Развитие познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Автор: Грищук Наталья Николаевна
Развитие познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) направлено на активизацию психических процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи. Это важно, так как у детей с ОВЗ часто отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. ЗадачиФормирование мотивации учения на удовлетворение познавательных интересов.Развитие приёмов умственных действий (анализ, сравнение, обобщение).Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.Формирование учебных навыков и умений (умения обдумывать и планировать свои действия, проверять результат действий). МетодыИспользование активных методов обучения, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности. Например:Применение сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны — плюс, с другой — минус, круги разного цвета по звукам). Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывании кроссворда. Использование мультимедийных презентаций для наглядности, повышения мотивационной активности. Регулярная смена видов деятельности и форм работы на занятии, чтобы не дать ребёнку потерять интерес к изучаемому материалу. УпражненияДля развития логического мышления — задания на описание предмета по заданному алгоритму или схеме, на узнавание предметов по описанию, сравнение предметов, группировка. Для развития способности действовать в уме — ребусы, кроссворды, анаграммы. Для развития восприятия — задания на умение различать предметы на ощупь, выделять признаки в предмете, соотносить предметы по величине, форме. Для развития ориентации в пространстве — игры на нахождение спрятанного предмета в классе по подсказкам, на выполнение ряда действий по инструкции. ОценкаРезультаты развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ оцениваются с помощью диагностики. Некоторые методы: Первичная диагностика — определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребёнка, причин и механизмов трудностей в обучении.Динамическое изучение — отслеживание динамики развития ребёнка, определение соответствия выбранных форм, приёмов, методов обучения уровню развития учащегося.Этапная диагностика — констатация результативности и определение эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия дефектолога.Некоторые игры, которые способствуют развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ:«Угадай слово». Ребёнок должен угадать произвольно выбранное слово (конкретный предмет, название животного, растения и т. п.). Для этого нужно задавать уточняющие вопросы, на которые можно получить только ответы «да» или «нет». Игра способствует развитию навыков классификации, выделению наиболее значимых признаков, выработке оптимальной стратегии продвижения к результату.«С одной буквы». Участники делятся на две команды. Ведущий называет букву, а команды по очереди называют по одному предмету, находящемуся в комнате и начинающемуся с этой буквы. Та команда, которая называет последнее слово, побеждает.«Добрые слова». Игра предназначена для развития памяти и коммуникативных качеств ребёнка. Участники сидят в кругу, они должны по очереди называть добрые и ласковые слова. На обдумывание даётся 2 секунды, повторяться нельзя. Тот, кто не может больше придумать доброе слово, выбывает из игры.«Зрительная память». Участники разбиваются на две команды. Все участники под руководством ведущего внимательно рассматривают портрет, стараются запомнить все детали. Затем ведущий просит отвернуться всех игроков и вносит как можно больше изменений в этот портрет. Затем из каждой команды по очереди к портрету должны подходить игроки и по одному изменению должны приводить его в исходное положение. Какая команда поправляет больше изменений, та и выиграла.«В гостях у Клоуна» (живое — неживое). Игра учит различать живые и неживые предметы, упражняет в постановке вопросов «Кто это? Что это?», закрепляет навык построения простого (назывного) предложения, развивает внимание, память.«Подбери картинку к предлогу». Игра учит понимать пространственные значения предлогов, дифференцировать предлоги «в — на, над — под, за — перед» и др., совершенствует умение составлять простые предложения с использованием предлогов.Игровая деятельность — важный инструмент обучения и социализации детей с ОВЗ. Адаптация игровых методик под конкретные особенности ребёнка делает занятия эффективными и безопасными. Пальчиковая гимнастика и упражнения для развития координации движений пальцев рук:- «Семья» - в соответствии с текстом стиха поочередно сгибать пальцы руки;- «Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить;- «Дождик» - барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;- «Пальчики здороваются» - на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединить кончики пальцев обеих рук – большой с большим и т.д.;- Посчитай-ка» - сжать руку в кулак, считать пальцы, разгибая их, сначала на правой руке, затем на левой;- «Соревнования по бегу» - средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе);- «Кулак-ребро-ладонь» - поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе;- «Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней;- «Фонарики» - руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика;- имитационные движения для кистей рук: мытье рук перед едой, стряхивание воды с кисти, надевание перчаток, поглаживание кошки и др.Упражнения с предметами:- перекатывание карандаша по столу и между ладонями;- перебирание бус или четок;- завязывание и развязывание узлов;- плетение косичек, завязывание бантов;- стирание ластиком нарисованных предметов;- всасывание воды пипеткой или капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;- нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»;- прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;- наматывание ниток, ленточек на катушки;- составление цепочки из канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;- составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник, машина);- нанизывание на шнурок крупных бусин, пуговиц, макаронных изделий;- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;- завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;- доставание бусин ложкой из стакана;- складывание мелких деталей в узкий цилиндр;- работа со шнуровкой.Упражнения с разнофактурными наполнителями:- поиск спрятанной в песок игрушки, предмета;- рисование на песке различных линий, орнаментов, изображений;- «сухой бассейн» из фасоли и гороха;- массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;- сенсорные подушечки, начиненные разными крупами (разминание, похлопывание, постукивание, перекатывание);- пересыпание крупы из одной ёмкости в другую;- «волшебный мешочек»;- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;- выкладывание цифр, букв, фигурок животных.Графическая работа с рисунком:- проведение карандашом различных линий: прямых горизонтальных, вертикальных, диагональных, перекрестных, петлеобразных;- рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий;- обводка фигур с использованием «рамок-вкладышей»;- обводка рисунка по контуру, используя трафареты, линейки;- штриховка контурных рисунков в разных направлениях;- рисование по опорным точкам;- дорисовывание изображений;- простейшее рисование по клеткам;- рисование предметов, по форме напоминающих буквы (петельки, капельки, ежики и т.д.);- письмо элементов букв.Успешность обучения детей с умеренной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем. Содержание коррекционных занятий планируется таким образом, чтобы обучающиеся могли изучить один и тот же материал при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.Во время занятий использую игровые моменты, участие игровых персонажей, которые поддерживают интерес детей к предлагаемой деятельности и положительно влияют на ход проведения занятия.Перечисленные выше задания, игры и упражнения не только развивают графо-моторные навыки детей, но и способствуют развитию внимания, речи, мышления, памяти, наблюдательности, зрительного восприятия, помогают двигательному раскрепощению и преодолению замкнутости.