Интегрированный урок «Расчёт бюджета семьи»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированный урок «Расчёт бюджета семьи»
Автор: Петренко Светлана Георгиевна

«Расчёт бюджета семьи» Нестандартный урок закрепления арифметических действий в 7 «Б» и в 8 «А» классах.Тема урока: «Расчёт бюджета семьи»Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний. Цель: Закрепление арифметических действий на примере расчета бюджета семьи. Задачи урока:Образовательные:- учить рассчитывать доходы семьи, с учётом социальных выплат каждому её члену;Коррекционно-развивающие: - способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения;- развивать умение планировать доходы и расходы в семье;- развивать устную речь через составление связного рассказа с опорой на слайды презентации.Воспитательные:- способствовать развитию личностных качеств (трудолюбие, старание, дисциплина, самостоятельность).Оборудование урока: - ПК, мультимедийный проектор, экран;- презентация « Расчёт бюджета семьи»;- карточки – со словарными словами;- карточки – с указанием размера денежных выплат;- карточки – с заданиями для индивидуальной работы;- наборы продуктов питания с указанной ценой;-тест «Экономическая игра».Ход урока
  • Организационный момент.Приветствие. Урок сегодня необычный - для учащихся двух классов сразу. Тема урока: «Расчёт бюджета семьи с учётом социальных выплат». (Слайд №1)
  • Сегодня на уроке ученики 7 «Б» класса будут консультантами и помогут ребятам 8 «А» класса рассчитать доходы семьи. 2. Актуализация знаний.На уроке СБО ученики 8 «А» класса изучали тему «Бюджет семьи».- Что составляет бюджет семьи? (Слайд №2)- Доходы и расходы (словарная работа читают 1,2 ученика)Давайте уточним, что такое доход семьи, и из чего он складывается? - Где работает твоя мама?- Что она получают за свой труд? (зарплата - это заработная плата, читают 1,2 ученика)- А пожилые люди, которые уже не работают, что получают они от государства? (пенсия словарная работа читают 1,2 ученика)- Кому еще в нашем государстве платят пенсию? (инвалидам взрослым и инвалидам детям)  -1-- Многие наши выпускники учатся в колледжах, какие выплаты от государства они получают за хорошую учебу? (стипендия читают 1,2 ученика)- Семьям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации государство выплачивает денежные пособия, субсидии, и др. материальную помощь (читают 1,2 ученика)Давайте проверим, как вы запомнили названия денежных выплат. 3. Первичное закрепление материала.Тест «Экономическая игротека».  Вопросы и варианты ответов зачитывают ребята 7 класса, выбирают единственный правильный ответ и подчёркивают ученики 8 «А» класса.( работа в парах)Вопрос № 1. Чем отличается домашний труд от труда на производстве?• На производстве веселее трудиться.• На производстве за труд платят деньги.• На производстве много народа.Вопрос № 2. Как называются деньги, которые получают родители за работу?• Плата• Зарплата• ПосылкаВопрос № 3. Как называются деньги, которые выплачивает государство пожилым людям? Пенсия• Продукты питанияНаградаВопрос № 4. Как называются деньги, получаемые за хорошую учёбу в колледже, ВУЗе?• Премия• ПодарокСтипендияВопрос № 5.На какую материальную помощь могут рассчитывать многодетные и малообеспеченные семьи?Конфеты, мороженное, фруктыВыплаты, пособия, субсидииГрамоты, награды, призыПроверяют правильность по ПК. (Слайд 3).Ученики 8 «А» класса проверяют свои ответы и ставят + или -, контроль и оценку работ осуществляют учащиеся 7 «Б» класса. На первый вопрос вы подчеркиваете На производстве за труд платят деньгиНа второй вопрос подчеркиваете ЗарплатаНа третий вопрос ПенсияНа четвёртый вопрос СтипендияНа пятый вопрос Выплаты, пособия, субсидииЗа теоретические знания вы получаете следующие оценки…..- Что же такое доход семьи и из чего он складывается? (Слайд №4) -2-- Прочитайте, из чего складывается доход семьи. (1,2 ученика)Вывод: Доход семьи складывается из денег, получаемых каждым членом семьи. ( делает учитель) 4. Физминутка:- Мы долго работали, отдохнём!Сложите руки перед собой, закройте глаза, опустите голову на руки, считаем до 10.Подняли голову, открыли глаза, пальцами помассировали мочки ушей – активизируем работу мозга.Поднимаем и опускаем плечи – кровь лучше поступает к мозгу.Встаём, поднимаем руки в стороны и вверх, опускаем руки и садимся на свои места. 5. Практическая работаНа учительском столе стоят таблички со словом зарплата, её получают ваши родители на предприятиях, где они работают.На двух других столах – таблички, с названиями социальных денежных выплат и местом, где они оформляются.Давайте их внимательно изучим: Пенсионный фонд России в г. Коврове, находится на ул. Свердлова д.22.Здесь оформляются и выплачиваются пенсии, субсидии на оплату ЖКХ.Центр социальной защиты населения, находится на пр-те Ленина д.42-А.Здесь оформляются пособия, и др. денежные выплаты.Памятки для каждого на будущее.- Я получила разрешение ваших родителей посчитать доход за месяц семей ребят 8 «А» класса.- Уточняем состав ваших семей, и какие денежные средства, получают ваши семьи.Состав семьи Антона:- Антон, с кем ты живёшь? Папа, мама и брат Матвей. Возьми со стола таблички со словом зарплата мамы, зарплата папы, Какие ещё денежные средства поступают в доход вашей семьи? Идёшь к столу с ПФР и берёшь 2 пенсии на ребёнка инвалида и субсидия на оплату коммунальных услуг ЖКХ. ( Консультант поможет посчитать денежные выплаты вашей семьи). - 3 -Даниил:С кем ты живёшь?Мама получает зарплату? Что получает бабушка? (Возьми со стола таблички со словом зарплата мамы, пенсия бабушки и пенсия на ребёнка – инвалида берём в ПФР на ул. Свердлова, отнеси консультанту данные о доходах вашей семьи). Таня: Возьми со стола ПФР две таблички пенсия на ребенка инвалида 13800р. Х 2 + и выплата по уходу 5500р. Х 2, тоже две. Ваня: - Куда Ваня будет обращаться за пенсией бабушки, и пенсией на ребенка инвалида? А где выдаётся зарплата бабушки и старшего брата?Консультантам надо составить пример на порядок действий и найти сумму чисел. Ученики 8 «А» класса выполняют индивидуальные задания: 19р. + 2р. х 2 = 23р. 15р. + 10р. + 14р. = 39р. 3 х (15р. – 9р.) = 18р. 20 : 4 х 2 =10р. Ваня на карточкеИз ответов составь слово, расположив числа в порядке убывания.Р -50 Л – 40 П – 39 Я – 23 Д – 22 Х – 21 О – 20 Т – 18 М – 15 Ь – 10 (ПЯТЬ) это оценка за правильно выполненное задание. Набрать монетами разного достоинства деньги на проезд в троллейбусе до школы и обратно. У доски работают Таня, Антон и Даниил Таня, Антон и Даниил. Даниил и Таня набирают по 16 рублей (монетами разного достоинства). Антон на доске выполняет сложение столбиком 16р. + 16р.= 32р. Ученики 7 «Б» класса у доски подсчитывают, сколько денег истратим на проезд за (месяц) 26 учебных дней, на двоих детей, и на двух троллейбусах, в школу и обратно. 32р. 832р. 1664р. х26 х 2 х 2 +192 1664р. 3328р. 64832р.Оценки……. .Проверяем подсчеты консультантов на ПК. Зачитываем, пример на порядок действий и результат. Доход семьи Антона складывается из ……….., ………… и равен ……… .з/п мамы 10000р. + з/п папы 6000р. + пенсия 13800р. х 2 + субсидия 1670р.(Слайд №5) Оценка …… .Как выполняли сложение в данном случае? Чему равна сумма трёх чисел?Доход семьи Даниила складывается из ……….., ………… и равен ……… .з/п мамы 15000р. + пенсия бабушки 10000р.+ пенсия на ребенка инвалида 13800р.(Слайд №6) Оценка …… .Зачитываем, пример на порядок действий и результат. - 4 – Доход семьи Тани складывается из ……….., ………… и равен ……… .две пенсии на ребенка инвалида 13800р. + два пособия по уходу за ребенком инвалидом 5500р.(Слайд №7) Оценка …… .Сколько чисел складывали в данном случае? Чему равна сумма?Доход семьи Ивана складывается из ……….., ………… и равен ……… . пенсия на ребенка инвалида 13800р. + пенсия бабушки 10000р. + з/п бабушки 8000р. + з/п брата 8000р.(Слайд №8) Оценка …… . 6. Физминутка:- Повернитесь друг к другу лицом, соедините руки ладонь к ладони – силовое упражнение для рук и плеч. Продолжаем работать.- Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись и без расходов.Бюджет это доходы и расходы семьи за определенный период времени (месяц) - Это наш кошелёк. Мы в него деньги складываем и тратим (расходуем). (Слайд №9)Теперь мы будем учиться считать расходы. Поэтому:игра «магазин»: Посчитать бумажные купюры: сколько денег? Таняученики 8 «А» класса возьмут по купюре 100р. и сходят с ней в магазин за продуктами. Надо выбрать два товара и посчитать их стоимость. Будет ли сдача со 100 рублей. Набор продуктов: Буханка хлеба 21р., батон 27р., молоко 38р., масло сливочное 59р., масло подсолнечное 64р., конфеты 46р.1 ученик работает у доски. Остальные на местах. Консультанты проверяют и оценивают работу учеников 8 «А» класса. Записываем примеры столбиком и решаем их.47 + 24 = 71 100 – 71 = 29 46 + 38 = 84 100 – 84 =1638 + 59 = 97 100 – 97 = 3 64 + 27 = 91 100 – 91 = 9Если останется время, возвращаем на учительский стол 100р. и берём сдачу мелочью. 6. Итоги урока: Вы узнали, в какие организации города надо обращаться за материальной поддержкой ваших семей. Ученики 7 «Б» класса помогли рассчитать доходы ваших семей. Ученики 8 «А» класса продемонстрировали умение выполнять письменное сложение и вычитание (столбиком). Все молодцы, спасибо за активную - 5 –работу. Открыть дневники, сегодня двойные оценки за урок: ….У вас останутся памятки с адресом социальных служб говрова, вы в любой момент можете посмотреть график работы, телефоны. - 6 -