«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Автор: Маслякова Юлия Сергеевна
УтверждаюЗаведующий МДОУ «Детский сад № 106» ____________________И.А. БанниковаПриказ №_____от «___»__________2025 г.План по самообразованию на тему«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»на 2025-2026 учебный год Воспитатель компенсирующей разновозрастной группы №2 Маслякова Ю.С. 2025 гПлан самообразования по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Китайская пословица Актуальность темы: Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников лежат жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях. Наша задача – развитие личностных, физических и интеллектуальных качеств дошкольника. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. Исследования дают возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», а также дают возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, сравнением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Путем экспериментирования ребенок сам достигает результата, делает выводы и наблюдает за «чудом», так одновременно формируется и творческая мысль и научный интерес. Преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Экспериментируя с природными материалами и физическими состояниями, у ребенка развивается интерес и понимание законов природы, любовь к природе и естественным наукам. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально-личностного, творческого развития. Задачи: изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности; создать условия для поддержания исследовательской активности детей; поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, активность и самостоятельность в познавательно-поисковой и других видах деятельности для развития физических, личностных и интеллектуальных качеств ребенка оценочное и критическое отношение к миру; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы; развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность. Воспитывать интерес детей и бережное отношение к природе, целеустремленность и настойчивость Методы и приемы работы: Практические проблемно-поисковые ; беседы; опыты; наблюдения на прогулках, эксперименты; чтение художественной литературы; дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации; трудовые поручения, действия. Предполагаемый результат: Повышение профессионального мастерства Создание современной предметно-развивающей среды в группе; Дети научатся определять разнообразные методы решения поставленных ряда задач самостоятельно. У детей сформируется умение подбирать несколько вариантов решения поставленных задач У детей пополнится словарный запас и активизируется речь специальной терминологией. Разовьется желание самостоятельно делать выводы и выдвигать Перспективный план по самообразованию Вывод: В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществСписок литературы:ФГОСДубина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.Дубина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с..Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.«Опытно-экспериментальная деятельность» В. В. Москаленко. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г., №2/ 2000 г. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г.Отчёт по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания в старшей группе» Воспитатель: Маслякова Ю.С. 2023-2024гг.Тема самообразования «Сюжетно – ролевая игра как средство нравственного воспитания в старшей группе»» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы - формирование у ребёнка положительных межличностных отношений в процессе сюжетно - ролевых игр.Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:• создание предметно - игровую среду, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;• освоение современных технологий и игры;• повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей;Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий:• правильная организация и руководство игрой;• правильно сформулированная мотивация;• многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность;• учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:• организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;• инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;• общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;• наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);• образные игры - имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;• чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных (образовательная методика «Добрые сказки»);• рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях, ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье);• сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых., я разработала планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада.Также я изготовила картотеку сюжетно - ролевых игр. В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.В своей работе я использовала следующие принципы организации игры в детском коллективе:• развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию;• формирование умения договориться о теме игры;• самостоятельное распределение ролей;• обсуждение основного развития сюжета;• подготовка игровой обстановки.Таким образом, сюжетно - ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. В заключении хочу отметить, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.