Из опыта работы учителя-дефектолога в условиях инклюзивных групп
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Из опыта работы учителя-дефектолога в условиях инклюзивных групп
Автор: Газарова Кнара Борисовна
Из опыта работы учителя-дефектолога в условиях инклюзивных группАннотация: Статья будет полезна учителям-дефектологам, воспитателям дошкольных учреждений, другим специалистам, работающим в условиях инклюзии. В ней изложен опыт организации занятий с неоднородным не только по возрасту, но и по уровню психического развития составом детей. Приводятся приёмы как сделать занятие максимально интересным и познавательным для всех участников образовательного процесса.Ключевые слова: инклюзивные группы, учитель-дефектолог. Инклюзивное образование открывает большие возможности для социализации, адаптации и воспитания детей с особыми потребностями, когда для реализации этих целей ребёнок вводится в среду нормально развивающихся сверстников. Процесс же обучения данной категории детей, в силу их различных индивидуальных способностей и возможностей, невозможен без личностно – ориентированного подхода, без создания дополнительных условий для успешного усвоения материала. Поэтому, говоря об инклюзивном образовании, мы не исключаем, а, наоборот, подчёркиваем значение процесса интеграции.Состав интегрированных групп, неоднороден. Наравне с нормально развивающимися детьми, их посещают и дети, у которых отмечается как незначительное отставание в развитии, так и серьёзные нарушения органического характера.Неоднородный состав групп требует и особого подхода к организации обучающих занятий. Необходимо сделать этот процесс интересным и познавательным для всех детей, посещающих группы. Моей задачей является не только вооружение детей определенными знаниями, но и формирование у них познавательного интереса, стремления узнавать что-то новое, желания и привычки думать и запоминать, умения слушать и слышать.Организуя свою работу в интегрированных группах, я опираюсь на тщательный анализ развития детей. Мои наблюдения показали, что многие из них испытывают трудности в процессе овладения сенсорными эталонами: цветом, формой, величиной; большинство не умеют ориентироваться в пространстве вокруг себя, и относительно себя. И почти все дети (это относится и к нормально развивающимся) затрудняются в выделении, сравнении существенных признаков окружающих объектов, установлении между ними закономерных связей и отношений, произведении поисковых действий.Поэтому свои занятия я стараюсь начинать с постановки проблемных ситуаций. Это делает процесс обучения интересным и привлекательным, а в ходе их решения дети учатся выявлять существенные признаки объектов, устанавливать между ними взаимосвязи и отношения. Так, например: при знакомстве с формами шара и куба детям предлагается сначала скатить эти два предмета с горки. В результате они не только устанавливают существенные признаки шара и куба, но и получают эталон для сравнения их между собой, а также с другими формами. Далее, при изучении форм треугольника, кирпичика и других дети уже способны самостоятельно, без предварительных опытов, предположить покатится ли изучаемая форма с горки или нет.Чрезвычайно важным мне представляется формирование у детей не разрозненных сведений об окружающем мире, а единой системы знаний о нем. Поэтому, планируя очередное занятие, я стараюсь оттолкнуться от уже изученного, связать новый материал с хорошо знакомым детям, обеспечить его преемственность. Так, например: знакомя детей с эталонами длины, я опираюсь на хорошо знакомые для них понятия «большой», «маленький». Детям предлагается построить ворота из кирпичиков разной длины, а затем прокатить под ними машинки разной величины. Совместно озвучивается результат: большая машинка может проехать только в одни ворота, потому что одни ворота - большие, а другие - маленькие. Далее дети подводятся к установлению вывода о том, что большие ворота получаются из длинных кирпичиков, а маленькие – из коротких. При изучении эталонов ширины, предлагаю детям при помощи кирпичиков разной длины построить мостики через 2 речки. В результате эксперимента дети приходят к выводу: длинный кирпичик понадобился для широкой речки, короткий – для узкой.Еще один принципиальный момент, положенный в основу деятельности интегрированных групп — это побуждение родителей стать активными участниками развития ребёнка, их включение в процесс обучения. При организации занятий с ребёнком всегда предусматривается участие родителей. Специалисты намечают очередные задачи, разъясняют родителям значение этих задач в контексте общего развития ребёнка, демонстрируют технику выполнения того или иного задания и совместно с родителями вырабатывают стратегию отработки определенных шагов в домашних условиях. При условии регулярных занятий с ребёнком дома он благополучно усваивает все необходимые ему в дальнейшей жизни умения и навыки.