ Санкт-Петербург, 199921.Н Раков «Пьесы для 2х фортепиано» вып.1