Интегрированный урок «Расчёт бюджета семьи»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированный урок «Расчёт бюджета семьи»
Автор: Петренко Светлана Георгиевна
«Расчёт бюджета семьи» Нестандартный урок закрепления арифметических действий в 7 «Б» и в 8 «А» классах.Тема урока: «Расчёт бюджета семьи»Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний. Цель: Закрепление арифметических действий на примере расчета бюджета семьи. Задачи урока:Образовательные:- учить рассчитывать доходы семьи, с учётом социальных выплат каждому её члену;Коррекционно-развивающие: - способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения;- развивать умение планировать доходы и расходы в семье;- развивать устную речь через составление связного рассказа с опорой на слайды презентации.Воспитательные:- способствовать развитию личностных качеств (трудолюбие, старание, дисциплина, самостоятельность).Оборудование урока: - ПК, мультимедийный проектор, экран;- презентация « Расчёт бюджета семьи»;- карточки – со словарными словами;- карточки – с указанием размера денежных выплат;- карточки – с заданиями для индивидуальной работы;- наборы продуктов питания с указанной ценой;-тест «Экономическая игра».Ход урокаОрганизационный момент.Приветствие. Урок сегодня необычный - для учащихся двух классов сразу. Тема урока: «Расчёт бюджета семьи с учётом социальных выплат». (Слайд №1)Сегодня на уроке ученики 7 «Б» класса будут консультантами и помогут ребятам 8 «А» класса рассчитать доходы семьи. 2. Актуализация знаний.На уроке СБО ученики 8 «А» класса изучали тему «Бюджет семьи».- Что составляет бюджет семьи? (Слайд №2)- Доходы и расходы (словарная работа читают 1,2 ученика)Давайте уточним, что такое доход семьи, и из чего он складывается? - Где работает твоя мама?- Что она получают за свой труд? (зарплата - это заработная плата, читают 1,2 ученика)- А пожилые люди, которые уже не работают, что получают они от государства? (пенсия словарная работа читают 1,2 ученика)- Кому еще в нашем государстве платят пенсию? (инвалидам взрослым и инвалидам детям) -1-- Многие наши выпускники учатся в колледжах, какие выплаты от государства они получают за хорошую учебу? (стипендия читают 1,2 ученика)- Семьям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации государство выплачивает денежные пособия, субсидии, и др. материальную помощь (читают 1,2 ученика)Давайте проверим, как вы запомнили названия денежных выплат. 3. Первичное закрепление материала.Тест «Экономическая игротека». Вопросы и варианты ответов зачитывают ребята 7 класса, выбирают единственный правильный ответ и подчёркивают ученики 8 «А» класса.( работа в парах)Вопрос № 1. Чем отличается домашний труд от труда на производстве?• На производстве веселее трудиться.• На производстве за труд платят деньги.• На производстве много народа.Вопрос № 2. Как называются деньги, которые получают родители за работу?• Плата• Зарплата• ПосылкаВопрос № 3. Как называются деньги, которые выплачивает государство пожилым людям? • Пенсия• Продукты питания• НаградаВопрос № 4. Как называются деньги, получаемые за хорошую учёбу в колледже, ВУЗе?• Премия• Подарок• СтипендияВопрос № 5.На какую материальную помощь могут рассчитывать многодетные и малообеспеченные семьи?• Конфеты, мороженное, фрукты• Выплаты, пособия, субсидии• Грамоты, награды, призыПроверяют правильность по ПК. (Слайд №3).Ученики 8 «А» класса проверяют свои ответы и ставят + или -, контроль и оценку работ осуществляют учащиеся 7 «Б» класса. На первый вопрос вы подчеркиваете • На производстве за труд платят деньгиНа второй вопрос подчеркиваете • ЗарплатаНа третий вопрос • ПенсияНа четвёртый вопрос • СтипендияНа пятый вопрос • Выплаты, пособия, субсидииЗа теоретические знания вы получаете следующие оценки…..- Что же такое доход семьи и из чего он складывается? (Слайд №4) -2-- Прочитайте, из чего складывается доход семьи. (1,2 ученика)Вывод: Доход семьи складывается из денег, получаемых каждым членом семьи. ( делает учитель) 4. Физминутка:- Мы долго работали, отдохнём!Сложите руки перед собой, закройте глаза, опустите голову на руки, считаем до 10.Подняли голову, открыли глаза, пальцами помассировали мочки ушей – активизируем работу мозга.Поднимаем и опускаем плечи – кровь лучше поступает к мозгу.Встаём, поднимаем руки в стороны и вверх, опускаем руки и садимся на свои места. 5. Практическая работаНа учительском столе стоят таблички со словом зарплата, её получают ваши родители на предприятиях, где они работают.На двух других столах – таблички, с названиями социальных денежных выплат и местом, где они оформляются.Давайте их внимательно изучим: Пенсионный фонд России в г. Коврове, находится на ул. Свердлова д.22.Здесь оформляются и выплачиваются пенсии, субсидии на оплату ЖКХ.Центр социальной защиты населения, находится на пр-те Ленина д.42-А.Здесь оформляются пособия, и др. денежные выплаты.Памятки для каждого на будущее.- Я получила разрешение ваших родителей посчитать доход за месяц семей ребят 8 «А» класса.- Уточняем состав ваших семей, и какие денежные средства, получают ваши семьи.Состав семьи Антона:- Антон, с кем ты живёшь? Папа, мама и брат Матвей. Возьми со стола таблички со словом зарплата мамы, зарплата папы, Какие ещё денежные средства поступают в доход вашей семьи? Идёшь к столу с ПФР и берёшь 2 пенсии на ребёнка – инвалида и субсидия на оплату коммунальных услуг ЖКХ. ( Консультант поможет посчитать денежные выплаты вашей семьи). - 3 -Даниил:С кем ты живёшь?Мама получает зарплату? Что получает бабушка? (Возьми со стола таблички со словом зарплата мамы, пенсия бабушки и пенсия на ребёнка – инвалида берём в ПФР на ул. Свердлова, отнеси консультанту данные о доходах вашей семьи). Таня: Возьми со стола ПФР две таблички пенсия на ребенка инвалида 13800р. Х 2 + и выплата по уходу 5500р. Х 2, тоже две. Ваня: - Куда Ваня будет обращаться за пенсией бабушки, и пенсией на ребенка инвалида? А где выдаётся зарплата бабушки и старшего брата?Консультантам надо составить пример на порядок действий и найти сумму чисел. Ученики 8 «А» класса выполняют индивидуальные задания: 19р. + 2р. х 2 = 23р. 15р. + 10р. + 14р. = 39р. 3 х (15р. – 9р.) = 18р. 20 : 4 х 2 =10р. Ваня на карточкеИз ответов составь слово, расположив числа в порядке убывания.Р -50 Л – 40 П – 39 Я – 23 Д – 22 Х – 21 О – 20 Т – 18 М – 15 Ь – 10 (ПЯТЬ) это оценка за правильно выполненное задание. Набрать монетами разного достоинства деньги на проезд в троллейбусе до школы и обратно. У доски работают Таня, Антон и Даниил Таня, Антон и Даниил. Даниил и Таня набирают по 16 рублей (монетами разного достоинства). Антон на доске выполняет сложение столбиком 16р. + 16р.= 32р. Ученики 7 «Б» класса у доски подсчитывают, сколько денег истратим на проезд за (месяц) 26 учебных дней, на двоих детей, и на двух троллейбусах, в школу и обратно. 32р. 832р. 1664р. х26 х 2 х 2 +192 1664р. 3328р. 64832р.Оценки……. .Проверяем подсчеты консультантов на ПК. Зачитываем, пример на порядок действий и результат. Доход семьи Антона складывается из ……….., ………… и равен ……… .з/п мамы 10000р. + з/п папы 6000р. + пенсия 13800р. х 2 + субсидия 1670р.(Слайд №5) Оценка …… .Как выполняли сложение в данном случае? Чему равна сумма трёх чисел?Доход семьи Даниила складывается из ……….., ………… и равен ……… .з/п мамы 15000р. + пенсия бабушки 10000р.+ пенсия на ребенка инвалида 13800р.(Слайд №6) Оценка …… .Зачитываем, пример на порядок действий и результат. - 4 – Доход семьи Тани складывается из ……….., ………… и равен ……… .две пенсии на ребенка инвалида 13800р. + два пособия по уходу за ребенком инвалидом 5500р.(Слайд №7) Оценка …… .Сколько чисел складывали в данном случае? Чему равна сумма?Доход семьи Ивана складывается из ……….., ………… и равен ……… . пенсия на ребенка инвалида 13800р. + пенсия бабушки 10000р. + з/п бабушки 8000р. + з/п брата 8000р.(Слайд №8) Оценка …… . 6. Физминутка:- Повернитесь друг к другу лицом, соедините руки ладонь к ладони – силовое упражнение для рук и плеч. Продолжаем работать.- Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись и без расходов.Бюджет это доходы и расходы семьи за определенный период времени (месяц) - Это наш кошелёк. Мы в него деньги складываем и тратим (расходуем). (Слайд №9)Теперь мы будем учиться считать расходы. Поэтому:игра «магазин»: Посчитать бумажные купюры: сколько денег? Таняученики 8 «А» класса возьмут по купюре 100р. и сходят с ней в магазин за продуктами. Надо выбрать два товара и посчитать их стоимость. Будет ли сдача со 100 рублей. Набор продуктов: Буханка хлеба 21р., батон 27р., молоко 38р., масло сливочное 59р., масло подсолнечное 64р., конфеты 46р.1 ученик работает у доски. Остальные на местах. Консультанты проверяют и оценивают работу учеников 8 «А» класса. Записываем примеры столбиком и решаем их.47 + 24 = 71 100 – 71 = 29 46 + 38 = 84 100 – 84 =1638 + 59 = 97 100 – 97 = 3 64 + 27 = 91 100 – 91 = 9Если останется время, возвращаем на учительский стол 100р. и берём сдачу мелочью. 6. Итоги урока: Вы узнали, в какие организации города надо обращаться за материальной поддержкой ваших семей. Ученики 7 «Б» класса помогли рассчитать доходы ваших семей. Ученики 8 «А» класса продемонстрировали умение выполнять письменное сложение и вычитание (столбиком). Все молодцы, спасибо за активную - 5 –работу. Открыть дневники, сегодня двойные оценки за урок: ….У вас останутся памятки с адресом социальных служб г.Коврова, вы в любой момент можете посмотреть график работы, телефоны. - 6 -