Взаимодействие образовательного учреждения с работодателем
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимодействие образовательного учреждения с работодателем
Автор: Музипова Миляуша Рауфовна
ДОКЛАДТема «Взаимодействие образовательного учреждения с работодателем» Сегодня, в период интенсивного спроса на кадры с новыми качественными характеристиками, обеспечивающими способность предприятий преобразовывать каждый профессиональный вклад в реальную продукцию, приносящую доход, в среднем профессиональном образовании (СПО) предпринимаются новые усилия по перезагрузке механизмов управления подготовкой обучающихся. В связи с этим требуется решение целого ряда задач, среди которых приоритетными являются задачи государственной политики в сфере образования, такие как, поддержка существующей системы профессионального образования и развитие новых перспективных направлений подготовки квалифицированных кадров и специалистов для экономики страны. Список наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, устанавливают приоритеты государственной политики, среди которых ключевыми являются: актуализация и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Новые ФГОС СПО, выступающие как инструмент обновления и модернизации системы подготовки рабочих кадров, отражают современный подход к регламентации требований к результатам освоения образовательных программ и их качественному преобразованию в сторону усиления ориентации на вызовы технологического уклада. С целью преобразования системы по качественной подготовки квалифицированных кадров среднего звена актуально и целесообразно приглашение работодателя для очного присутствия в работе квалификационной комиссии в качестве председателя при проведении квалификационных экзаменов, а также в работе ГАК при защите выпускной квалификационной работы (дипломного проекта). Формами государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования являются защита выпускной квалификационной работы и (или) государственный(ые) экзамен(ы), в том числе в виде демонстрационного экзамена. В нашем учебном заведении форма государственной итоговой аттестации – Дипломная работа (дипломный проект). Для его выполнения возникает ряд трудностей. Для необходимого набора материала, студент должен пройти полноценную практику на соответствующих предприятиях. Никому не секрет, на сегодняшний день промышленные предприятия очень трудно сотрудничают с учебными заведениями. Для решения этой проблемы необходимо тесное сотрудничество руководства учебного заведения с руководителями предприятий. Необходимо заинтересовать работодателя в качественной подготовке выпускника, который в завтрашнем дне будет их высококвалифицированным рабочим. Еще одной проблемой, которой сталкивается на сегодняшний день учебное заведение, является подготовка преподавателя, который по знаниям отстает от современных тенденций развития технологий в нефтяной и газовой промышленности. Необходимо заключать и быть в тесном контакте с предприятиями соответствующего направления и добиваться безотказного прохождения стажировок, а также заключать с высшими учебными заведениями договора для повышения квалификации по доступной цене. Одним из концептуальных нововведений ФГОС СПО нового поколения является демонстрационный экзамен, предназначением которого становится изменение требований к задачам и процедурам оценки достижений обучающимися результатов освоения образовательной программы. Государственная итоговая аттестация (ГИА) по образовательным программам СПО сегодня должна представлять собой иную систему, при которой решение обучающимися практических заданий, свидетельствующих об освоенности ими профессиональных и общих компетенций, будет осуществляться в реальном времени в присутствии профессиональных экспертов и наблюдателей. В то же время, как любое революционное преобразование, введение демонстрационного экзамена требует от профессионально-педагогического сообщества осмысления, обсуждения и принятия приемлемых вариантов реализации. Сравнительный анализ показывает, что государственная итоговая аттестация, целью которой является установление факта достижения результатов образовательной программы – освоения общих и профессиональных компетенций, в действующих ФГОС не имеет акцента на демонстрацию освоенности обучающимися знаний и умений в режиме «здесь и сейчас». Например, выпускная квалификационная работа для оценки освоенности профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО у специалистов среднего звена представляет собой комплексный дипломный проект, над которым выпускник работает в течение нескольких месяцев (оценка качества выпускников со стороны предприятия обеспечивается присутствием работодателя в качестве председателя комиссии на защите дипломных работ, что обеспечивает более глубокую подготовку студентов и реальную оценку подготовки студентов СПО).Механизмы взаимодействия колледжа с работодателем:1. Договоры с предприятиями;2. Реализация производственных практик на предприятии;3. Организация встреч представителей работодателя со студентами;4. Экскурсии на предприятия, учебные полигоны;5. Участие в учебном процессе сотрудников предприятий - работодателей6. Регулярное взаимодействие с выпускниками;7. Ежегодный мониторинг трудоустройства выпускников;8. Повышение квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения. Опыт сотрудничества нашего колледжа с работодателями показал целесообразность заключения трёхсторонних и двухсторонних договоров социального партнёрства. Дальнейшее развитие экономики страны невозможно без осуществления государственной образовательной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях. Необходимо разрабатывать и внедрять с участием работодателей, профессиональных образовательных учреждений городские, республиканские целевые программы по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.