"Гербарий. Что это?"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Гербарий. Что это?"
Автор: Серезинтинова Татьяна Леонидовна

Проект для дошкольников: «Гербарий. Что это?» Выполнили : Серезинтинова Т.Л. Малявка Ю.В.Актуальность :Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и конечно же, знать. Знать строение растения, его внешний вид, особенности, целебные свойства.Проблема:Дети в недостаточной степени имеют представления о растениях их разнообразии и полезных свойствах.Цель проекта
  • Формирование у детей интереса к природе и бережного отношения к растениям через практическую деятельность по созданию гербария.
  • Задачи
  • Образовательные
  • Познакомить детей с понятиями «растение», «листья», «цветы», «стебель», «корень».
  • Обучить основным приемам сбора и высушивания растений для гербария.
  • Воспитательные
  • Воспитать аккуратность, ответственность, трудолюбие и уважение к живой природе.
  • Развивать умение работать в группе и взаимопомощь.
  • Развивающие
  • Развивать наблюдательность, мелкую моторику, графические навыки (подписи, рисунки).
  • Развивать речь при описании объектов и результатов работы.
  • Аудитория
  • Дети 6–7 лет ( подготовительная группы).
  • Продолжительность проекта
  • 4 недели (с возможностью продления в зависимости от сезона).
  • Этапы реализации
  • Подготовительный (1–2 занятия)
  • Беседа о растениях: что такое растение, зачем они нужны, где растут.
  • Ознакомление с правилами безопасности при сборе растений (не рвать редкие и охраняемые виды, не подходить к дорогам, не собирать растения с частных участков без разрешения, не пробовать на вкус).
  • Обсуждение итогового продукта — книжки-гербария, демонстрация примеров (слова, описания, образцы, но без изображений в проекте).
  • Подготовка материалов: плотная бумага/картон, газеты, пресс (или толстые книги), клей ПВА, скотч, подписи-наклейки, карандаши, лупа, пинцет, ножницы, контейнеры, пакеты.
  • Так как в этом проекте ребёнку помогали родители, то первоначальный этап – это совместный поиск материала по теме проекта. Были использованы научная, художественная литература, а также ресурсы интернета.Узнали много интересного и полезного:- когда и как собирать материал для гербария;- как правильно подготовить его для оформления;- как составить гербарий.В ходе этой работы выяснили:- при работе с  ввиду его хрупкости;- придерживаться правил составления гербария и ;- высушенный материал можно ещё использовать для создания аппликаций, букетов и коллажей.А также в процессе работы над научно - познавательным проектом выяснили интересные факты:1. Жозеф Турнефор (1656—1708, французский врач, ботаник и путешественник был первый, кто применил термин «гербарий» (около 1700 года) к сборам засушенных растений.2. Способ засушивания растений между листами бумаги изобрёл итальянский врач и ботаник Лучо Гини (1490—1556).3. Луччо Гини, как основатель Пизанского ботанического сада, первым изобрёл гербарии.4. В России первый гербарный лист был заложен Петром I.Основной этап проектаСбор растенийТак как гербарий – это коллекция засушенных растений, наша работа сводится к тому, чтобы растения (или их части) собрать, засушить и составить из них коллекцию.Для того чтобы побольше узнать об окружающих растениях, необходимо научиться собирать и составлять гербарий.Как оказалось, существуют правила составления гербария.1. Лучше собирать растения в сухую солнечную погоду.2. Растения для гербария нужно собирать в местах, где их растёт много, выбирая экземпляры среднего размера.3. Если встречается всего одно растение, то его надо оставить – возможно, оно редкое для этих мест, и, появившись в гербарии, навсегда исчезнет там, где его нашли.Родители напомнили, что мы не должны приходить к природе как варвары, и даже если что-то берём от неё, то надо позаботиться о том, чтобы у природы хватило сил восстановиться.Для гербария собираем небольшие веточки с листьями этих растений.Подготовка материала к засушиваниюПосле сбора материала надо как можно раньше заняться обработкой собранных листьев. Если необходимо, надо отряхнуть с них пыль или мелкий мусор и поместить их между двумя листами бумаги.Сам лист растения нужно хорошо расправить, следя при этом, чтобы он сохранял естественный вид. Теперь надо хорошо высушить собранные листья.Все собранные листья аккуратно разложить и между страницами старой и уже не нужной книги или между листами бумаги или газеты. Затем газеты (или листы бумаги) с листьями нужно поместить под пресс.В качестве пресса можно использовать все что угодно (можно использовать и книги).К дальнейшей работе с листьями можно приступать только после их полного высушивания.
  • Демонстрация техники размещения растения между газетами, выравнивания, укладки в пресс/под толстые книги.
  • Дети (с помощью воспитателя) укладывают свои образцы, подписывают листы (название, место сбора, дата). Для младших — запись делает воспитатель, ребенок рисует свою обычную метку.
  • Оставить на просушку 1–2 недели, периодически менять газеты при необходимости.
  • Составление гербарияДля изготовления гербария понадобится бумага для ксерокса, картон.Составлять гербарий мы начали после того, как листочки хорошо просохли. Теперь они стали очень хрупкие! Необходимо очень аккуратно обращаться с ними.Расположение растения (или его частей) на гербарном листеЗасушенные растения располагаются на листе, который так и называется - гербарный лист.Гербарный лист должен располагаться вертикально. Кроме засушенного растения (или его части), на гербарном листе надо кратко описать это растение. Завершающий этапОформление проекта на бумажных носителяхДля этого собираем в одну папку все гербарные листы и материал, который поясняет всю нашу работу:Оформление гербария (2–3 занятия)
  • Достать высушенные образцы, аккуратно приклеить на подготовленные листы картона или плотной бумаги.
  • Подписать: название растения (простые названия: дуб, клен, одуванчик, ромашка и т. п.), место и дата сбора, кто собирал.
  • Добавить небольшую заметку: где растет, какого цвета цветок, запах, кто на нем живет (например, бабочка).
  • Для развития творческих навыков: дети могут дорисовать фон, рамку, добавить краешек бумаги с опознавательными знаками сезона.
  • Представление и рефлексия (1 занятие)
  • Организовать «выставку гербариев» в группе или уголке природы.
  • Дети рассказывают о своих образцах: что собирали, где, что особенного.
  • Попросить детей отметить, что нового узнали, что понравилось. Воспитатель делает заключение и фиксирует результаты.
  • ЗаключениеПроект «Гербарий» способствует развитию экологической культуры, внимательности и творческих навыков у дошкольников. Он легко адаптируется по возрасту и условиям, не требует сложного оборудования и позволяет включить семьи в образовательный процесс.