Формирование функциональной грамотности через внеурочную деятельность
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование функциональной грамотности через внеурочную деятельность
Автор: Фишер Наталья Павловна
Методическая разработкаФормирование функциональной грамотности через внеурочную деятельность. Автор: Фишер Наталья Павловна, учитель английского язык Аннотация Методическая разработка посвящена актуальной проблеме формирования функциональной грамотности у учащихся среднего звена (5-7 классы) через внеурочную деятельность, а именно посредством работы кружка "Клуб сценического искусства". Данная разработка раскрывает потенциал театральной деятельности как эффективного средства для развития читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности, а также креативного мышления, глобальных компетенций и коммуникативных навыков. В разработке представлена структура кружка, этапы реализации программы, а также система управления, основанная на применении активных и интерактивных методов, таких как технология коллективной творческой деятельности, игровые технологии, технология творческих мастерских и проектная технология. Данная методическая разработка будет полезна педагогам, заинтересованным в формировании функциональной грамотности у учащихся через внеурочную деятельность, а также руководителям театральных кружков и студий.Преуспевающий человек сегодня — это тот человек, который способен жить в ногу со временем и применять свои функциональные навыки, может разобраться и найти выход из сложной ситуации. Главная задача школы в настоящее время - научить детей рационально использовать знания и навыки в разных сферах жизни. Функциональная грамотность формируется во всех сферах деятельности школы, включая внеурочную деятельность. Формирование функциональной грамотности через внеурочную деятельность осуществляется путем применения разнообразных форм работы, таких как кружки, конкурсы, олимпиады, деловые игры и проектная деятельность, которые развивают у учащихся читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую грамотность, а также креативное мышление и глобальные компетенции. Внеурочные занятия создают особую эмоционально насыщенную среду, мотивируя детей к самостоятельному обучению и повышая их уверенность в своих силах. Как средство формирования функциональной грамотности нашей гимназии является кружок «Клуб сценического искусства». Актуальность кружка обусловлена потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного и адаптированного поведения. Работа «Клуба сценического искусства» предполагает реализацию принципа коммуникативной направленности посредством русского и английского языков. Важной частью коммуникативной компетенции является социальная составляющая, которая предполагает готовность и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, а также умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией. Занятия в «Клубе сценического искусства» предоставляют прекрасную возможность для формирования у школьников коммуникативной компетенции во всех ее аспектах. Ребенок получает на занятиях возможность развития информационной, социокультурной, социально-политической, компенсаторной составляющей образованности в современном понимании. Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях. Цель программы «Клуб сценического искусства» -создание условий для освоения навыков необходимых для жизни, создание условий для реализации детского творческого потенциала и личной инициативы в проявлении своих способностей и представлении результата своей деятельности. Задачи кружка: выявить высокомотивированных детей, проявляющих склонность к творческой деятельности; создать творческую среду для проявления детского творческого потенциала и личной инициативы и представления результата своей деятельности; организовать социально-значимую деятельность детей и взрослых; расширить коммуникативные компетенции обучающихся, воспитывать чувства ответственности, нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества). Таким образом, в театральной деятельности учащиеся получают возможность обрести уверенность в своих силах, завести новые социальные связи, освоить новые навыки, найти себя и те ценности и привычки, которые позволяют людям вести здоровый, продуктивный и полноценный образ жизни и быть активными членами общества, интегрируя это в свою жизнь. Проект адресован учащимся среднего звена (5-7 классы). Курс рассчитан на 30 занятий продолжительностью 1 академический час каждое. (приложение 1)Ожидаемые результаты-в результате прохождения программного материала обучающийся сможет развить навыки критического мышления, повысить уверенность в себе и уровень театральных навыков, а также ученики получат возможность работать вместе, чтобы найти решение в спонтанных ситуациях, возникающие в результате совместной деятельности, что, несомненно, очень эффективно для формирования функциональной грамотности. Часто именно в таком сотрудничестве рождаются очень интересные и яркие решения. Отличительной чертой программы данного кружка от традиционных уроков являются формы проведения занятий: имитация ситуации, озвучивание и пантомима, импровизация на заданную тему, творческие экспромты, упражнения на релаксацию, упражнения на разогрев, тренинги на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность), создание мини сценариев на материале образцов, тематические сценарии, их защита, режиссура, актёрское мастерство. Данные формы дадут возможность каждому учащемуся реализовать себя.Кружок предусматривает знакомство с теорией и терминологией, проведение воркшопов по актерскому мастерству, постановку сценок, спектаклей, проведение мастер-классов от профессионалов, групповых проектов.Этапы реализации программы кружка1 этап - Информационно-аналитический 2 этап – Мотивационно - целевой 3 этап - Планово-прогностический 4 этап - Организационно-исполнительский 5 этап - Контрольно-диагностический 6 этап – Регулятивно - коррекционный Характеристика этапов реализации программыДля реализации программы кружка была разработана система управления, которая базируется на применение активных и интерактивных методах, которые способствуют активному участию учеников и развитию их творческих способностей. Применяются технологии: технология коллективной творческой деятельности, игровые технологии,технология творческих мастерских, проектная технология.Структура кружка выстроена таким образом, чтобы все звенья данной системы функционировали в унисон, дополняя друг друга.Таким образом, формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности средствами театральной деятельности кружка «Клуб сценического искусства» имеет большой потенциал, оно возможно с помощью широкого спектра приёмов, методов, форм организации деятельности обучающихся, позволяя развивать навыки, важные для жизни и карьеры. Участие в подобных кружках не только обогащает культурный опыт детей, но и формирует их личность, готовую к вызовам современного мира. Приложение 1.Учебно-тематический план «Клуба сценического искусства»Курс рассчитан на 30 занятий продолжительностью 1 академический час каждое.В основе занятий лежат следующие методические принципы: интеграция основных речевых умений и навыков;последовательное их развитие;коммуникативная направленность;контекстуальное введение лексики;применение полученных знаний и умений на практике;соответствие материалов курса возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.Контроль результатов обучения осуществляется посредством показательных выступлений и последующей рефлексии.Ведущая форма работы во время занятий – групповая.Содержание обучения. Выбор и работа над театрализованным представлением. Выразительное чтение произведения учителем, беседа.Распределение ролей. Чтение произведения учащимися.Отработка чтения ролей.Интонация. Настроение, характер персонажа.Занятия сценическим движением.Занятия техникой речи.Репетиция по эпизодам.Разучивание песен для выступления.Создание эскизов, декораций и бутафории к спектаклю.Монтировочные репетиции.Музыкальное оформление спектакля.Премьера. Реакция зрителей – коррективы, изменения в спектакле.Рефлексия.Итог занятий. Планы на будущее.Приложение 2. Ресурсное обеспечение